Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке"
(подготовлен Минсельхозом России 03.08.2018 г.)
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 23 июля 2018 г. N АГ-П11-4532, с учетом предложений уполномоченных банков и отраслевых союзов, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке" (далее - проект постановления).
По многочисленным просьбам как уполномоченных банков, так и отраслевых союзов в целях расширения возможностей по использованию кредитных средств в проекте постановления предусмотрено использование заемщиком кредитных ресурсов для расчетов с поставщиками по безотзывному аккредитиву, открываемому в уполномоченном банке. Указанные изменения необходимы в целях предоставления возможности использования эффективных банковских инструментов в расчетах между контрагентами. К тому же, использование аккредитива позволит избежать необоснованной предоплаты, существенно снизит риск невыполнения поставщиком обязательств по поставке товара и нецелевого использования кредитных средств поскольку, используя аккредитив, появляется возможность максимально эффективно контролировать целевое использование кредитных средств ввиду того, что платеж по аккредитиву осуществляется только после представления в банк документов, подтверждающих исполнение поставщиком своих обязательств.
По результатам проведенной Счетной палатой Российской Федерации проверки уполномоченных банков по соблюдению ими в 2017 и 2018 годах целей, условий и порядка предоставления субсидий по кредитам, выданным по льготной ставке, были выявлены нарушения, в частности, проверка показала, что в ряде случаев льготные инвестиционные кредиты предоставлялись лицам, зарегистрированным как сельскохозяйственные товаропроизводители (далее - заемщики), не имеющим дохода от сельскохозяйственной деятельности.
Следует отметить, что заемщики уже начали реализацию инвестиционных проектов, соответствующих целям кредитования, установленных Правилами, ряд проектов находится в стадии завершения строительства. Сохранение права на дальнейшее пользование льготными кредитными ресурсами позволит вывести организации на проектные мощности и обеспечить внутренний рынок качественной сельскохозяйственной продукцией, а также ее выход на внутренний и внешний рынки.
В этой связи, Минсельхозом России предусмотрено включение в проект постановления требования к заемщикам о приобретении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя не позднее двух лет с даты заключения кредитного договора на цели финансирования инвестиционного проекта, а также их право на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, начиная с 1 января 2017 года.
Использование льготных кредитов вновь созданными российскими организациями позволяет вовлечь в производство сельскохозяйственной продукции новых участников рынка, имеющих необходимые финансовые и материальные ресурсы для реализации важных, крупных, инфраструктурных, межрегиональных проектов, являющиеся драйверами роста сельскохозяйственного производства и пищевой перерабатывающей промышленности, технической и технологической модернизации производственных мощностей.
Кроме того, проектом постановления предусматривается, что заемщик не должен находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, преобразования, при условии сохранения заемщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя или статуса организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию). Данное изменение позволит избежать необоснованное исключение из списка заемщиков тех организаций, которые планируют продолжение хозяйственной деятельности, но в силу достижения более эффективной формы управления вынуждены осуществить реорганизацию.
Предусмотрена возможность для предоставления льготного краткосрочного кредита и (или) льготного инвестиционного кредита для выплаты авансов в счет оплаты приобретаемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) срок поставки имущества (выполнения работ, оказания услуг) при условии не превышения срока такого льготного кредита.
Учитывая обеспокоенность отраслевых союзов в части санкций за нецелевое использование заемщиками льготных краткосрочных кредитов и (или) льготных инвестиционных кредитов, а именно, когда нецелевое использование имеет место по причинам, не зависящим от заемщика, в проекте постановления установлено, что при выявлении подобных случаев уполномоченный банк осуществляет возврат субсидии в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку по использованным нецелевым образом кредитным средствам.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительного выделения средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.