Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1995 г. N 986 "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями"
(подготовлен Минэкономразвития России 19.07.2018 г.)
Проект Указа Президента Российской Федерации о внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30.09.1995 N 986 "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями" (далее - Указ N 986) подготовлен в целях повышения эффективности реализации Росимуществом в рамках действующего законодательства полномочий акционера в отношении принадлежащих Российской Федерации пакетов акций акционерных обществ, соблюдения интересов государства и обеспечения защиты его имущественных прав, в том числе при формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) в рамках защиты имущественных прав акционеров определены случаи, при которых акционеры - владельцы голосующих акций акционерного общества вправе требовать выкупа таким обществом всех или части принадлежащих им акций, в том числе при:
- принятии общим собранием акционеров решения о реорганизации общества либо о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату (в том числе одновременно являющейся сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность), если они голосовали против либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;
- внесении изменений и дополнений в устав общества (принятия общим собранием акционеров решения, являющегося основанием для внесения изменений и дополнений в устав общества) или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании;
- принятии общим собранием акционеров решения по вопросам, предусмотренным пунктом 3 статьи 7.2 и подпунктом 19.2 пункта 1 статьи 48 Закона N 208-ФЗ, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), регулирующий вопросы, связанные с возмездным отчуждением имущества, в том числе акций, находящихся в собственности Российской Федерации, в собственность физических и юридических лиц, не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации права требовать выкупа их акционерным обществом (пп. 11 п. 2 ст. 3 Закона N 178-ФЗ).
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2003 N 126 "О порядке отчуждения принадлежащих Российской Федерации акций в случае возникновения у Российской Федерации права требования их выкупа акционерным обществом" (далее - Постановление N 126) определено, что решение об использовании права требования выкупа акционерным обществом принадлежащих Российской Федерации акций в предусмотренных статьей 75 Закона N 208-ФЗ случаях принимается Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на основании Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724), за исключением случаев, связанных с таким распоряжением акциями организаций, включенных в специальные перечни, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2009 N 1009 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р.
Таким образом, указанными актами законодатель предусмотрел возможность эффективной реализации Росимуществом, с учетом имеющихся у него компетенций, прав акционера в отношении принадлежащих Российской Федерации пакетов акций акционерных обществ в рассматриваемых случаях наравне с иными участниками корпоративных процессов.
Вместе с тем, положениями Указа N 986 установлено, что решения Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, организаций и учреждений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями принимаются на основании указов Президента Российской Федерации, определяющих сроки и формы управления или распоряжения конкретными акциями.
Учитывая изложенное, наблюдается правовая коллизия. Представляется, что положения Указа N 986 не позволяют Росимуществу обеспечивать реализацию функций, определенных Постановлением N 126.
Также следует отметить, что согласно п. 3.2 ст. 76 Закона N 208-ФЗ требование акционеров о выкупе акций должны быть предъявлены либо отозваны не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров, в то время как подготовка, согласование и внесение в установленном порядке необходимого проекта указа Президента Российской Федерации, в условиях отсутствия у Росимущества функций по нормативному регулированию, сопряжены с значительными временными издержками, превышающими 45 дней.
Данные обстоятельства не позволяют Росимуществу эффективно реализовывать полномочия акционера наравне с иными участниками корпоративного процесса в случаях, определенных статьей 75 Закона N 208-ФЗ. При этом в силу отсутствия, зачастую, у Российской Федерации долей в уставных капиталах акционерных обществ, позволяющих влиять на принимаемые решения в рамках рассмотрения вопросов, указанных в статье 75 Закона N 208-ФЗ, принятые акционерами обществ (вразрез с позицией Росимущества) решения приводят к ограничению прав Российской Федерации как акционера, в том числе имущественных.
Принимая во внимание изложенное, представляется необходимым внесение изменений в Указ N 986 в части исключения из его действия отношений, возникающих при отчуждении акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации права требовать выкупа их акционерным обществом. При этом с учетом положений Постановления N 126 данные изменения не затронут вопросы распоряжения акциями значимых организаций, включенных в специальные перечни, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2009 N 1009 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р.
Данные меры позволят обеспечить защиту имущественных прав Российской Федерации, повысив доходную часть федерального бюджета.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание проекта указа не повлечет за собой необходимость внесения изменений в ранее изданные нормативные правовые акты и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта указа Президента Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.