Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 13.08.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" (далее - проект постановления) разработан Госкорпорацией "Росатом" в целях определения ее в качестве органа, уполномоченного на принятие нормативных правовых документов, регулирующих порядок осуществления государственного учета и контроля ядерных материалов, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения (далее - ядерные материалы оборонного назначения).
В настоящее время пунктом 2 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352, установлено, что порядок учета и контроля ядерных материалов оборонного назначения определяется иными нормативными правовыми актами.
Указанная норма создает неопределенность, касающуюся уполномоченного субъекта на принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок учета и контроля ядерных материалов оборонного назначения, на устранение которой направлен проект постановления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Госкорпорация "Росатом" является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" установлены полномочия Госкорпорации "Росатом" по принятию нормативных правовых актов, регламентирующих порядок государственного учета и контроля ядерных материалов, а также учета и контроля ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических лиц и временно находящихся на территории Российской Федерации. Однако эта норма содержит оговорку, что указанное полномочие реализуется Госкорпорацией "Росатом" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, наделение Госкорпорации "Росатом" полномочиями по принятию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок учета и контроля ядерных материалов оборонного назначения, позволит принять ей нормативный правовой акт в указанной сфере деятельности, обязательный для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими и физическими лицами.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" принято в соответствии как с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", так и с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и в целях совершенствования нормативного правового обеспечения учета и контроля ядерных материалов.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2008 N 352 установило, что Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов определяет порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и осуществления учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими обращение с ядерными материалами, а также органами государственного управления использованием атомной энергии и органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Кроме того, частью 5 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" установлено, что Госкорпорация "Росатом" осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа управления ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, за исключением ядерных материалов, передаваемых в составе изделий Минобороны России. Под управлением ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, понимается управление всеми ядерными материалами (как мирными, так и оборонного назначения до передачи их в составе изделий Минобороны России). В свою очередь, система государственного учета и контроля таких материалов является составной частью управления ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности. Таким образом, система государственного учета и контроля ядерных материалов является единой и не разделяется на систему государственного учета и контроля ядерных материалов мирного и оборонного назначения.
Предлагаемый проект постановления направлен на устранение правового пробела в части наделения Госкорпорации "Росатом" полномочиями по принятию нормативного правового акта. Наделение именно Госкорпорации "Росатом" полномочиями по принятию нормативных правовых актов, определяющих порядок учета и контроля ядерных материалов оборонного назначения, соответствует законодательству Российской Федерации и устраняет препятствие для регистрации акта Госкорпорации "Росатом", регулирующего отношения в указанной сфере деятельности, в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Проектом постановления также предусматривается приведение постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352 в соответствие с требованиями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Вместо понятия "таможенная граница Российской Федерации" предлагается использовать термин, соответствующий Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, а также Закону Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации": "государственная граница Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза".
Проектом постановления вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352, обусловленные практикой применения указанного постановления. При подготовке проекта учтены предложения Ростехнадзора, сделанные при согласовании предыдущего проекта постановления об изменении постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352, направленные на устранение несоответствия постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352 Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также редакционные правки, подготовленные исходя из практики применения указанного акта (пункты 2, 4, 6, 8 изменений, утверждаемых проектом постановления).
Анализ нормативных правовых актов в части разграничения полномочий между МВД России и Росгвардией показал отсутствие необходимости внесения изменений в части полномочий МВД России, поскольку в соответствии с пунктом 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12. 2016 N 699, министерство выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящие транснациональный или межрегиональный характер, либо преступления, вызывающие большой общественный резонанс. Соответственно, необходимость информирования указанного министерства о фактах незаконного обращения с ядерными материалами и хищении ядерных материалов сохраняется и изменения пункта 14 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов не требуется.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Предлагаемые проектом постановления решения относятся к сфере реализации подпрограммы 5 "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 N 506-12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.