Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(подготовлен Минюстом России 31.07.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - законопроект) подготовлен в целях обеспечения Федеральной службы судебных приставов возможностью реализации в полном объеме полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за юридическими лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, а также полномочий административной юрисдикции, возложенных на ФССП России Федеральным законом от 03.07.2016 N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", и связанных с ними полномочий по рассмотрению обращений граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) с 01.01.2017 Федеральная служба судебных приставов осуществляет функции по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности.
При этом должностные лица ФССП России наделены полномочиями по административной юрисдикции по статье 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности) не только в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, но и иных лиц, нарушающих положения Федерального закона N 230-ФЗ.
По итогам работы в I квартале 2018 года судами рассмотрено 218 административных материалов, из них по 189 назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 8 216 тыс. рублей, по 1 - объявлено устное замечание, по 3 - вынесены предупреждения, по 25 - вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
За прошедший период должностные лица ФССП России столкнулись с трудностями по истребованию информации и документов, необходимых для объективного, полного и всестороннего рассмотрения доводов обращения.
Так, в I квартале 2018 года должностными лицами территориальных органов ФССП России за непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) составлено 67 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП.
Судами рассмотрен 41 административный материал, из них по 6 назначено административное наказание в виде предупреждения, по 12 - административное наказание в виде штрафа на общую сумму 38 тыс. рублей, по 1 - объявлено устное замечание, по 22 вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008, в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности по статье 19.7 КоАП указывалось на то, что предоставление требуемых сведений должно быть предусмотрено законом и необходимо для осуществления соответствующим органом (должностным лицом) своих задач и функций в установленной сфере деятельности.
С учетом изложенного в большей части суды прекращают производства по административным протоколам по ст. 19.7 КоАП, составленным в отношении юридических лиц, не включенных в государственный реестр и не представивших должностному лицу ФССП России запрашиваемой им информации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (ч. 1 ст. 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ должно быть мотивированным, требует,в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон N 230-ФЗ новыми статьями 3.1 и 3.2, предусматривающими наделение должностных лиц ФССП России полномочиями по истребованию информации и документов, необходимых для объективного, полного и всестороннего рассмотрения доводов обращений, а также обязанность должностных лиц уполномоченного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.
Также в процессе применения Федерального закона N 230-ФЗ выявлено неоднозначное толкование порядка исчисления сроков при установлении частоты взаимодействия с должником. Так, в настоящее время установленные ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ сроки определяются исчислением периода времени, как сутки, неделя, месяц, год.
Вместе с тем положения Федерального закона N 230-ФЗ (с учетом ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации) прямо не указывают на событие, которым определяется начало исчисления срока.
В связи с этим в целях устранения неоднозначного толкования вопросов определения начала исчисления установленных Федеральным законом N 230-ФЗ сроков законопроектом предлагается в положениях ст. 7 Федерального закона N 230-ФЗ определить их как календарный день, календарная неделя и календарный месяц.
Реализация законопроекта позволит защитить права граждан от недобросовестных участников рынка возврата просроченной задолженности,а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения.
Принятие федерального закона не будет препятствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения штатной численности федеральных государственных служащих и не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.