Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 01.08.2018 г.)
Одной из основных составляющих сервисной поддержки воздушных судов как на мировом, так и на внутреннем рынке ЕАЭС и Российской Федерации, является оперативная замена отказавших авиационных компонентов на работоспособные изделия из обменного фонда сервисной организации - предприятия-производителя воздушного судна или авторизованного сервисного центра. Это позволяет ускорить процесс ремонта воздушного судна, сократить время его простоя и таким образом повысить конкурентоспособность авиационной техники.
Однако действующее налоговое законодательство Российской Федерации не способствует эффективной реализации такой формы сервисной поддержки: вышеописанная операция для целей исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, а также для целей бухгалтерской (финансовой) отчетности рассматривается как мена или как две сделки купли-продажи с соответствующим документальным оформлением. В Гражданском кодексе Российской Федерации данные операции регулируются положениями глав 30 "Купля-продажа" и 31 "Мена".
В частности, в рамках мены как встречной купли-продажи каждый из обмениваемых компонентов на момент осуществления обмена требует формирования цены товара. Это особенно затруднительно в отношении передаваемого эксплуатантом неисправного компонента по причине отсутствия его самостоятельного бухгалтерского учета вне воздушного судна и отсутствия на момент обмена данных о характере и влиянии возникшего дефекта на стоимость компонента. Затраты на предстоящий ремонт отказавшего компонента также не могут быть оценены оперативно, поскольку требуют участия завода-изготовителя компонента или авторизованного центра.
В свою очередь, передаваемый исправный компонент может быть не новым, а отремонтированным (восстановленным) изделием. Таким образом, при встречной купле-продаже требуется достаточно длительная и дорогостоящая процедура оценки каждого из передаваемых авиакомпонентов, в том числе с привлечением специализированной оценочной компании.
Сложная процедура оформления сделки лишает оперативности обмен авиакомпонентов, затягивает процесс ремонта, приводит к простою воздушного судна и потере выручки эксплуатантами, к штрафным санкциям с их стороны и снижению конкурентоспособности российской авиационной техники.
При этом в мировой практике сервисная организация осуществляет оперативный обмен авиакомпонентов в качестве услуги, определяя ее стоимость исходя из объема затрат на поддержание оборотного обменного фонда компонентов, а именно:
затраты на первоначальное наполнение оборотного фонда авиакомпонентами;
затраты на восстановление неисправных компонентов;
затраты на закупку новых компонентов взамен неремонтопригодных узлов и деталей;
операционные затраты, включая проверку аутентичности компонентов.
В Гражданском кодексе Российской Федерации подобные операции регулируются положениями главы 39 "Возмездное оказание услуг", однако Налоговый кодекс Российской Федерации однозначно не предусматривает их осуществление в этой правовой плоскости.
Законопроектом предлагается установить, что передача имущества и (или) имущественных прав при замене неисправных частей воздушного судна на аналогичные исправные части, в том числе при выполнении обязательств по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, не признается реализацией товаров, что означает признание данных операций реализацией услуг.
Законопроектом предлагается установить, что передача имущества и (или) имущественных прав при замене неисправных частей воздушного судна на аналогичные исправные части, в том числе при выполнении обязательств по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, не признается реализацией товаров, услуг.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не влечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации целей Государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы".
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.