Проект Приказа Министерства культуры РФ "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" и сроку обучения по этой программе"
(подготовлен Минкультуры России 01.10.2018 г.)
В соответствии с частью 5 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 11, ст. 1591) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" и сроку обучения по этой программе согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 161 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" и сроку обучения по этой программе" (зарегистрирован Минюстом России от 13 апреля 2012 г., регистрационный N 23832).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристархова.
Министр |
В.Р. Мединский |
Приложение
Утверждены
приказом Министерства культуры Российской Федерации
от "___" ___________ _______ г. N ______
Федеральные государственные требования
к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" и сроку обучения по этой программе
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" (далее - программа "Декоративно прикладное творчество") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
- обеспечения преемственности программы "Декоративно-прикладное творчество" и образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области декоративно-прикладного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
1.6. Обучающиеся по программе "Декоративно-прикладное творчество" имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе "Декоративно-прикладное творчество" образовательная организация проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Декоративно-прикладное творчество", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа "Декоративно-прикладное творчество" - дополнительная предпрофессиональная программа в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество";
ОП - образовательная программа;
ОО - образовательная организация;
ФГТ - федеральные государственные требования.
III. Требования к минимуму содержания программы "Декоративно-прикладное творчество"
3.1. Минимум содержания программы "Декоративно-прикладное творчество" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знание основных видов народного художественного творчества;
- знание терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыки работы в различных техниках и материалах;
- навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыки подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знание об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знание способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умение применять навыки, приобретенные на учебных предметах "рисунок", "живопись", "композиция";
в области истории искусств:
- знание основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- первичные навыки восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- умение использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.
3.3. Результатом освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знание основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;
- навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знание истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества;
- навыки восприятия современного искусства.
3.4. Результаты освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" по учебным предметам обязательной части должны отражать:
3.4.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:
- знание различных видов изобразительного искусства;
- знание основных жанров изобразительного искусства;
- знание основ цветоведения;
- знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
- знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умение работать с различными материалами;
- умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
- навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыки передачи формы, характера предмета;
- наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
- наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к действительности.
3.4.2. Прикладное творчество:
- знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;
- знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
- умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
- умение изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыки заполнения объемной формы узором;
- навыки ритмического заполнения поверхности;
- навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
3.4.3. Лепка:
- знание понятий "скульптура", "объемность", "пропорция", "характер предметов", "плоскость", "декоративность", "рельеф", "круговой обзор", "композиция";
- знание особенностей работы с пластическими материалами;
- умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- умение создавать работы с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
3.4.4. Рисунок:
- знание понятий: "пропорция", "симметрия", "светотень";
- знание законов перспективы;
- умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
3.4.5. Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки использования основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
3.4.6. Композиция прикладная:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;
- умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
3.4.7. Работа в материале:
- знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
- навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыки работы в различных техниках и материалах.
3.4.8. Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусств;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- навыки восприятия художественного образа.
3.4.9. История народной культуры и изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
- знание основных центров народных художественных промыслов;
- умение определять в произведениях изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведений изобразительного искусства, умение выражать понимание и свое отношение к ним, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
3.4.10. Пленэр:
- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
IV. Требования к структуре программы "Декоративно-прикладное творчество"
4.1. Программа "Декоративно-прикладное творчество" определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОО. Программа "Декоративно-прикладное творчество" направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта по созданию произведений декоративно-прикладного творчества, самостоятельной работы по изучению и постижению народной культуры и изобразительного искусства.
Программа "Декоративно-прикладное творчество", разработанная ОО на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов;
- систему, критерии оценок и форму промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
- программу творческой, методической и просветительской деятельности ОО.
Разработанная ОО программа "Декоративно-прикладное творчество" должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы "Декоративно-прикладное творчество" в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа "Декоративно-прикладное творчество" может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.
Учебный план программы "Декоративно-прикладное творчество" должен предусматривать следующие предметные области:
- изобразительное творчество;
- пленэрные занятия;
- история искусств
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
Для реализации ОП "Декоративно-прикладное творчество" представлены два варианта учебных планов, отражающих различный объем часов для реализации пленэрных занятий.
Вариант 1. Объем пленэрных занятий составляет 28 часов в год.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2740 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Рисунок - 396 часов, УП.05.Живопись - 396 часов, УП.06.Композиция прикладная - 165 часов, УП.07. Работа в материале - 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 140 часов.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3180,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Рисунок - 462 часа, УП.05.Живопись - 462 часа, УП.06.Композиция прикладная - 198 часов, УП.07.Работа в материале - 990 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 168 часов.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2108,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок - 396 часов, УП.02.Живопись - 396 часов, УП.03.Композиция прикладная - 165 часов, УП.04.Работа в материале - 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 112 часов.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2549 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок - 462 часа, УП.02.Живопись - 462 часа, УП.03.Композиция прикладная - 198 часов, УП.04.Работа в материале - 990 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 247,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 140 часов.
Вариант 2. Объем пленэрных занятий составляет 56 часов в год.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2880 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Рисунок - 396 часов, УП.05.Живопись - 396 часов, УП.06.Композиция прикладная - 165 часов, УП.07. Работа в материале - 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 280 часов.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 3348,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Рисунок - 462 часа, УП.05.Живопись - 462 часа, УП.06.Композиция прикладная - 198 часов, УП.07.Работа в материале - 990 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 336 часов.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2220,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок - 396 часов, УП.02.Живопись - 396 часов, УП.03.Композиция прикладная - 165 часов, УП.04.Работа в материале - 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 224 часа.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2689 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок - 462 часа, УП.02.Живопись - 462 часа, УП.03.Композиция прикладная - 198 часов, УП.04.Работа в материале - 990 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часов, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства - 247,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 280 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОО самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОО на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОО вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю. Объем максимальной самостоятельной работы обучающихся не должен превышать 10 часов в неделю.
V. Требования к условиям реализации программы "Декоративно-прикладное творчество"
5.1. Требования к условиям реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОО должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров и др.);
- посещений обучающимися организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);
- организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными ОО, ОО высшего образования, реализующими образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы "Декоративно-прикладное творчество" с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления ОО.
5.3. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс - 39 недель, с четвертого по восьмой - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом и девятом классах составляет 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33 недели.
При реализации пленэра в объеме 56 часов продолжительность учебного года в соответствующих классах может быть увеличена на 1 неделю.
5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по третий классы - 13 недель, с четвертого по седьмой классы - 12 недель. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 5 лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе - 13 недель, со второго по четвертый классы - 12 недель. При реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
При реализации пленэра в объеме 56 часов продолжительность летних каникул в соответствующих классах может быть уменьшена на 1 неделю.
5.5. ОО обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться одну неделю в июне месяце и рассредоточенно в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, по выбору ОО составляет 28 часов или 56 часов в год.
5.6. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
5.7. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы "Декоративно-прикладное творчество" по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый классы со сроком обучения 8-9 лет, пятый и шестой классы со сроком обучения 5-6 лет) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.8. Программа "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими организаций культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ОО.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОО.
Консультации могут проводиться рассредоточенно и/или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; 100 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени - объем учебного времени, предусмотренный ОО дополнительно помимо продолжительности учебных занятий. Резерв учебного времени устанавливается ОО из расчета одной недели в учебном году.
В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.11. Оценка качества реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОО могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОО.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОО самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОО разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОО самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы "Декоративно-прикладное творчество" и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению образования по образовательным программам среднего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки обучающимся выставляются по каждому учебному предмету. Оценки могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОО на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Работа в материале;
2) История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОО самостоятельно. ОО разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ;
- знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей;
- навыки исполнения работы по композиции;
- наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
5.12. Реализация программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОО укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Декоративно-прикладное творчество". Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "История искусств" обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники ОО проходят не реже чем один раз в три года профессиональную подготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОО должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОО должна создать условия для взаимодействия с другими ОО, реализующими ОП в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе с профессиональными ОО и ОО высшего образования, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы "Декоративно-прикладное творчество", использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" должны обеспечивать ОО исполнение настоящих ФГТ.
Занятия по учебным предметам "Рисунок", "Живопись", имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам.
5.15. Материально-технические условия реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОО должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам. ОО должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы "Декоративно-прикладное творчество" минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- выставочный зал;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- мастерские;
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
ОО должна иметь натюрмортный фонд и методический фонд.
В случае реализации ОО в вариативной части учебных предметов "Компьютерная графика", "Основы дизайн-проектирования" учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Беседы об искусстве", "История народной культуры и изобразительного искусства", оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.