Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/project#npa=81383.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета в срок с 21 июня по 11 июля 2018 года.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Исходя из норм проекта акта, его наименования, а также информации, представленной в сводном отчете, проект акта разработан с целью усиления ответственности лиц, осуществляющих деятельность по перевозке автомобильным транспортом пассажиров.
Так, разработчиком вносятся изменения в статьи 11.14.2, 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), регулирующие вопросы осуществления предпринимательской деятельности в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, а также статью 14.1 КоАП в части осуществления предпринимательской деятельности в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
1.1. Вместе с тем изменения, вносимые в статьи 3.11 и 3.12 КоАП в части установления для должностных лиц административного наказания в виде дисквалификации, а также введения административного приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, содержат общую норму для деятельности в области перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
При этом введение дисквалификации и приостановления деятельности для перевозок автомобильным транспортом грузов не предполагается.
Учитывая изложенное, указанные нормы подлежат доработке.
1.2. Подпунктом "г" пункта 7 статьи 1 проекта акта предлагается изложить в новой редакции норму, предусматривающую применение административного наказания за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, предусмотрев взыскание штрафа с должностных лиц и применение к ним дисквалификации.
При этом в настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается лицензирование не только в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, но и в других видах транспорта, например, воздушном.
Таким образом, указанная норма будет распространяться на правонарушения, совершенные на любых видах транспорта. При этом разработчиком не приведено обоснования необходимости усиления административной ответственности за правонарушения на иных видах транспорта, а пункт 4 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. N АД-П9-7382, во исполнение которого разработан проект акта, посвящен перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Учитывая изложенное, указанная норма подлежит доработке.
2. Подпунктом "б" пункта 6 статьи 1 проекта акта предусматривается введение отдельного состава правонарушения за осуществление предпринимательской деятельности в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица путем выведения ее из общей нормы об административном правонарушении за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.
При этом сумма штрафа за указанное правонарушение в сфере предпринимательской деятельности в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом увеличивается в 50 раз до 100 тыс. рублей.
Разработчиком в сводном отчете и пояснительной записке к проекту акта не представлено обоснования необходимости увеличения штрафа за указанное правонарушение в 50 раз, а также необходимости выделения указанного правонарушения из состава общего правонарушения. Так, отсутствуют данные, подтверждающие более высокий риск совершения правонарушений в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также риск наступления более значимых социальных последствий в случае совершения правонарушений в указанной сфере.
Учитывая изложенное, указанная норма не может быть поддержана.
По итогам оценки регулирующего воздействия сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.