Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования порядка оценки арестованного имущества должников)"
(подготовлен Минюстом России 20.07.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части совершенствования порядка оценки арестованного имущества должников)" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации порядка оспаривания результатов оценки подлежащего взысканию в рамках исполнительного производства имущества.
Согласно части 2 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя привлекать оценщика для оценки обнаруженного в ходе совершения исполнительных действий имущества должника, за исключением случая, когда стоимость такого имущества составляет менее 30 000 рублей.
При этом согласно пункту 3 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель, не обладающий специальными познаниями, как правило не подвергает сомнению достоверность сведений, изложенных в отчете специалиста-оценщика.
Таким образом, роль судебного пристава-исполнителя в данном случае сводится лишь к процессуальному оформлению полученных от специалистов результатов оценки, в получении которых он не принимал участия и не мог повлиять на них.
Вместе с тем в соответствии с Законом об исполнительном производстве стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
При этом согласно статье 24.6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Однако в настоящее время убытки, причиненные в результате вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об оценке имущества должника, основанного на отчете об оценке объекта оценки, взыскиваются судами с казны Российской Федерации.
Таким образом, за счет казны Российской Федерации удовлетворяются требования о взыскании убытков, причиненных действиями коммерческих организаций в результате недобросовестного исполнения ими взятых на себя обязательств по оценке.
С учетом этого законопроектом вносятся изменения в Закон об исполнительном производстве, согласно которым оспариванию будут подлежать результаты произведенной оценщиком оценки, содержащиеся в его соответствующем акте (отчете, заключении).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.