Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна"
(подготовлен Минсельхозом России 12.09.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна" (далее -проект постановления) разработан во исполнение подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 марта 2018 г. N Пр-436, пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 марта 2018 г. N ДМ-П13-1472, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева от 15 августа 2018 г. N АГ-П11-5252 (далее - Поручения).
В целях выравнивания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах Российской Федерации, в которых отмечался значительный прирост объема производства зерна, принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1595 "Об утверждении Правил предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна" (далее соответственно -Правила N 1595, субсидии).
Правилами N 1595 предусматривается предоставление до 30 июня 2018 г. субсидий ОАО "РЖД" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна со станций, расположенных в границах Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской, Омской областей, в направлении станций железных дорог Дальневосточного, Северо-Западного и Южного федеральных округов без взимания провозной платы с грузоотправителей, с возмещением из федерального бюджета потерь в доходах ОАО "РЖД", возникающих в результате осуществления таких перевозок.
Во исполнение Поручений проектом постановления продлевается срок предоставления субсидии по 31 декабря 2018 г.
Субсидии будут предоставляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства железнодорожного транспорта как получателя средств федерального бюджета.
Минсельхозом России совместно с Минтрансом России и ОАО "РЖД" осуществлялась работа по реализации данного механизма. По состоянию на 30 июня 2018 г. Комиссией по рассмотрению документов грузоотправителей в рамках реализации Правил предоставления в 2017 и 2018 годах субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна, созданной распоряжением Минсельхоза России от 25 декабря 2017 г. N 185-р, согласованы заявки на общую сумму субсидий 1,99 млрд рублей (33,9 тыс. ваг. или 2,0 млн тонн).
Проектом постановления предусматривается изложить приложение N 1 к Правилам N 1595 в новой редакции. Так, исходя из текущей конъюнктуры зернового рынка и прогнозируемого производства зерна в 2018 сельскохозяйственном году, предлагается исключить отдельные субъекты Центрального и Приволжского федеральных округов.
При этом предлагается осуществлять перевозку зерна со станций, расположенных в границах Оренбургской, Курганской, Новосибирской, Омской областей и Красноярского края, на период со дня вступления в силу Правил N 1595 по 31 декабря 2018 г.
Производство зерна в указанных субъектах Российской Федерации в 2018 году прогнозируется в объеме до 13,7 млн тонн зерна при потреблении в среднем до 9,3 млн тонн. Запасы зерна в указанных регионах по состоянию на 1 июня 2018 г. составили 4,1 млн тонн, что на 16,4 % больше уровня прошлого года.
Таким образом, производство зерна в 2018 сельскохозяйственном году с учетом переходящих запасов будет негативно влиять на финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. Удаленность от основных потребителей влечет высокие расходы на перевозку, что создает низкий спрос на зерно, произведенное в субъекте Российской Федерации, и негативно влияет на уровень запасов зерна, излишки которого снижают средние цены в регионе и, следовательно, доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Уровни минимальных закупочных цен на зерно в регионах, со станций которых будет осуществляться перевозка зерна со дня вступления в силу Правил N 1595 по 31 декабря 2018 г., определены на уровне предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2018 года в целях проведения государственных закупочных интервенций в 2018 - 2019 годах, утвержденных приказом Минсельхоза России от 28 марта 2018 г. N 129 "Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно урожая 2018 года в целях проведения государственных закупочных интервенций в 2018 - 2019 годах".
Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Федеральному агентству железнодорожного транспорта предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии ОАО "РЖД" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна в 2018 году, в размере 1 999,9 млн рублей.
По данным Федерального агентства железнодорожного транспорта, по состоянию на 31 августа 2018 г. объем субсидий, выплаченных ОАО "РЖД" за январь - июнь 2018 года составил 1 721,6 млн рублей или 86% от объема предусмотренных бюджетных ассигнований.
Таким образом, остаток бюджетных ассигнований на предоставление субсидии ОАО "РЖД" на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку зерна, составил 278,4 млн рублей.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1595 в случае превышения суммы провозной платы за перевозку зерновых грузов размера средств, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства железнодорожного транспорта как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 3 Правил N 1595, перевозки зерновых грузов осуществляются без установления льготных тарифов (с взиманием провозной платы) грузоотправителям.
Принятие проекта постановления позволит освободить мощности по хранению зерна, снизить переходящие запасы, а также увеличить уровень закупочных цен у сельхозтоваропроизводителей в субъектах Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.
В части включения в проект постановления выписки из биржевого реестра договоров, в качестве документа, подтверждающего совершение сделки купли-продажи по зерну для грузоотправителей, отмечаем, что механизм торговли на биржевой площадке предусматривает анонимность торгов и не позволяет идентифицировать участников биржевых торгов, определить продавца из биржевых и брокерских документов, имеющихся в наличии у покупателя зерна, а также наличие у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, что противоречит пункту 2 Правил N 1595.
Вступление в силу проекта постановления со дня его официального опубликования позволит в возможно короткие сроки обеспечить перевозки зерна грузоотправителями по установленным льготным тарифам в рамках Правил N 1595.
Заключение об оценке регулирующего воздействия не требуется.
Предлагаемые решения не влекут за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Дополнительного выделения бюджетных ассигнований не потребуется.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.