Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"
(подготовлен Минсельхозом России 24.07.2018 г.)
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 февраля 2018 г. N ДМ-П11-5пр, учитывая предложения уполномоченных банков и отраслевых союзов, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - проект постановления).
По результатам проведенной Счетной палатой Российской Федерации проверки уполномоченных банков по соблюдению ими в 2017 и 2018 годах целей, условий и порядка предоставления субсидий по кредитам, выданным по льготной ставке, были выявлены нарушения. В частности, проверка показала, что в ряде случаев льготные инвестиционные кредиты предоставлялись лицам, не имеющим статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей или организаций, осуществляющих первичную и (или) последующую переработку сельскохозяйственной продукции. При этом на протяжении долгих лет значительный объем притока инвестиций в агропромышленный комплекс приходится именно на вновь созданные проектные компании, не имеющие дохода от реализации и (или) переработки сельскохозяйственной продукции на текущей стадии инвестиционного проекта. Кроме того, понятия "организация агропромышленного комплекса" и "российская организация" включены в нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе и субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса соответственно. В целях устранения замечания Счетной палаты Российской Федерации, а также для исполнения пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" по достижению объема экспорта продукции агропромышленного комплекса в размере 45 млрд. долларов США в год, Минсельхоз России считает крайне необходимым введения понятия "организации агропромышленного комплекса", соответствующие необходимые изменения отражены в пунктах 1, 2 и 3 проекта постановления.
По многочисленным просьбам как уполномоченных банков, так и отраслевых союзов в целях расширения возможностей по использованию кредитных средств в проекте постановления предусмотрели использование заемщиком кредитных ресурсов для расчетов с поставщиками (в том числе по внешнеторговым контрактам в иностранной валюте) по аккредитиву, открываемому в уполномоченном банке. Соответствующие необходимые изменения отражены в пунктах 2, 5, и 7 проекта постановления. Данное предложение представляется необходимым в целях предоставления возможности использования эффективных банковских инструментов в расчетах между контрагентами. К тому же, использование аккредитива позволит избежать необоснованной предоплаты, существенно снизит риск невыполнения поставщиком обязательств по поставке товара и нецелевого использования кредитных средств поскольку, используя аккредитив, появляется возможность максимально эффективно контролировать целевое использование кредитных средств ввиду того, что платеж по аккредитиву осуществляется только после представления в банк документов, подтверждающих исполнение поставщиком своих обязательств.
В соответствии с проектом постановления частично меняются требования к заемщику. Заемщик не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, выделения и преобразования, при условии сохранения заемщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию). Данное изменение позволит избежать необоснованное исключение из списка заемщиков тех организаций, которые планируют продолжение хозяйственной деятельности, но в силу достижения более эффективной формы управления вынуждены осуществить реорганизацию. Соответствующие необходимые изменения отражены в пункте 4 проекта постановления.
Учитывая обеспокоенность отраслевых союзов в части санкций за нецелевое использование заемщиком льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита, а именно, когда нецелевое использование имеет место по причинам, не зависящим от заемщика, в проекте постановления установлено, что при выявлении подобных случаев уполномоченный банк осуществляет возврат субсидии в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку по использованным нецелевым образом кредитным средствам. Соответствующие необходимые изменения отражены в пункте 9 проекта постановления.
Изменения, вносимые пунктами 6 и 8 проекта постановления, носят исключительно технический и уточняющий характер.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительного выделения средств федерального бюджета.
Перечень нормативно-правовых актов, требующих переработки в связи с принятием проекта постановления
1. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 24 "Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов".
2. Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 августа 2017 г. N 410 "Об утверждении порядка включения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, содержащихся в реестре потенциальных заемщиков, в реестр заемщиков, и исключения сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, из реестра заемщиков, а также форм документов, предусмотренных Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528".
Финансово-экономическое обоснование к проекту постановления
Для реализации проекта постановления не потребуется выделение дополнительных средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на реализацию механизма льготного кредитования агропромышленного комплекса в 2018 году предусмотрены ассигнования федерального бюджета в объеме 49,67 млрд. рублей, в 2019 году - 56,13 млрд. рублей, в 2020 году - 55,8 мрлд. рублей.
Механизм льготного кредитования изначально устанавливает процентную ставку для сельскохозяйственного товаропроизводителя не более 5% годовых. Сама субсидия перечисляется напрямую уполномоченным банкам на компенсацию выпадающих доходов.
Объем средств федерального бюджета на данный вид государственной поддержки позволит продолжить субсидирование льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов, полученных в 2017 году в размере 650 млрд. рублей, привлечь в 2018 году новых краткосрочных кредитов на проведение сезонных полевых работ в размере не менее 200 млрд. рублей и инвестиционных кредитов - не менее 400 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.