Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденный приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н" (далее соответственно - проект акта и Правила охраны труда), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, а также Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в статьи 366 и 367 Трудового кодекса Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда" (далее - Закон N 207-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию, техническое обсаживание электроустановок (более 5 000 000 организаций и более 50 000 000 работников).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в сроки с 15 августа 2018 года по 4 сентября 2018 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/01-18/00077498).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Согласно пункту 1 проекта акта надзор за соблюдением требований, установленных Правилами охраны труда, за исключением требований, установленных разделом 2 Правил охраны труда, осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора. Надзор за соблюдением требований, установленных разделом 2 Правил охраны труда, осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).
Вместе с тем статьей 2 Закона N 207-ФЗ уже предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения, установленных правилами по охране труда, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного энергетического надзора.
Одновременно в соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, установлены соответствующие полномочия Роструда по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Кроме того, полагаем, что предметом регулирования проекта акта являются вопросы охраны труда, а не вопросы осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением.
Таким образом, представляется целесообразным исключать пункт 1.1 из редакции Правил по охране труда.
2. Согласно пункту 2 проекта акта при дистанционном управлении коммутационными аппаратами и заземляющими ножами с автоматизированным рабочим местом оперативного персонала (далее - АРМ) допускается принимать меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов, а также вывешивать запрещающие плакаты на приводы ручного и на ключи дистанционного управления коммутационных аппаратов непосредственно после включения заземляющих ножей.
Вместе с тем согласно пункту 47 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937, диспетчерский персонал субъекта оперативно-диспетчерского управления участвует в производстве переключений в электроустановках путем выдачи диспетчерских команд и разрешений или путем использования средств дистанционного управления из диспетчерского центра.
Таким образом, представляется целесообразным дополнить проекта акта положением, устанавливающим возможность управления с АРМ, в том числе и диспетчерским персоналом.
Дополнительно требуется обратить внимание, что проектом акта и иными нормативными правовыми актами не устанавливаются особенности обеспечения безопасности работ при переключениях в электроустановках с АРМ диспетчерского персонала, аналогичных тем, которые предусмотрены проектом акта для применения АРМ оперативного персонала, что несет риски затруднений в развитии телеуправления в электроэнергетике. При этом, согласно информации АО "СО ЕЭС", в настоящее время с учетом технических возможностей подстанций нового поколения из диспетчерских центров АО "СО ЕЭС" (системного оператора ЕЭС России) с использованием средств телеуправления выполняются переключения на подстанциях классом напряжения 110, 220, 330 и 500 кВ. До 2021 года планируется увеличить количество данных подстанций до 100 единиц.
Применение при телеуправлении из диспетчерских центров общих требований Правил по охране труда, рассчитанных на случаи постоянного нахождения персонала на объекте, существенно затруднит реализацию преимуществ технологии телеуправления в отношении указанных объектов, а также приведет к практическим рискам затруднения применения технологии телеуправления в рамках уже реализованных проектов.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дополнительно проработать вопрос о необходимости установления требований по безопасному ведению работ не только при дистанционном управлении с использованием АРМ оперативного персонала объектов электроэнергетики, но и при дистанционном (теле-) управлении из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляемом с использованием АРМ диспетчерского персонала.
3. В проектируемом пункте 16.1 Правил охраны труда в качестве особенностей обеспечения безопасности работ при переключениях с АРМ предусмотрено только вывешивание запрещающих плакатов после включения заземляющих ножей. Указание на возможность изменения установленного проектируемым пунктом 16.1 Правил охраны труда порядка действий в части других мероприятий в данном пункте отсутствует.
Для однозначности толкования и применения норм проектируемого пункта 16.1 Правил охраны труда представляется целесообразным предусмотреть возможность отключения трансформаторов напряжения со стороны низкого напряжения не только в проектируемом пункте 17.2 Правил охраны труда, но и в проектируемом пункте 16.1 Правил охраны труда, по аналогии с требованием, связанным с вывешиванием запрещающих плакатов.
4. Представляется целесообразным рассмотреть возможность исключения требования о вывешивании запрещающих плакатов "непосредственно после включения заземляющих ножей". Так, указанное положение не учитывает возможность организации оперативного обслуживания объектов электроэнергетики в форме, не предполагающей постоянного дежурства оперативного персонал на объекте, посредством оперативно-выездных бригад. В таких случаях ряд отключений в электроустановках в целях вывода в ремонт линий электропередач, оборудования осуществляются оперативно-выездными бригадами на нескольких подстанциях после окончания переключений, выполненных дистанционно персоналом центра управления сетями или диспетчерским центром.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.