Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы"
(подготовлен Минтрудом России 19.07.2018 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2018, N 11, ст. 1591) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 7 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:
"21) формирование и ведение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестра иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих на территории Российской Федерации трудовую деятельность на основании патентов (далее - реестр иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента).";
2) в статье 162:
а) пункт 1 после слов "гражданах, ищущих работу," дополнить словами "иностранных гражданах, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих на территории Российской Федерации трудовую деятельность на основании патента";
б) пункт 4 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
"8) ведение реестра иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента;";
подпункт 8 считать подпунктом 9;
в) дополнить пунктами 41 - 43 следующего содержания:
"41. Реестр иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, представляет собой систематизированный свод документированной информации об иностранных работниках, осуществляющих на территории Российской Федерации трудовую деятельность на основании патента.
42. В Реестре иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, содержатся следующие сведения:
1) регистрационный номер учетной записи;
2) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
3) дата рождения;
4) пол;
5) гражданство (подданство);
6) цель въезда в Российскую Федерацию;
7) серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;
8) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;
9) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес;
10) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес;
11) профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности);
12) серия, номер и дата выдачи патента;
13) кем выдан патент;
14) территория действия патента
15) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
16) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС);
17) предоставление иностранному гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и результата действия;
18) серия, номер и дата выдачи документа об образовании;
19) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес и ИНН работодателя или заказчика работ (услуг).
43. Ведение реестра иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, осуществляется в электронной форме с использованием системы.
Реестр иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, ведется оператором системы.
Порядок формирования и ведения реестра иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, в том числе порядок предоставления информации федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.";
Статья 2
Внести в Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2018, N 1, ст. 77) следующие изменения:
1) пункт 4.2. статьи 13 дополнить абзацами следующего содержания:
"Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в перечне профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), с указанием которых может быть оформлен патент, или перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), привлечение на которые иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента запрещается, в случае утверждения в соответствии с пунктом 29 статьи 133 настоящего федерального закона высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого перечня (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).";
2) в статье 133:
а) абзац первый пункта 3 дополнить словами ", либо в случае исчерпания лимитов, предусмотренных абзацем седьмым пункта 29 настоящей статьи.";
б) дополнить пунктом 61 следующего содержания:
"61. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в день выдачи иностранному гражданину патента сообщает об этом, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, направляет сведения об иностранном гражданине в Пенсионный фонд Российской Федерации для регистрации иностранного гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает о результате регистрации иностранного гражданина в системе обязательного пенсионного страхования и сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Направление и получение указанных в настоящем пункте сведений осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.";
в) пункт 10 дополнить словами ", или в случае исчерпания лимитов, предусмотренных абзацем седьмым пункта 29 настоящей статьи.";
г) пункт 17 дополнить предложением следующего содержания:
"В случае, предусмотренном в абзаце третьем пункта 16 настоящей статьи, в приеме заявления о выдаче патента отказывается при исчерпании лимитов, предусмотренных абзацем седьмым пункта 29 настоящей статьи.";
д) пункт 22 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"6) в случае получения информации об отсутствии начисленных работодателем, заказчиком работ (услуг) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан.";
е) дополнить пунктом 221 следующего содержания:
"221. Патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется для осуществления трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), на которые не разрешается привлечение иностранных граждан согласно перечню, предусмотренному абзацем четвертым пункта 29 настоящей статьи;
ж) в пункте 29:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина. В случае принятия такого решения высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе утвердить перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), с указанием которых может быть оформлен патент или перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), привлечение на которые иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента запрещается (далее - перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента). Перечень профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента утверждается с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.";
абзац пятый дополнить предложением следующего содержания:
"В случае утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента, патенты выдаются только с указанием тех профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), на которые разрешается привлечение иностранных граждан согласно указанному перечню.";
дополнить новыми абзацами шестым - двенадцатым следующего содержания:
"Иностранные граждане, получившие патент до утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации до окончания срока действия патента.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об установлении лимитов на выдачу патентов на территории данного субъекта Российской Федерации (далее - лимиты на выдачу патентов). В случае принятия такого решения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации принимается с учетом количества патентов, выданных в предшествующем установлению лимитов на выдачу патентов году, потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, установленной прогнозом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период, оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, доли привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения субъекта Российской Федерации, ситуации на рынке труда, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов принимается по мере необходимости, но не позднее, чем за три месяца до дня вступления данного решения в силу.
Решение об установлении лимитов на выдачу патентов должно предусматривать сроки, на которые устанавливаются указанные лимиты.
В случае утверждения перечня профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности) для оформления патента и лимитов на выдачу патентов, патенты выдаются только с указанием тех профессий (специальностей, должностей, видов трудовой деятельности), на которые разрешается привлечение иностранных граждан согласно указанному перечню в пределах установленных лимитов на выдачу патентов.
В рамках установленных лимитов на выдачу патентов не могут привлекаться иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, по видам экономической деятельности, в которых, в соответствии с пунктом 6 статьи 181 настоящего Федерального закона, установлен запрет на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, в случае установления такого запрета высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.";
абзац шестой считать абзацем тринадцатым;
з) дополнить пунктом 30 следующего содержания:
"30. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, в случае, если данный работодатель или заказчик работ (услуг) не исполнил обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан.";
3) в статье 181:
а) в пункте 1 исключить слова "в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам,";
б) в пункте 3 исключить слова "и профессионально-квалификационным группам";
в) в пункте 5 слово "ежегодно" заменить словами "при необходимости";
г) в пункте 6:
в абзаце первом слово "ежегодно" заменить словами "при необходимости";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации вправе направить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по установлению запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.
д) дополнить пунктами 61 и 62 следующего содержания:
"61. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с учетом исчерпания работодателями в субъекте Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу, квоты на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности вправе подготовить предложение об уменьшении таким работодателям размера потребности в привлечении иностранных работников, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, и лишения их квот, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок подготовки таких предложений определяется правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
В случае подготовки такого предложения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.
62. Принятие решения, предусмотренного пунктом 61 настоящей статьи, является основанием для отказа в оформлении и выдаче разрешений на работу иностранным гражданам, планирующим осуществлять трудовую деятельность у работодателей, в отношении которых принято такое решение.";
4) дополнить статьей 321-2 следующего содержания:
"Статья 321-2 Государственный мониторинг трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента
1. Государственный мониторинг трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента (далее - государственный мониторинг в сфере миграции) осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в сфере миграции, а также в целях формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения работодателями, заказчиками работ (услуг) законодательства Российской Федерации в сфере миграции в части привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
2. В целях проведения государственного мониторинга обеспечивается обмен информацией между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, Пенсионным фондом Российской Федерации.
3. В рамках мониторинга осуществляются наблюдение за трудовой деятельностью иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в период их нахождения на территории Российской Федерации и наблюдение за исполнением работодателем, заказчиком работы (услуги) обязанностей по начислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан.
Наблюдение за трудовой деятельностью иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляется путем направления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в налоговые органы, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, запроса о работодателях, заказчиках работы (услуги), начисляющих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан.
Доступ к информации о работодателях, заказчиках работы (услуги), начисляющих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, также имеет федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения.
Информация, указанная в абзаце втором настоящего пункта, предоставляется не позднее 10 дней с даты поступления соответствующего запроса в налоговый орган.
4. В случае получения сведений о не начислении работодателем, заказчиком работ (услуг) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, полученных по результатам запроса из налогового органа, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, уведомляет об этом, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции для принятия решений, предусмотренных подпунктом 6 пункта 22 и пунктом 30 статьи 133 настоящего Федерального закона.".
Статья 3.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.