Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 мая по 15 июня 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/05-18/00081035).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 4 по 11 июля 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования. По результатам публичных консультаций поступили позиции компании Комитета производителей алкогольной продукции, Diageo, СРО "Винодельческий Союз" (справка прилагается).
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы маркировки алкогольной продукции акцизными и федеральными специальными марками: от 27 июля 2012 г. N 775 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции" (далее - Постановление N 775), от 21 декабря 2005 г. N 785 (ред. от 31.03.2018) "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками (далее - Постановление N 785), от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" (далее - Постановление N 866).
В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, предусмотрен переход с 1 июля 2018 года на "помарочный" учет алкогольной продукции, в Постановления N 775 и 785 вносятся соответствующие изменения.
Обращаем внимание на следующие замечания к проекту акта.
1. Согласно проектируемому абзацу 5 подпункта "б" пункта 2 проекта акта проектируется новая редакция пункта 3(1) Правил маркировки алкогольной продукции акцизными марками, утвержденных Постановлением N 866. В том числе указанными изменениями предусмотрено, что акцизные марки, выдаваемые таможенными органами, должны наноситься "с надписью "0,25 л" - на крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет 0,25 литра включительно".
Вместе с тем действующей редакцией пункта 3(1) Постановления N 866 определены следующие надписи на акцизных марках:
"до 0,1 л" - на водку и крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет до 0,1 литра включительно;
"до 0,25 л" - на водку и крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет от 0,1 литра до 0,25 литра включительно;
"до 0,5 л" - на водку и крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет от 0,25 литра до 0,5 литра включительно;
"до 0,75 л" - на водку и крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет от 0,5 литра до 0,75 литра включительно;
"до 1 л" - на водку и крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет от 0,75 литра до 1 литра включительно;
"свыше 1 л" - на водку и крепкие спиртные напитки с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которых в потребительской таре составляет более 1 литра.
Проектируемое регулирование ограничивая, таким образом, объем потребительской тары размером "0,25 л", вводит ограничение на ввоз крепких спиртных напитков в потребительской таре от 0,1 литра до 0,25, поскольку акцизных марок для такой продукции проектируемым регулированием не предусмотрено.
Представляется необходимым в проектируемой редакции пункта 3(1) Правил маркировки алкогольной продукции акцизными марками, утвержденных Постановлением N 866, предусмотреть надпись "до 0,25 л" для крепких спиртных напитков с содержанием этилового спирта свыше 25 процентов объема готовой продукции, объем которыхв потребительской таре составляет от 0,1 до 0,25 литра.
2. Пунктом 1 проекта акта проектируется пункт 3 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением N 785, представить в новой редакции. В частности, предусматривается, что федеральные специальные марки с надписью "Вина игристые (шампанские)" должны наноситься на "игристое вино (шампанское) с содержанием этилового спирта от 8,5 процентов до 13,5 процентов объема готовой продукции включительно, за исключением игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, игристого вина (шампанского) с защищенным наименованием места происхождения", с надписью "Вина игристые (шампанские) (особые)" - "на игристое вино (шампанское) с защищенным географическим указанием, игристое вино (шампанского) с защищенным наименованием места происхождения с содержанием этилового спирта от 8,5 процентов до 13,5 процентов объема готовой продукции включительно".
Обращаем внимание, что Постановление N 785 предусматривает другую верхнюю границу содержания этилового спирта в указанной продукции - до 15 процентов, а также не предусматривает нижней границы содержания этилового спирта. Обоснований такого пересмотра разработчиком не представлено. Между тем представляется, что при наличии производителей, выпускающих игристые вина (шампанское) с содержанием этилового спирта менее 8,5 и (или) более 13,5 процентов проектируемое регулирование, по сути, ограничит их возможности для реализации такой продукции.
Полагаем целесообразным оставить без изменения требования Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденных Постановлением N 785, к алкогольной продукции, на которую наносятся федеральные специальные марки с надписью "Вина игристые (шампанские)" и "Вина игристые (шампанские) (особые)".
3. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками, которые приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации (в территориальном органе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка); алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Закон N 171-ФЗ предусматривает единые требования к перечню документов, необходимых для приобретения федеральных специальных марок и акцизных марок (пункт 2.1 статьи 12).
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ "федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе".
Согласно разделу III Инструкции о взаимодействии таможенных органов и действиях должностных лиц таможенных органов по обеспечению организаций акцизными марками для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, и контроля за использованием акцизных марок, утвержденной приказом ФТС России от 9 марта 2006 г. N 183 (далее - Инструкция) управление*(1) осуществляет сбор и обобщение поступивших от уполномоченных таможенных органов заявок на приобретение акцизных марок, полученных от импортеров алкогольной продукции, и на их основе формирует заказ ФТС России на изготовление акцизных марок (далее - заказ ФТС России), который направляется в объединение "Гознак".
Управление ведет оперативный контроль и учет исполнения заказов ФТС России и сроков изготовления акцизных марок Объединением "Гознак".
Пунктом 4 Постановления N 785 определен следующий порядок изготовления федеральных специальных марок: "изготовление федеральных специальных марок осуществляется акционерным обществом "Гознак" (далее - организация-изготовитель) в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы, в течение 19 рабочих дней со дня поступления от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка решения об изготовлении таких марок".
Между тем ни Постановлением N 866, ни Постановлением N 775 не определен срок изготовления акцизных марок акционерным обществом "Гознак".
Отсутствие соответствующих положений привело к тому, что, по информации, полученной от представителей бизнес-сообщества, срок изготовления акцизных марок может составлять 80-90 дней.
Обращаем внимание на существенные необоснованные затраты хозяйствующих субъектов, связанные в затягиванием сроков изготовления акцизных марок (сроки уведомления о готовности марок, сроки их получения законодательством Российской Федерации определены).
Представители бизнес-сообщества представили следующие расчеты.
Среди документов, обязательных к представлению для приобретения акцизных марок, определен "документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства".
В качестве такого обеспечения хозяйствующими субъектами предоставляется банковская гарантия, стоимость обслуживания которой в среднем составляет 1% в год.
Размер ставки для расчета сумм обеспечения в зависимости от кода ТН ВЭД определен письмом ФТС России от 28 ноября 2017 г. N 01-30/75138 (от 12 января 2017 г. N 01-11/00552).
В соответствии с указанным документом ставка для расчета суммы обеспечения алкогольной продукции, например, с кодом ТН ВЭД 2208 50 составляет 429 рублей за 1 литр. При ввозе соответствующей алкогольной продукции в объеме 18 млн литров в год и при сокращении сроков изготовления акцизных марок с 80 до 30 дней экономия на затратах по обслуживанию банковской гарантии составит 10,6 млн рублей:
18 млн. литров* 429 рублей*0,01/365*80=16 924 931 руб. (затраты на обслуживание банковской гарантии при изготовлении акцизных марок в течение 80 дней)
18 млн. литров* 429 рублей*0,01/365*30= 6 346 849 руб. (затраты на обслуживание банковской гарантии при изготовлении акцизных марок в течение 30 дней).
Обращаем внимание, что ставки для расчета сумм обеспечения для крепкого алкоголя с другими кодами ТН ВЭД составляют сумму, превышающую рассматриваемые 429 рублей.
Представляется необходимым по аналогии с положениями Постановления N 785 определить срок изготовления акцизных марок единственным изготовителем -акционерным обществом "Гознак".
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства
Российской Федерации "О внесении изменений в акты Правительства
Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 4 по 11 июля 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступили позиции Комитета производителей алкогольной продукции, Diageo, СРО "Винодельческий Союз".
Комитет производителей алкогольной продукции, Diageo: "в наименовании акцизных марок для крепких спиртных напитков, предусмотренных проектом приказа Минфина России в названии акцизной марки "Крепкие спиртные напитки 0,25 л" пропущено слово "ДО". Текущее наименование данного типа: "Крепкие спиртные напитки до 0,25 л". Кроме того, участники публичных консультаций обратили внимание на отсутствие законодательно определенного срока изготовления акцизных марок при том, что для производства федеральных специальных марок такой срок определен.
СРО "Винодельческий союз" поддержало проектируемое регулирование.
-------------------------------------------
*(1) Под управлением в Инструкции понимается структурное подразделение ФТС России, уполномоченное правовым актом ФТС России исполнять функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, организовывать деятельность таможенных органов по контролю за правильностью маркировки алкогольной продукции с использованием современных технологий и способов защиты акцизных марок, обеспечивать взаимодействие таможенных органов и организаций, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, при изготовлении и получении акцизных марок, организовывать учет и выдачу таможенными органами акцизных марок, прием поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок в таможенных органах, а также обеспечить контроль: за использованием акцизных марок согласно установленному порядку организациями; за соблюдением таможенными органами порядка выдачи акцизных марок и их учета, а также за сроками, объемом и достоверностью информации, представляемой таможенными органами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.