Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих""
(подготовлен Минобороны России 07.08.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" разработан в целях устранения имеющихся неопределенностей при рассмотрении вопросов реализации прав льготных категорий граждан на проезд на безвозмездной основе при следовании в медицинские, санаторно-курортные и оздоровительные организации.
Права и социальные гарантии на медицинское и санаторно-курортное обеспечение, указанные в пунктах 2-4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), установленные для военнослужащих и членов их семей, распространяются в соответствии с пунктом 5 статьи 16 указанного Федерального закона, на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - льготные основания), общая продолжительность военной службы которых, в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по указанным льготным основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ офицеры, уволенные с военной службы по льготным основаниям (далее - уволенные офицеры) имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (ВВК) или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).
Первая неопределенность касается периодичности использования права на проезд на безвозмездной основе один раз в год.
Право на проезд при следовании на лечение в медицинской организации в стационарных условиях предоставляется только при наличии заключения ВВК, предусмотренного Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, которое может выдаваться уволенному офицеру в течение года неоднократно. В связи с этим уволенный офицер также неоднократно может воспользоваться правом на проезд на безвозмездной основе на лечение в медицинской организации в стационарных условиях.
При этом правом на проезд на безвозмездной основе в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации уволенные офицеры и члены их семей, а также уволенные прапорщики и мичманы могут воспользоваться один раз в год. Новая редакция первого предложения пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ позволит устранить неопределенность в решении данного вопроса.
Вторая неопределенность касается используемого в пункте 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ понятия "оздоровительные организации".
Определение "санаторно-курортные организации" дано в Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", согласно которому, санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций, и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности. Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, установлены виды санаторно-курортных организаций.
Оздоровительные организации могут быть созданы в форме пансионатов, домов отдыха, спортивно-оздоровительных организации и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, а их деятельность, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности относится к разделам I "Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания" и R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений".
С учетом этого, редакция пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ дана в привязке к положениям пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 76-ФЗ, согласно которому, в отношении граждан льготных категорий предусмотрено предоставление в льготном порядке путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, изложение пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ в новой редакции позволяет исключить неопределенность, связанную с периодичностью проезда на безвозмездной основе льготных категорий граждан, а также конкретизировать перечень организаций, при следовании в которые указанные граждане могут реализовать свое право на проезд на безвозмездной основе.
Третья неопределенность касается формулировки абзаца седьмого пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ, затрудняющей понимание, у каких именно категорий граждан сохраняется право на социальные гарантий по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному обеспечению и проезду к местам данного лечения и обратно.
Предлагаемая редакция абзаца седьмого пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ, позволяет конкретизировать категории граждан, за которыми сохраняется право на предоставление социальных гарантий по санаторно-курортному лечению, проезду к месту данного лечения и обратно.
Поскольку в настоящее время расходы, связанные с проездом льготных категорий граждан на безвозмездной основе, осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", реализация настоящего Федерального закона к возникновению новых расходных обязательств не приведет.
Выделение дополнительных средств федерального бюджета на реализацию настоящего Федерального закона не потребуется.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийской экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.