Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N 7 к федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"
(подготовлен Минкультуры России 20.07.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение N 7 к федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)" предусматривает перераспределение в 2018 году средств федерального бюджета с объекта капитального строительства "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки". Реставрация, приспособление к современному использованию мемориального музея П.И. Чайковского в г. Москве по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 46/54, стр.1, стр.2, для создания "Центра культурного и исторического наследия М.Л.Ростроповича и Г.П.Вишневской" на объект капитального строительства "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского". Вторая очередь ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского" г. Калуга" в объеме 79,67 млн. рублей, а также изменение срок ввода объекта капитального строительства "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского". Вторая очередь ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского" г. Калуга" в эксплуатацию с 2018 года на 2019 год, по следующим обстоятельствам:
1. Объект "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского". Вторая очередь ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского" г. Калуга".
Мощность объекта "15017,9 кв. м." не изменяется.
Общий объем финансирования на 2013-2018 годы 1 679,49 млн. рублей, в том числе по годам:
- 2014 год - 100,31 млн. рублей без изменений;
- 2015 год - 581,35 млн. рублей без изменений;
- 2016 год - 103,86 млн. рублей без изменений;
- 2017 год - 401,88 млн. рублей без изменений;
- 2018 год - не было предусмотрено финансирование, стало 79,67 млн. рублей.
Необходимость выделения дополнительного финансирования в 2018 году обусловлена следующими причинами. В связи с нарушением генеральным подрядчиком ООО "Горизонт" сроков выполнения работ на объекте ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее -Дирекция) 05.09.2016 приняла решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 13.12.2013 N 0373100115413000033-0045366-03 на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту.
10.10.2016 вступило в силу решение государственного заказчика ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" об одностороннем отказе от исполнения указанного государственного контракта.
На момент вступления в силу указанного решения работы по государственному контракту не были выполнены в полном объеме, выплаченный по условиям контракта аванс не был полностью отработан генеральным подрядчиком. Сумма непогашенного аванса на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта составила 202,97 млн. рублей.
Дирекцией неоднократно направлялись претензии в адрес генерального подрядчика с требованием о возврате неотработанного аванса, ответа на которые получено не было.
Также Дирекцией направлялась в адрес ООО "Горизонт" претензия на сумму 30,58 млн. рублей с просьбой оплатить неустойку за нарушение сроков выполнения работ. Ответа от ООО "Горизонт" на данную претензию также не последовало.
По заявлению Дирекции ООО "Горизонт" решением ФАС России включено в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "Горизонт" оспаривало данное решение ФАС России в Арбитражном суде г. Москвы, Дирекция была привлечена в качестве третьего лица. Исковое требование ООО "Горизонт" оставлено судом без удовлетворения в полном объёме.
Ввиду наличия действующей банковской гарантии, выданной КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО) в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, Дирекцией в ноябре 2016 года было направлено требование об уплате по банковской гарантии от 29.09.2015 N ОТК/358/2013. КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО) выразил отказ в удовлетворении требования Дирекции. При этом КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО) находится в стадии банкротства, функции конкурсного управляющего осуществляет Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
31 августа 2017 года Дирекция направила в адрес Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" требование о включении в реестр кредиторов.
24 октября 2017 года в адрес Дирекции поступил письменный отказ (исх. N 16к/97531) Конкурсного управляющего должника КБ НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС (ПАО) во включении в реестр кредиторов.
31 октября 2017 года, согласно требованиям, ч.5 ст.189.85 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Дирекция направила в Арбитражный суд города Москвы возражения на отказ. Слушание дела состоялось в марте 2018 года, затем на повторном судебном заседании было принято решение о включении ФГКУ "ДСРиР" в реестр требований кредиторов банка гаранта (решение суда от 18.05.2018 прилагается).
В связи с изложенным, учитывая отсутствие ответов предыдущего генерального подрядчика на направляемые Дирекцией претензии, его финансовую несостоятельность, а также банкротство КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО), выдавшего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, взыскать неотработанный аванс в 2018 году фактически не представляется возможным.
Вместе с тем следует отметить, что Дирекцией в адрес Минкультуры России направлено гарантийное письмо от 18.06.2018 N У-3457-18 (прилагается) о возврате в федеральный бюджет Российской Федерации суммы неотработанного ООО "Горизонт" аванса в полном объеме после погашения по решению Арбитражного суда задолженности кредитору КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" (ПАО).
Одновременно с процедурой расторжения государственного контракта Дирекцией была подготовлена конкурсная документация для проведения аукциона по выбору генерального подрядчика на завершение строительно-монтажных и пусконаладочных работ. В январе 2017 г. ФАС России подтвердил правомочность единственной поданной заявки, соответствующей конкурсной документации участника конкурса - ООО "СтройАльянс".
10.02.2017 между ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" и ООО "СтройАльянс" заключен государственный контракт N 0373100115416000046-4 (далее - Контракт) на выполнение подрядных работ по строительству объекта на сумму 475,60 млн. руб.
Пояснения об основаниях заключения указанного государственного контракта: в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определение начальной (максимальной) цены контракта и заключение государственного контракта находится исключительно в компетенции государственного заказчика. Необходимо отметить, что согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Дирекция выступает как самостоятельный заказчик от имени Российской Федерации. Дирекцией решение о заключении указанного государственного контракта (на сумму, превышающую текущий лимит финансирования по объекту) с Минкультуры России не согласовывалось. Тем не менее указанный государственный контракт заключен с отлагательным условием (оплата за выполненные работы производится в соответствии с доведенными лимитами).
Учитывая, в том числе допущенное нарушение при заключении указанного государственного контракта в части превышения сумму контракта над текущим лимитом финансирования по объекту, в 2018 году к руководителю ФГКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" были применены меры административного наказания, а именно увольнение.
В 2017 году на объект в рамках ФАИП было предусмотрено финансирование в объеме 401,9 млн. рублей, из которых
- 395,93 млн. рублей - по Контракту с ООО "СтройАльянс", в 2017 году произведен кассовый расход в полном объеме;
- 5,97 млн. рублей - на контракт на вспомогательные работы (авторский надзор - от 02.05.2017 с ОАО "Проектный институт - 8 им. Н.Г.Аверьянова", техническое оснащение - от 29.09.2015 с ООО "Компания "Элемент Стор"), в 2017 году произведен кассовый расход в полном объеме.
Тем самым, исходя из суммы кассового расхода средств в 2017 году остаток по Контракту с ООО "СтройАльянс" составляет 79,67 млн. рублей.
Указанные дополнительные средства крайне необходимы по объекту в 2018 году, так как отсутствие финансирования приведет к остановке работ, необходимости консервации объекта, невыполнению контрактных обязательств по объекту и не позволит своевременно обеспечить закупку и поставку оборудования длительного срока изготовления (лифты, эскалаторы, вентиляция, кондиционирование, мультимедийное оборудование конференц-зала).
Таким образом, в 2018 году необходимо финансирование объекта в объеме 79,67 млн. рублей.
Минкультуры России гарантирует освоение в полном объеме предложенного к перераспределению лимита финансирования на 2018 год, а также обеспечение завершения работ на объекте в рамках заключенного Контракта с ООО "СтройАльянс".
Вместе с тем Минкультуры России совместно с Дирекцией, учитывая экспертизу сметной документации ФГУП "Росгосэкспертиза", дополнительно проработан вопрос об обеспечении завершения работ и вводе объекта в эксплуатацию, в том числе проведен ряд совещаний с участием Губернатора Калужской области и музея, на которых было определено:
- по объекту требуется корректировка проектно-сметной документации и повторное прохождение государственной экспертизы, так как большое количество фактически реализованных решений не соответствует в полной мере проекту, прошедшему государственную экспертизу, для обеспечения завершения работ и обеспечения возможности полноценного функционирования Музея требуется предусмотреть дополнительные мероприятия в части инженерных коммуникаций, технических решений по фасадам и благоустройства. Кроме этого, учитывая, что первоначально заключение государственной экспертизы по объекту было получено в 2012 году (от 06.12.2012 N 550-11/СПЭ-1658/02, от 06.12.2012 N 550-11/СПЭ-1658/02) ряд норм и технических регламентов изменен, в том числе в части пожарной безопасности. В соответствии с позицией Ростехнадзора по Калужской области без проведения корректировки и повторного прохождения государственной экспертизы получение по объекту заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (ЗОС) не представляется возможным;
- корректировка проектно-сметной документации начата (за счет внебюджетных источников). Планируемый срок сдачи в ФАУ "Главгосэкспертиза" - до 01.10.2018 Планируемый срок получения положительного заключения - декабрь 2018 года;
- по итогам корректировки проектно-сметной документации для полного завершения работ по объекту и его ввода в эксплуатацию потребуется выделение дополнительного финансирования, ориентировочно 180,0 млн. рублей (точный объем дополнительных средств будет определен после повторного прохождения государственной экспертизы). Минкультуры России после получения положительного заключения ГГЭ на откорректированный проект 2019 года будут направлены предложения о выделении дополнительного финансирования (также будет рассмотрен вопрос о перераспределении необходимых средств с других мероприятий Минкультуры) в рамках весеннего внесения изменений в Закон о бюджете на 2019 год.
Учитывая изложенное, срок ввода в эксплуатацию объекта изменен с 2018 года на 2019 год
2. Объект "федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки". Реставрация, приспособление к современному использованию мемориального музея П.И. Чайковского в г. Москве по адресу: г. Москва, Кудринская пл., д. 46/54, стр.1, стр.2, для создания "Центра культурного и исторического наследия М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневской".
Мощность объекта "3940,3 кв. м." без изменений.
Общий объем финансирования на 2015-2018 годы 655,8 млн. рублей, в том числе по годам:
- 2015 год - 5,50 млн. рублей без изменений;
- 2016 год -21,39 млн. рублей без изменений;
- 2017 год - 13,17 млн. рублей без изменений;
- 2018 год - было 695,41 млн. рублей, стало 615,74 млн. рублей.
В соответствии с государственной экспертизой сметная стоимость по объекту составляет 615,83 млн. руб., что на 134,6 млн. рублей меньше предусмотренного лимита финансирования в соответствии с ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)".
В этой связи предлагается уменьшить лимит финансирования по объекту, предусмотренный на 2018 год на 79,67 млн. рублей.
Таким образом, лимит финансирования на 2018 год по объекту составит 615,74 млн. рублей.
Проект постановления Правительства Российской Федерации не затрагивает деятельность иных государственных заказчиков Программы, а также не требует согласования Минвостокразвития России, Минкавказа России, Минобрнауки России и Минкомсвязи России.
Программа реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317. Принятие данного проекта постановления не приведет к изменениям условий реализации данной государственной программы.
Подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации не содержит норм, противоречащих законодательству Российской Федерации, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.