Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 12.10.2018 г.)
Настоящий проект подготовлен в целях совершенствования правовой регламентации деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (далее - Уполномоченный) с учетом развития практики Европейского Суда по правам человека (далее - Суд, ЕСПЧ) и конвенционного механизма контроля исполнения его постановлений.
В порядке реализации решений, принятых государствами-участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) на конференциях высокого уровня в Интерлакене, Измире, Брайтоне, Брюсселе и Копенгагене, продолжается активный процесс реформирования Суда, в том числе оптимизации его деятельности и разбора значительного количества дел, скопившихся за предыдущие годы.
В рамках данного процесса, а также в целях ускорения и упрощения процесса восстановления нарушенных прав заявителей Судом активно используются процедуры "пилотных" постановлений и урегулирования споров по поступившим жалобам с участием властей государств-ответчиков путем применения механизмов мировых соглашений и односторонних деклараций о готовности властей самостоятельно разрешить ситуацию и компенсировать заявителям причиненный вред.
В настоящее время ЕСПЧ ввел в практику вынесение постановлений об исключении из списка подлежащих рассмотрению дел больших групп однотипных жалоб, по которым ранее примененные Судом процедуры не дали ожидаемого положительного результата, с передачей таких дел под контроль Комитета министров Совета Европы для принятия государством-ответчиком необходимых мер по решению выявленных структурных проблем, а также восстановлению нарушенных прав конкретных заявителей и выплате им компенсации причиненного вреда (постановление по делу N 46852/13 "Бурмич и другие против Украины").
Кроме того, на стадии исполнения постановлений Суда по конкретным делам регулярно возникают проблемные вопросы, которые требуют поиска национальными властями и заявителем взаимоприемлемых решений (например, при исполнении постановлений национальных судов о предоставлении квартиры в определенном населенном пункте, о восстановлении в конкретной должности, о производстве каких-либо работ и т.д.).
Подготовленный проект корреспондирует проводимым в Суде реформам и актуализирует деятельность Уполномоченного в связи с изменением практики используемых Судом механизмов для разрешения конкретных споров, а также позволяет более оперативно и эффективно разрешать поданные в ЕСПЧ жалобы российских граждан и исполнять вынесенные Судом постановления с принятием необходимых мер по восстановлению нарушенных прав.
Проект восполняет пробел в правовой регламентации функции Уполномоченного по представлению в Суд от Российской Федерации списка соответствующих установленным требованиям кандидатур для их возможного привлечения к рассмотрению конкретных жалоб в качестве запасных судей (ad hoc).
Наряду с этим проект уточняет функции Уполномоченного применительно к мерам по совершенствованию российского законодательства с учетом правовых позиций ЕСПЧ в контексте реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации".
Проектом также предусмотрено приведение действующего Положения об Уполномоченном в соответствие с Конвенцией и практикой Суда в части сроков выплаты присуждаемых ЕСПЧ сумм компенсации. Одновременно устанавливается срок производства выплат в случаях представления заявителями реквизитов их банковских счетов или иных необходимых для выплаты документов (например, в случае перемены фамилии заявителя) после истечения сроков выплаты компенсации, установленных Судом.
Проект указа Президента Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом указа, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом указа, не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.