Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации"
(подготовлен Минобрнауки России 14.08.2018 г.)
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 15.01.21 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по профессии 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации (далее - профессия).
1.2. Настоящий ФГОС СПО разработан на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в Приложении к настоящему ФГОС СПО (далее - профессиональные стандарты).
1.3. Получение СПО по профессии допускается в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно.
Образовательная программа СПО по профессии (далее - образовательная программа), имеющая государственную аккредитацию, разрабатывается в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности*(1).
1.6. Обучение по образовательной программе в организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы возможна с использованием сетевой формы.
1.9. Образовательная деятельность по образовательной программе осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация формирует образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего согласно перечню профессий среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955):
электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций, предусмотренных главой II настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть (не менее 20 процентов) дает возможность расширения видов деятельности, определяемых содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта и с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которой завершается присвоением квалификации (квалификаций) квалифицированного рабочего и служащего согласно пункту 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица
Структура образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в часах |
Общепрофессиональный цикл |
не менее 180 |
Профессиональный цикл, включая: |
не менее 972 |
Государственная итоговая аттестация: |
|
на базе среднего общего образования |
36 |
на базе основного общего образования |
72 |
Объем образовательной программы: |
|
на базе среднего общего образования |
1476 |
на базе основного общего образования, включая изучение общеобразовательных предметов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4428 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом рекомендаций ПООП по соответствующей профессии.
Образовательной организацией при определении структуры образовательной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 - 36 часам.
2.4. В общепрофессиональном и профессиональном циклах выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме должно быть выделено не менее 80 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного таблицей настоящего ФГОС СПО, при очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.
2.5. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы по очной форме обучения должно предусматривать освоение дисциплины "Физическая культура" в объеме не менее 40 часов и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме не менее 36 часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными пунктом 3.3 настоящего ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят два вида практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная практика и производственная практика проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций, в которых проводилась производственная практика.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
2.7. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в рамках освоения общепрофессионального и профессионального цикла в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению следующих основных видов деятельности согласно сочетанию квалификаций квалифицированного рабочего, служащего в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО:
выполнение монтажа оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности;
выполнение операций по наладке оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями документации;
осуществление технического обслуживания и эксплуатации оборудования и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности;
выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в пункте 3.3 настоящего ФГОС СПО:
3.3.1. Выполнение монтажа оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности:
ПК 1.1. Осуществлять подготовку к использованию инструмента, единиц оборудования, приспособлений и мест установки в соответствии с заданием в зависимости от видов монтажа.
ПК.1.2. Определять последовательность и оптимальные режимы монтажа оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием и требованием технической документации.
ПК.1.3. Производить монтаж оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием с соблюдением требований к качеству выполняемых работ.
3.3.2. Выполнение операций по наладке оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями документации:
ПК.2.1.Осуществлять подготовку к использованию оборудования и устройств, для пусконаладочных работ оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием.
ПК.2.2. Определять последовательность и оптимальные режимы наладочных работ оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием и требованиями технической документации
ПК.2.3. Вести технологический процесс наладочных работ оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием и требованиями технической документации.
3.3.3. Осуществление технического обслуживания и эксплуатации оборудования и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности.
ПК.3.1.Осуществлять подготовку к использованию оборудования и устройств, для диагностирования состояния систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации и дефектации ее узлов и механизмов в соответствии с заданием.
ПК.3.2. Определять последовательность и оптимальные режимы обслуживания и ремонта оборудования и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием и требованиями технической документации.
ПК.3.3. Осуществлять контроль технического состояния оборудования и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием с соблюдением требований к качеству выполненных работ.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы указаны в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы, требования к кадровым и финансовым условиям.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных в установленном порядке на базе иных организаций кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий всех типов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается руководящими и педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
Приложение
к ФГОС СПО по профессии
15.01. 21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы
40. 175 |
Монтажник слаботочных систем охраны и безопасности |
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.03.2017 N 224н, зарегистрирован Минюстом РФ 24 апреля 2017 г. N 46477 |
Приложение .
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы 15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Выполнение монтажа оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. |
знать: цели и задачи обследования объектов, подлежащих оборудованию аппаратурой систем охранно-пожарной сигнализации; этапы обследования объекта и номенклатуру работ, выполняемых на каждом этапе обследования; методику выбора вариантов охраны объекта; виды производственной документации, оформляемой при монтаже технических средств сигнализации по требованиям МВД России; структуру организации; цели и задачи структурного подразделения; общие сведения о вневедомственной охране; сведения об электроснабжении и заземлении установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации; устройство и основное оборудование осветительных установок; технологию работ по монтажу электропроводок; технологию работ по монтажу линейно-кабельных сооружений установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации; устройство и принцип действия пожарных извещателей; технологию работ по монтажу пожарных извещателей; технологию работ по монтажу охранных, охранно-пожарных и тревожных извещателей; устройство и технологию работ по монтажу приемно-контрольных приборов: пожарных, пожаротушения, дымоудаления и оповещения; устройство и технологию работ по монтажу приемно-контрольных приборов охранной и охранно-пожарной сигнализации; системы передачи извещений и технологию работ по монтажу элементов систем передачи извещений; системы контроля доступа и технологию работ по монтажу приборов и аппаратуры систем контроля доступа и исполнительных устройств; системы охранного телевидения и технологию работ по монтажу систем охранного телевидения; системы охранной периметральной сигнализации и технологию работ по монтажу охранных извещателей периметральной сигнализации;правила безопасности труда при выполнении работ по установке и монтажу технических средств систем безопасности уметь: осуществлять подготовку к использованию инструмента, единиц оборудования и приспособлений в соответствии с заданием в зависимости от видов монтажа; определять последовательность и оптимальные режимы монтажа оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с технической документацией; определять состояние рабочих элементов; применять контрольно-измерительные приборы и инструменты; контролировать качество выполняемых монтажных работ; определять категорию объекта; пользоваться планом-схемой и строительными чертежами объекта; проверять инженерные сооружения по периметру, оценивать вид и состояние внешнего ограждения, выявлять уязвимые места, определять работоспособность имеющихся технических средств; проверять территорию; проверять состояние охраны и наличие, количество и состояние контрольно-проходных и контрольно-проездных пунктов; проверять техническое состояние зданий и помещений и техническую укрепленность коммуникаций; снимать изоляцию с концов жил проводов и кабелей; выполнять подготовку концов проводов для соединения; выполнять контактные соединения скруткой, с помощью клеммников, монтажных адаптеров, микросоединителей, под винт, пайкой, опрессовкой; заряжать электроустановочные изделия; прокладывать провода и кабели для осветительных и сигнальных сетей всех типов и видов; выполнять борозды, гнезда и отверстия для установочных и крепежных изделий; выполнять монтаж электроустановочных изделий; устанавливать крепежные изделия; собирать и проверять электрические схемы перед включением; определять параметры электрической сети; выполнять присоединения к групповым и осветительным щиткам питающих линий в соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации (ИСО); устанавливать и заменять аппараты защиты электрической сети; выбирать типы кабелей связи по заданным параметрам; определять строительную длину кабелей связи перед прокладкой (с наличием проекта и без него); выполнять разделку кабелей связи и оптико-волоконных кабелей; сращивать кабели связи с помощью муфт и коннекторов; осуществлять счет и нумерацию пар проводов в оконечных кабельных установках; устанавливать оконечные кабельные устройства, механизмы для структурированных сетей, оптические коммутационные полки; вязать провода (в том числе и кроссировочные), кабели связи; расшивать кабели на шаблоне; присоединять провода в коробах и боксах методом запайки жил на штифтах плинтусов; работать с суппортом; устанавливать соединительные коробки, изоляторы короткого замыкания (КЗ), релейные модули, адресные расширители, усилители тока, информационные панели, блоки индикации, контроллеры адресной двухпроводной линии и крепежных изделий; выполнять монтаж точечных, линейных, поверхностных и объемных извещателей, аналоговых и адресно-аналоговых тепловых, дымовых, газовых, аспирационных, световых, комбинированных, ручных извещателей пожарной сигнализации (ПС), электроконтактных, магнитоконтактных, акустических, емкостных, оптико-электронных, ультразвуковых, радиоволновых, комбинированных аналоговых и адресно-аналоговых извещателей ПС и ОПС, радиоизвещателей, тревожных извещателей; выполнять монтаж контрольных панелей, клавиатур, станций ПС, сигнально-пусковых блоков и модулей, контроллеров системы охранно-пожарной сигнализации (ОПС), ИСО, контроля и управления доступом (СКУД), охранного телевидения (СОТ), инженерной автоматики и диспетчеризации; выполнять монтаж систем периметральной охранной сигнализации; выполнять работы по монтажу линейно-кабельных сооружений проводных и волоконно-оптических систем передачи извещений (СПИ); выполнять демонтаж или заменять неисправные элементы схемы; выполнять монтаж систем GSM; выполнять монтаж станционной аппаратуры и устройств основного и резервного электропитания; соблюдать правила безопасности труда при выполнении работ по установке и монтажу технических средств систем безопасности; иметь практический опыт в: выполнении монтажа оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности. |
Выполнение операций по наладке оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями документации. |
знать: требования охраны труда и правила технической эксплуатации электроустановок потребителей при выполнении работ; условные обозначения, применяемые на чертежах и монтажных схемах проектной документации; правила монтажа аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации; правила пользования ручным и механизированным инструментом для устранения выявленных недостатков при подключении объектовых датчиков, извещателей, приемо-контрольных приборов охранной, охранно-пожарной, пожарной, тревожной сигнализации, оконечных устройств системам централизованного наблюдения к смонтированным слаботочным сетям через соединительные и коммутационные устройства согласно проектной документации; правила пользования измерительной техникой и приборами для проведения необходимых замеров параметров цепи, извещателей, датчиков, приборов, приемо-контрольных приборов и объектовых оконечных устройств, для замера электрического сопротивления согласно проектной документации; правила применения средств индивидуальной защиты, пожаротушения и первой помощи пострадавшим. уметь: осуществлять подготовку к работе и обслуживание рабочего места наладчика в соответствии с требованиями охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; подготавливать оборудование к работе; устанавливать режимы работы аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации; определять последовательность и оптимальные режимы наладочных работ аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с заданием и технической документацией; вести технологический процесс наладочных работ аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации; проверять на наличие дефектов оборудование и аппаратуру охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. иметь практический опыт в: выполнении операций по наладке оборудования, аппаратуры и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с требованиями документации. |
Осуществление технического обслуживания и эксплуатации оборудования и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности. |
знать: порядок приемки установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации в эксплуатацию; требования ГОСТ и руководящих документов (РД) по приемке установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации в эксплуатацию; порядок организации рабочей комиссии, ее состав и продолжительность работы; порядок организации гарантийного и послегарантийного обслуживания установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации;требования к техническим средствам установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации; типы и виды регламентных работ и правила их проведения при обслуживании технических средств установок охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, контроля доступа, охранного телевидения, инженерной автоматики и диспетчеризации; периодичность, технологическую последовательность и методику выполнения регламентных работ; правила безопасности труда при эксплуатации технических средств систем безопасности; организацию и порядок проведения работ по диагностике и мониторингу технических средств систем безопасности; назначение и сущность операций, выполняемых при диагностике и мониторинге технических средств систем безопасности; технологическую последовательность выполнения работ в соответствии с нормативной документацией; правила безопасности труда при проведении работ по диагностике и мониторингу технических средств систем безопасности. уметь: проверять в процессе технического обслуживания: состояние монтажа, крепления и внешний вид аппаратуры; срабатывание извещателей и работоспособность приборов приемно-контрольных устройств; состояние гибких соединений (переходов); работоспособность основных и резервных источников электропитания; работоспособность световых и звуковых оповещателей; общую работоспособность системы, комплекса в целом; выполнять настройку и регулировку технических средств систем безопасности; выявлять и устранять неисправности; вести эксплуатационно-техническую документацию; заносить сведения о проведении регламентных работ в журнал учета регламентных работ и контроля технического состояния средств ОПС; выполнять электрические измерения параметров технических средств ОПС при выполнении регламентных работ и заносить полученные результаты в учетные карточки на объекты, оборудованные средствами ОПС, и соответствующие формуляры на аппаратуру; соблюдать периодичность, технологическую последовательность и методику выполнения регламентных работ, указанных в соответствующих картах проведения регламента технического обслуживания; анализировать причины отказов и неисправностей средств ОПС и принимать меры, исключающие их повторение; выполнять работы по регламенту N 1: внешний осмотр с целью обнаружения и устранения повреждений корпуса прибора и крепящихся на нем установочных элементов; проверку функционирования приборов; выполнять работы по регламенту N 2: проверку работоспособности с целью выявления скрытых отказов; оценку технического состояния приборов; выполнять работы по регламенту N 3: профилактические мероприятия по предотвращению постепенных отказов и проверку параметров прибора на соответствие техническим условиям; соблюдать правила безопасности труда при выполнении регламентных работ; выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда; выполнять работы по обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации; осуществлять мониторинг состояния оборудования; составлять отчет по состоянию оборудования; производить внешний осмотр и контролировать техническое состояние оборудования; проверять датчики, извещатели, табло, светозвуковые сирены; проверять системы электропитания, аккумуляторы; проверять пожарную сигнализацию по зонам; проводить испытания средств контроля исправности шлейфов и соединительных линий; проводить испытания средств контроля исправности электрических цепей; проводить испытания средств контроля исправности звуковой и световой сигнализации; проверять срабатывание охранных и пожарных датчиков; проверять автоматическое переключение электропитания с основного источника на резервный; выполнять комплексную проверку состояния аппаратуры; выполнять работы по обслуживанию систем видеонаблюдения; осуществлять мониторинг состояния оборудования; составлять отчет по состоянию оборудования; проверять работоспособность системы в целом; осуществлять диагностику системных ресурсов, проверять дисковые массивы на наличие ошибок и переполнение; осуществлять внешнюю и внутреннюю (системную) очистку сервера от "мусора"; осуществлять диагностику возможных неисправностей оборудования и выполнять мелкий ремонт на месте; проверять системные параметры и настройки специализированного программного обеспечения; осуществлять диагностику и прочистку системы вентиляции и охлаждения; выполнять юстировку видеокамер и объективов; осуществлять диагностику кабельных трасс и системы питания видеокамер; осуществлять внешний осмотр состояния видеокамер и кабельных трасс; выполнять резервное копирование системной информации; выполнять работы по обслуживанию систем контроля доступа; осуществлять мониторинг системы СКУД (анализировать логи прохода по картам, ежемесячный отчет); осуществлять администрирование системы СКУД (заносить в базу пользователей по картам доступа, вести учет); осуществлять мониторинг состояния оборудования; производить внешний осмотр и контролировать техническое состояние оборудования; составлять отчет по состоянию оборудования; проверять автоматическое переключение электропитания с основного источника на резервный; проверять исправность соединительных шлейфов; проверять исправность электрических цепей и цепей управления; иметь практический опыт в: осуществлении технического обслуживания и эксплуатации оборудования и систем охранной, тревожной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации в соответствии с регламентом, требованиями охраны труда, бережливого производства и экологической безопасности. |
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.