Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в части совершенствования планирования развития транспортной инфраструктуры и перевозок при градостроительной деятельности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N Пр-2165ГС.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является определение транспортного планирования в качестве одного из приоритетов при разработке документов территориального планирования на всех уровнях, в том числе:
- планирование создания транспортной инфраструктуры для осуществления пассажирских перевозок с учетом существующих и перспективных пассажиропотоков;
- взаимоувязанное развитие пассажирских перевозок в границах территорий (субъект Российской Федерации, муниципальное образование);
- создание транспортно-пересадочных узлов разного уровня, обеспечивающих рациональную организацию пассажирских перевозок.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 13 июня по 3 июля 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/06-18/00081479).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в период с 12 по 19 июля 2018 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства экономического развития Иркутской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, Министерства транспорта Архангельской области, Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерства транспорта Кировской области, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Департамента строительства и транспорта Белгородской области, Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, Департамента транспорта Ярославской области, Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Комитета промышленности, транспорта, связи и энергетики Республики Ингушетия, Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области, Управления дорог и транспорта Липецкой области, Государственного органа Новгородской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области и его аппарат", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Правительства Хабаровского края, Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерства экономического развития Новосибирской области, Министерства экономического развития Сахалинской области, Министерства транспорта Ростовской области, Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерства территориального развития Забайкальского края, Управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Комитета по экономике и развитию Курской области, содержащие ряд замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. Частью 1 статьи 1 проекта акта Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) дополняется новым видом документа территориального планирования - программой комплексного развития транспортной инфраструктуры в отношении территории двух и более муниципальных образований (частей территории двух и более муниципальных образований), разрабатываемых субъектами Российской Федерации (часть 4 статьи 1 проекта акта) на основании требований к таким программам и порядка их согласования, установленным органом государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности (часть 3 статьи 1 проекта акта).
Перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта акта, приложенных разработчиком в сопроводительных материалах к проекту акта, Минтрансом России указывается на необходимость разработки методических рекомендаций по транспортному планированию (часть 5 статьи 1 проекта акта) и квалификационных требований к специалистам по разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа.
Вместе с тем в соответствии со статьей 3 проекта акта проектируемое регулирование вступает в силу по истечении 1 года после дня его официального опубликования.
Учитывая, что для разработки и утверждения вышеуказанных подзаконных актов также необходим неопределенный период времени, а также принимая во внимание возможные риски установления высокозатратных требований для бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в соответствующих подзаконных актах, полагаем, что указанного переходного периода может быть не достаточно для реализации проектируемого регулирования.
Так, по информации, поступившей в рамках проведения публичных консультаций Минэкономразвития России, в настоящее время программы комплексного развития в том числе транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются специалистами органов местного самоуправления муниципальных образований, так как разработка таких программ проектными организациями в числе прочих расходов местных бюджетов не представляется возможной. При этом разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры в отношении двух и более муниципальных образований органами государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время вообще не предусмотрена.
В соответствии с частью 5.1 статьи 26 ГрК РФ программы комплексного развития должны быть разработаны и утверждены в 6-месячный срок после утверждения генеральных планов поселений, городских округов, что при условии необходимости бюджетного финансирования выполнения этих работ проектными организациями не представляется возможным в указанные сроки.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным установить переходный период вступления в силу проекта акта не менее 1 года со дня утверждения соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов в целях закрепления необходимых расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направленных на их реализацию, в рамках бюджетного процесса. Кроме того, обращаем внимание разработчика на необходимость проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, подлежащих разработке в соответствии с положениями рассматриваемого проекта акта в порядке, установленном Правилами.
2. Частью 6 статьи 1 проекта акта вносятся изменения в содержание схемы территориального планирования муниципального района.
Вместе с тем в соответствии с частью 10 статьи 9 ГрК РФ схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет.
Учитывая, что такие схемы территориального планирования муниципальных районов носят долгосрочный характер, вследствие принятия проекта акта потребуется внесение изменений в утвержденные документы территориального планирования.
По информации, полученной в рамках проведения публичных консультаций Минэкономразвития России, внесение изменений в указанную документацию, как правило, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ и услуг, что приведет к увеличению расходов бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Так, например, в Смоленской области утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования всех муниципальных образований Смоленской области, за исключением 26 вновь образованных в результате реорганизации в 2017 г. сельских поселений Смоленской области. Внесение изменений в утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований потребует дополнительного финансирования из местных бюджетов, что затруднительно предусмотреть за один год ввиду дефицита местных бюджетов.
Таким образом, полагаем целесообразным распространить новые требования только на вновь разрабатываемые документы территориального планирования, по истечении срока действия действующих документов.
Аналогичное замечание относится к частям 7, 9 и 10 статьи 1 проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.