Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу подтверждения качества оказанных услуг по управлению многоквартирными домами" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пунктов 2 и 6 Плана разработки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 5 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 24 апреля 2018 г. N ДК-П9-71пр.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является установление порядка подтверждения качества оказанных услуг по управлению многоквартирным домом (далее - МКД).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 21 июня по 11 июля 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/06-18/00081664).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. Подпунктом "б" пункта 1.3 проекта акта предлагается дополнить Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2006 г. N 491, пунктом 43, согласно которому при принятии решения по итогам ежегодного общего собрания собственников помещений в МКД о наличии возражений относительно отчета управляющей организации о выполнении договора управления, а также в случае непроведения ежегодного общего собрания собственников помещений в МКД экономия, предусмотренная частью 12 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подлежит возврату собственникам жилых помещений в МКД.
Обращаем внимание разработчика, что указанное положение противоречит жилищному законодательству Российской Федерации.
1.1. В соответствии с частью 11 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления МКД, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в МКД отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Обсуждение указанного отчета и выражение возражений по нему на ежегодном общем собрании собственников помещений в МКД в соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ не входят в компетенцию общего собрания собственников помещений в МКД.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в МКД оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в МКД являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в МКД обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Таким образом, общее собрание собственников помещений в МКД в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в настоящее время не может принимать возражений относительно отчета управляющей организации о выполнении договора управления.
1.2. В соответствии с частью 12 статьи 162 ЖК РФ если по результатам исполнения договора управления МКД в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению МКД, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению МКД, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления МКД может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.
В соответствии с пунктом 15 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Учитывая изложенное, в случае если у собственников помещений МКД имеются возражения к качеству предоставляемых услуг и выполнению работ организацией, управляющей МКД, то они должны быть надлежащим образом оформлены в виде акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, что является основанием для осуществления перерасчета (уменьшения) размера соответствующей платы в пользу собственников помещений МКД.
Таким образом, возврат сэкономленных управляющей организацией средств собственникам жилых помещений в МКД как иное распределение полученной управляющей организацией экономии в соответствии с частью 12 статьи 162 ЖК РФ может быть предусмотрено договором управления МКД, а не постановлением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, порядок распределения экономии уже определен ЖК РФ.
1.3. В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в МКД. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в МКД, годовое общее собрание собственников помещений в МКД проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, управляющая организация не может нести обязанность по возврату собственникам помещений в МКД экономии, если собственники по каким-либо причинам не исполняют возложенную на них обязанность по проведению такого ежегодного собрания.
Учитывая изложенные в пунктах 1.1-1.3 замечания, считаем целесообразным исключить из редакции проекта акта подпункт "б" пункта 1.3.
1. Подпунктом "й" пункта 1.4 проекта акта предлагается дополнить Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, пунктами 17-19, устанавливающими порядок выплаты штрафа управляющей МКД организацией собственнику помещения в МКД или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы.
Вместе с тем положения указанных пунктов полностью дублируют положения частей 11-13 статьи 156 ЖК РФ, что представляется нецелесообразным вследствие неэффективности предлагаемого регулирования*(1).
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным исключить подпункта "й" пункта 1.4 из редакции проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Подпункт "б" пункта 1.9, пункт 3.11 Стандарта качества нормативно-правового регулирования обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета программы реформы контрольно-надзорной деятельности от 24 апреля 2018 г. N 3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.