Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России 03.08.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - проект постановления) разработан во исполнение пункта 2(е) перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 27 сентября 2017 г. (N Пр-2107 от 18 октября 2017 г.) и направлен на актуализацию критериев классификации чрезвычайных ситуаций.
Новая редакция постановления Правительства Российской Федерации содержит следующие нормативные аспекты:
используемые понятия приводятся в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
увеличивается размер материального ущерба при классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с уровнем инфляции.
В соответствии с пунктом 8(а) статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ объектовый уровень реагирования устанавливается в случае, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории организации. Включение понятия "организация" в классификацию чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется в целях приведения в соответствие с Федеральным законом N 68-ФЗ.
Также, в соответствие со статьей 1 Федерального закона N 68-ФЗ приводится понятие "зона чрезвычайной ситуации". Так, зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. При этом чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой в том числе нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, понятие "зона чрезвычайной ситуации" подразумевает под собой территорию, на которой нарушены условия жизнедеятельности людей.
Действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 не предусмотрена классификация чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера по территориальному признаку в случае, если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории или затрагивает территорию городского округа или муниципального района. Использование понятий "муниципальное образование", "городской округ" и "муниципальный район" при классификации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера устраняет обозначенные правовые пробелы.
Увеличение размера материального ущерба при классификации чрезвычайных ситуаций по соответствующему характеру обусловлено тем, что фиксированные суммы финансовых средств рассчитывались и устанавливались в действующих ценах 2007 года и за 11 лет, несмотря на уровень инфляции, ни разу не индексировались. Вместе с тем, в настоящее время определение размера материального ущерба производится в действующих ценах на момент возникновения чрезвычайных ситуаций.
При увеличении размера материального ущерба уровень инфляции определялся по четырем показателям - индекс-дефлятору валового внутреннего продукта, индексу потребительских цен на товары и услуги, индексам дефляторов по видам экономической деятельности "Строительство" и "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)".
Согласно данным Росстата (Интернет-сайт www.gks.ru, раздел Официальная статистика \\ Национальные счета \ Валовой внутренний продукт) индексы-дефляторы валового внутреннего продукта (ВВП) в процентах к предыдущему году составляют:
Год |
% |
Год |
% |
2008 |
118,0 |
2013 |
105,4 |
2009 |
102,0 |
2014 |
107,5 |
2010 |
114,2 |
2015 |
108,0 |
2011 |
115,9 |
2016 |
103,5 |
2012 |
109,1 |
2017 |
105,2 |
Для получения индекса-дефлятора ВВП за период с 2008 по 2017 гг. перемножаются все входящие в этот временной промежуток индексы-дефляторы, характеризующие изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим:
118,0 * 102,0 : 100 * 114,2 : 100 * 115,9 : 100 * 109,1 : 100 * 105,4 : 100 *
* 107,5 : 100 * 108,0 : 100 * 103,5 : 100 * 105,2 : 100 = 232 %
Индекс-дефлятор ВВП в 2008-2017 гг. составляет 232 %, то есть за указанный период общий уровень цен на товары и услуги вырос более чем в 2,3 раза.
В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, Росстатом разрабатывается показатель "Индекс потребительских цен" (ИПЦ), который используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации.
По данным Росстата (Интернет-сайт www.gks.ru, раздел Официальная статистика \\ Цены \ Потребительские цены) индексы потребительских цен на товары и услуги к декабрю предыдущего года составляют:
Год |
% |
Год |
% |
2008 |
113,3 |
2013 |
106,5 |
2009 |
108,8 |
2014 |
111,4 |
2010 |
108,8 |
2015 |
112,9 |
2011 |
106,1 |
2016 |
105,4 |
2012 |
106,6 |
2017 |
102,5 |
Для получения ИПЦ за период с 2008 по 2017 гг. перемножаются все входящие в этот временной промежуток индексы, характеризующие изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим*(1):
113,3 * 108,8 : 100 * 108,8 : 100 * 106,1 : 100 * 106,6 : 100 * 106,5 : 100 *
* 111,4 : 100 * 112,9 : 100 * 105,4 : 100 * 102,5 : 100 = 220 %
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2008-2017 гг. составляет 220 %, то есть за указанный период общий уровень цен на товары и услуги вырос примерно в 2,2 раза.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (базовый вариант), разработанным Минэкономразвития России, индексы дефляторов по виду экономической деятельности "Строительство" в процентах к предыдущему году составляют:
Год |
% |
Год |
% |
2008 |
118,8 |
2013 |
101,2 |
2009 |
105,2 |
2014 |
106,4 |
2010 |
112,7 |
2015 |
105,0 |
2011 |
117,1 |
2016 |
105,8 |
2012 |
111,3 |
2017 |
105,6 |
Для получения индекса дефлятора по виду экономической деятельности "Строительство" за период с 2008 по 2017 гг. перемножаются все входящие в этот временной промежуток индексы дефляторов:
118,8 * 105,2 : 100 * 112,7 : 100 * 117,1 : 100 * 111,3 : 100 * 101,2 : 100 *
* 106,4 : 100 * 105,0 : 100 * 105,8 : 100 * 105,6 : 100 = 232 %
Индекс дефлятора по виду экономической деятельности "Строительство" в 2008-2017 гг. составляет 232 %, то есть за указанный период общий уровень цен на товары и услуги по данному виду экономической деятельности вырос более чем в 2,3 раза.
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (базовый вариант), разработанным Минэкономразвития России, индексы дефляторов по виду экономической деятельности "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" в процентах к предыдущему году составляют:
Год |
% |
Год |
% |
2008 |
119,4 |
2013 |
106,0 |
2009 |
105,0 |
2014 |
104,9 |
2010 |
108,0 |
2015 |
114,3 |
2011 |
108,8 |
2016 |
108,1 |
2012 |
106,8 |
2017 |
105,4 |
Для получения индекса дефлятора по виду экономической деятельности "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" за период с 2008 по 2017 гг. перемножаются все входящие в этот временной промежуток индексы дефляторов:
119,4 * 105,0 : 100 * 108,0 : 100 * 108,8 : 100 * 106,8 : 100 * 106,0 : 100 *
* 104,9 : 100 * 114,3 : 100 * 108,1 : 100 * 105,4 : 100 = 228 %
Индекс дефлятора по виду экономической деятельности "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" в 2008-2017 гг. составляет 228 %, то есть за указанный период общий уровень цен на товары и услуги по данному виду экономической деятельности вырос примерно в 2,3 раза.
Исходя из индекс-дефлятора валового внутреннего продукта, индекса потребительских цен на товары и услуги, индексов дефляторов по видам экономической деятельности "Строительство" и "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" за период с 2008 по 2017 гг. общий уровень цен на товары и услуги вырос в 2,3 раза.
При умножении размеров материального ущерба в ныне действующей классификации чрезвычайных ситуаций получаем:
5 млн. руб. 2,3 = 11,5
12 млн. руб.*(2) (максимальная сумма материального ущерба для чрезвычайных ситуаций муниципального (межмуниципального) характера);
500 млн. руб. 2,3 = 1,15
1,2 млрд. руб.2 (максимальная сумма материального ущерба для чрезвычайных ситуаций регионального характера).
Таким образом, проектом постановления предусматривается индексация размера материального ущерба при классификации чрезвычайных ситуаций в целом в 2,4 раза.
Соответственно максимальная сумма материального ущерба для чрезвычайных ситуаций локального характера составит 100 тыс. руб. 2,4 = 240 тыс. руб.
Принятие постановления позволит:
привести понятийный аппарат, используемый при классификации чрезвычайных ситуаций, в соответствие с Федеральным законом N 68-ФЗ;
устранить правовые пробелы при классификации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера;
актуализировать размер материального ущерба при классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с уровнем инфляции.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Методология расчета ИПЦ размещена на сайте Росстата: Главная страница / Официальная статистика / Цены / Методология / Потребительские цены / Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен.
*(2) Округление размера материального ущерба в большую сторону произведено также в связи с тем, что в расчетах уровня инфляции не принимался рост цен на товары и услуги за июнь - декабрь 2007 года (ныне действующая классификация чрезвычайных ситуаций установлена в мае 2007 года) и I полугодие 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.