Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года народных художественных промыслов и ремесел"
(подготовлен Минпромторгом России 25.07.2018 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года народных художественных промыслов и ремесел" (далее- проект указа) разработан во исполнение пункта 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 г. N 2800-р.
Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения.
Сегодня сфера народных художественных промыслов состоит из порядка 300 организаций из 64 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 20 видам производств. Производство изделий народных художественных промыслов - отдельный вид экономической деятельности, имеющий свой ОКВЭД - 32.99.8. Объем произведенной продукции народных художественных промыслов составил за период январь-декабрь 2017 года - 5,4 млрд руб.
Минпромторгом России предлагается объявить 2019 год - Годом народных художественных промыслов и ремесел.
Основные задачи, которые предстоит решить в рамках Года народных художественных промыслов и ремесел:
1. Привлечение внимания общественности к богатому культурному наследию России.
По итогам опроса, проведенного Ассоциацией участников рынка артиндустрии в 2016 году среди учащихся начальных классов, каждый тридцатый школьник начальных классов узнает визуальный образ хохломы, каждый восьмидесятый - гжели, и ни один школьник не узнал палехскую лаковую миниатюру.
При этом, народные художественные промыслы - уникальное явление, присущее только отечественной культуре, представляющее из себя духовное наследие российского общества. Изделия народных промыслов отражают традиции российского народа, его миропонимание и мировосприятие. Учитывая изложенное, народные художественные промыслы могут сыграть важную роль для формирования образа России на международной арене.
Организация всероссийских и международных мероприятий, один из ключевых инструментов привлечения внимания культурному наследию России и к отрасли народных художественных промыслов и ремесел в частности.
В рамках проведения в 2019 г. в России Года народных художественных промыслов и ремесел планируется проведение всероссийских и международных выставочно-ярмарочных мероприятий, фестивалей народных художественных промыслов и ремесел, в рамках которых пройдут циклы конференций, форумов и круглых столов по обсуждению наиболее актуальных вопросов в сфере развития народных художественных промыслов и ремесел. Также, планируются к проведению арт-проекты совместно с ведущими профильными музеями, галереями и индивидуальными художниками, благодаря которым удастся познакомить жителей и гостей России с традиционной культурой в современном восприятии.
2. Развитие мест традиционного бытования народных художественных промыслов как "территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования".
При этом задачу привлечения внимания общественности к культурному наследию предлагается решать комплексно с развитием традиционных мест бытования. Согласно Федеральному закону от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел.
В местах традиционного бытования народных художественных промыслов исторически концентрировались определенные ремесла, такие как художественная обработка металла, дерева, стекла, камня, керамики, кости, искусства вышивки и кружевоплетения, дизайна и многие другие. Традиции "мейкерства" и креативности являются "культурным кодом" этих территорий. Анализ мировых тенденций показывает, что сфера креативных индустрий растет быстрее, чем какие-либо другие отрасли - на 14-15 процентов ежегодно.
В связи с вышеизложенным, одним из важнейших приоритетов не только для развития отрасли народных художественных промыслов, но и в целом для укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации является сохранение и развитие мест традиционного бытования народных художественных промыслов как "территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования".
На сегодняшний день таких мест насчитывается более 1 900 единиц, среди которых около 750 уникальных населенных пунктов, развитие промыслов в которых обусловлено сосредоточением трудовых ресурсов и природных материалов. Системное проведение различных мероприятий в местах традиционного бытования, включение их в туристические маршруты позволит сформировать и поддержать интерес к народной культуре, укрепить преемственность традиций в этой области.
3. Повышение узнаваемости брендов народных художественных промыслов.
По оценкам экспертного сообщества узнаваемыми для населения являются порядка 20 народных художественных промыслов. У 72% опрошенных с народными художественными промыслов ассоциируется хохлома, у 60% - гжель, у 17-25% - дымковская игрушка, городецкая роспись и жостовские подносы. Однако, общее количество промыслов на территории Российской Федерации более 700.
В связи с тем, что отрасль народных художественных промыслов отличается значительным разнообразием продукции, включая материал изготовления, форму и художественную отделку, продвижение товаров на государственном уровне возможно при условии создания общего узнаваемого элемента, сигнализирующего потенциальному покупателю о культурной ценности товара и его верификации экспертным сообществом.
Запуск единого бренда в рамках Года народных художественных промыслов и ремесел является оптимальным для его продвижения в средствах массовой информации в связи с их повышенным интересом к мероприятиям Года народных художественных промыслов и ремесел, а также для знакомства с ним потребителя на выставочно-ярмарочных мероприятиях, фестивалях, проводимых в рамках Года народных художественных промыслов и ремесел.
4. Вовлечение субъектов Российской Федерации в реализацию мероприятий Года народных художественных промыслов и ремесел.
Статьей 4 Федерального закона N 7-ФЗ установлено разграничение полномочий по выработке государственной политики между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно указанной статье, федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Минпромторгом России (далее - Перечень), а органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Минпромторгом России) в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 412 организациям народных художественных промыслов, включенным в Перечень предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов. В 2017 году такую поддержку получили 65 организаций народных художественных промыслов в общем объеме 465,6 млн руб., в 2018 год планируется выделение 602,7 млн руб., в 2019 год - 615 млн руб.
Минпромторгом России проведен анализ существующих региональных мер государственной поддержки народных художественных промыслов и их финансового обеспечения в 2017 год. Данные представили 80 регионов (за исключением Астраханской, Пензенской, Амурской, Сахалинской областей и Карачаево-Черкесской Республики). Общая сумма ассигнований из бюджета субъектов Российской Федерации на поддержку народных художественных промыслов за 2017 год составила 132,28 млн руб.
Наиболее распространённой мерой поддержки среди регионов является поддержка выставочно-ярмарочной деятельности (47 регионов), при этом только у 23 субъектов Российской Федерации имеются экономические меры стимулирования.
Ремесленная деятельность представлена гражданами, самостоятельно обеспечивающими свою занятость путем производства товаров и оказания услуг, требующей использования значительной доли ручного труда. По экспертным оценкам численность занятых ремесленной деятельностью в Российской Федерации составляет порядка 300 000 человек.
Упоминание терминов "ремесло", "ремесленник" встречается в текущем законодательстве Российской Федерации в культурном и экономическом контексте, однако, точное определение отсутствует. Согласно 23 статье Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности. В настоящее время указанный перечень утвержден только в 15 субъектах Российской Федерации.
В рамках Года народных художественных промыслов и ремесел предлагается принять комплексные программы развития народных художественных промыслов и ремесел в субъектах Российской Федерации.
5. Повышение привлекательности профессии мастера народных художественных промыслов.
Основным фактором производства изделий народных художественных промыслов является высококвалифицированный труд мастеров народных художественных промыслов, обеспечивающий стилистическую целостность изделий и соблюдение требований к их изготовлению. По экспертным оценкам только в организациях народных художественных промыслов работает более 30 000 человек, а частными мастерами более 300 000 человек.
Минпромторгом России проводится работа по введению почетного звания "Мастер народных художественных промыслов": разрабатывается положение о знаке и его рисунок.
В рамках проведения в 2019 г. в России Года народных художественных промыслов и ремесел планируется проведение первой церемонии награждения мастеров народных художественных промыслов и присвоение им знака отличия в отрасли народных художественных промыслов, а также конкурсов профессионального мастерства среди мастеров народных художественных промыслов на территории субъектов Российской Федерации.
Проведение в 2019 г. в России Года народных художественных промыслов и ремесел будет способствовать развертыванию совместных проектов в сфере народных художественных промыслов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, инфраструктурных компаний, туристических операторов, средств массовой информации, институтов развития и общественных организаций. Такой подход позволит обеспечить максимальную вовлеченность всех групп населения в просвещение и обучение народным художественным промыслам, что в свою очередь повысит покупательский интерес граждан России к изделиям народной культуры.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.