Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
(подготовлен ФАС России 10.09.2018 г.)
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства указанным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение), а также при совершении ими действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов над такими хозяйственными обществами.
При этом согласно прямому указанию пунктов 5-6 части 2 статьи 3 Закона N 57-ФЗ иностранными инвесторами для целей применения указанного закона признаются также граждане Российской Федерации, имеющие наряду с российским гражданством гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Российской Федерации.
В статье 7 Закона N 57-ФЗ указаны требующие предварительного согласования Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия) сделки иностранных инвесторов и (или) группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование указанными лицами имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также иные сделки, действия, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.
Согласно статье 14 Закона N 57-ФЗ иностранные инвесторы или группа лиц обязаны представлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), информацию о приобретении пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, а также о совершении сделок, иных действий, решение о предварительном согласовании которых принято в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, положения Закона N 57-ФЗ создают правовую неопределенность относительно подачи гражданином Российской Федерации, который приобрел иное гражданство или получил статус лица без гражданства (при условии, что такое лицо постоянно проживает за пределами Российской Федерации) и стал в понимании Закона N 57-ФЗ иностранным инвестором, и который осуществляет контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, или владеет/пользуется/распоряжается акциями (долями) в уставном капитале такого общества, соответствующего ходатайства или уведомления в ФАС России.
ФАС России в целях выработки консолидированной позиции по данной проблематике были запрошены позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Указанными федеральными органами исполнительной власти были представлены различные позиции, что является следствием наличия двоякого толкования положений Закона N 57-ФЗ. В связи с этим необходимо устранить имеющуюся правовую неопределенность посредством уточнения и детализации соответствующих положений Закона N 57-ФЗ.
Учитывая изложенное, ФАС России был разработан настоящий законопроект, которым предусматривается внесение изменений в статьи 7, 8, 9, 10, 15 Закона N 57-ФЗ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.