Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 24.09.2018 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Внести в статью 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 N 1, ст. 15; 2013, N 52, ст. 6961) следующие изменения:
1) часть 6 дополнить предложением следующего содержания:
"К членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, имеющим право на выплату компенсации, относится ребенок погибшего (умершего), сотрудника, родившийся после его гибели (смерти).";
2) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Размер среднемесячного денежного содержания, устанавливаемый в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи, увеличивается (индексируется) при увеличении (индексации) денежного содержания сотрудников Следственного комитета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.";
3) в части 10 слова "либо находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, либо умышленно причинил вред своему здоровью" заменить словами "либо его действия, приведшие к наступлению страхового случая, находились в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, либо он умышленно причинил вред своему здоровью".
Президент |
В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 403-ФЗ) в случае причинения сотруднику в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих возможность в дальнейшем заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
При этом следует указать, что в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда посредством индексации производимых выплат, направленный на восполнение понесенных материальных потерь в ситуации причинения лицам увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Так, частью 7 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрен перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации (выплачиваемой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции) с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральный закон N 403-ФЗ, регламентирующий деятельность Следственного комитета Российской Федерации (в том числе по вопросам обеспечения предоставления мер правовой защиты и социальной поддержки сотрудникам данного федерального государственного органа), положений, устанавливающих порядок, условия, размеры индексации ежемесячных компенсационных выплат, то есть их увеличение, обусловленное ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов, применительно к указанной категории федеральных государственных служащих, не содержит.
Отсутствие аналогичного механизма возмещения вреда сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, выраженного во включении в Федеральный закон N 403-ФЗ нормы об индексации компенсационных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи со служебной деятельностью, ставит граждан, уволенных со службы в Следственном комитете Российской Федерации, в неравные условия по сравнению с лицами, уволенными со службы в полиции в случае установления инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в соответствующем федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) обеспечит соблюдение принципа единства правовых и организационных основ государственной службы в рамках реализации прав граждан, замещавших должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах.
Учитывая единую правовую природу компенсационных выплат, закрепленных частями 5 и 6 статьи 36 Федерального закона N 403-ФЗ, производство которых осуществляется в рамках обязательного государственного личного страхования сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, законопроектом предлагается предусмотреть процедуру индексации не только для компенсации, выплачиваемой сотрудникам, уволенным со службы в Следственном комитете Российской Федерации, но и для компенсации членам семей погибших (умерших) сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Исходя из взаимосвязанных положений статьи 15 Федерального закона N 403-ФЗ, согласно которой на сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, замещающих должности федеральной государственной службы, распространяется трудовое законодательство с особенностями, установленными данным нормативным правовым актом, статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), определяющего правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая, помимо нетрудоспособных лиц, состоявших на иждивении умершего или имевших ко дню его смерти право на получение от него содержания, одного из родителей, супруга (супруги) либо другого члена семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, лиц, состоявших на иждивении умершего, ставших нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти, предоставлено ребенку умершего, родившемуся после его смерти.
Данная категория граждан не входит в перечень субъектов правоотношений, являющихся предметом регулирования части 6 статьи 36 Федерального закона N 403-ФЗ.
Поскольку дети, родившиеся после гибели (смерти) сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, не могут считаться находившимися на иждивении, они исключены из круга лиц, которым ежемесячно производится выплата компенсации по соответствующему основанию, что противоречит смыслу данной социальной выплаты.
В связи с общностью целей обязательного социального страхования и обязательного государственного личного страхования, как частей системы социальной защиты населения, выраженной комплексом правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством для обеспечения социальных интересов работающих граждан (лиц, проходящих отдельные виды государственной службы), направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, в том числе с учетом специфики их деятельности (статья 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"), законопроектом к числу членов семьи погибшего (умершего) сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, имеющих право на выплату компенсации, отнесен ребенок погибшего (умершего), сотрудника, родившийся после его гибели (смерти).
Ввиду того, что для статьи 36 Федерального закона N 403-ФЗ принципиальным является определение понятия "исполнение служебных обязанностей", рассматриваемое законодателем в качестве одного из условий признания сотрудника Следственного комитета Российской Федерации застрахованным и последующего производства ему страховых и компенсационных выплат, а также в целях применения равного объема мер социального обеспечения к лицам, замещающим должности федеральной государственной службы в органах государственной власти и федеральных государственных органах, часть 10 указанной структурной единицы законопроектом предлагается дополнить нормой, корреспондирующейся с требованиями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона N 52-ФЗ закрепляет на законодательном уровне механизм защиты интересов участников отношений по обязательному государственному страхованию, создавая условия для исключения потенциально возможных злоупотреблений с их стороны, посредством определения перечня оснований, освобождающих страховщика от выплаты страховой суммы.
При этом необходимо учесть, что при формировании перечня законодатель исходил из общего принципа освобождения страховщика от исполнения соответствующей обязанности, в силу которого его действия считаются легитимными, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (статья 963 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К основаниям, освобождающим страховщика от выплаты страховой суммы, статьей 10 Федерального закона N 52-ФЗ отнесено, в том числе, нахождение страхового случая в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.
Использование в статье 10 Федерального закона N 52-ФЗ указанной конструкции обеспечивает возможность объективной оценки всех обстоятельств произошедшего.
Таким образом, конкретизация положений части 10 статьи 36 Федерального закона N 403-ФЗ в случае дополнения формулировкой, тождественной по смыслу нормам статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ в части касающейся, позволит исключить неоднозначность ее толкования и, как следствие, формирование противоречивой правоприменительной практики, а также защитить интересы сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Вносимые законопроектом изменения в Федеральный закон N 403-ФЗ на достижение целей государственных программ Российской Федерации не повлияет.
Кроме того, законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.