Проект Приказа Министерства культуры РФ "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализациидополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе"
(подготовлен Минкультуры России 13.10.2018 г.)
Приложение
Утверждены приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от "___" ___________ _______ г. N ______
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе
I. Общие положения
1. Настоящие федеральные государственные требования (далее - ФГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства "Живопись" (далее - программа "Живопись") и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования в области изобразительного искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
- обеспечения преемственности программы "Живопись" и образовательных программ среднего профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать образовательные программы среднего профессионального в области изобразительного искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы "Живопись" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до 9 лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Живопись" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы "Живопись" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
1.6. Обучающиеся по программе "Живопись" имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению с учетом настоящих ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе "Живопись" образовательная организация проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Живопись", разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.
II. Используемые сокращения
В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
программа "Живопись" - дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства "Живопись";
ОП - образовательная программа;
ОО - образовательная организация;
ФГТ - федеральные государственные требования.
III. Требования к минимуму содержания программы "Живопись"
3.1. Минимум содержания программы "Живопись" должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы "Живопись" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знание терминологии изобразительного искусства;
- умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыки анализа цветового строя произведений живописи;
- навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыки подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знание об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знание способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умение применять навыки, приобретенные на предметах "рисунок", "живопись", "композиция";
в области истории искусств:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- умение использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;
- первичные навыки восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
3.3. Результатом освоения программы "Живопись" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знание классического художественного наследия, художественных школ;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- умение использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;
- навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знание основных произведений изобразительного искусства;
- умение узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыки восприятия современного искусства.
3.4. Результаты освоения программы "Живопись" по учебным предметам обязательной части должны отражать:
3.4.1. Основы изобразительной грамоты и рисование:
- знание различных видов изобразительного искусства;
- знание основных жанров изобразительного искусства;
- знание основ цветоведения;
- знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
- знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии;
- умение работать с различными материалами;
- умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
- навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыки передачи формы, характера предмета;
- наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
- наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
3.4.2. Прикладное творчество:
- знание понятий "декоративно-прикладное искусство", "художественные промыслы";
- знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
- умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
- умение изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыки заполнения объемной формы узором;
- навыки ритмического заполнения поверхности;
- навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
3.4.3. Лепка:
- знание понятий "скульптура", "объемность", "пропорция", "характер предметов", "плоскость", "декоративность", "рельеф", "круговой обзор", "композиция";
- знание оборудования и пластических материалов;
- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
3.4.4. Рисунок:
- знание понятий: "пропорция", "симметрия", "светотень";
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
3.4.5. Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
3.4.6. Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
3.4.7. Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусств;
- первичные навыки анализа произведений искусства;
- навыки восприятия художественного образа.
3.4.8. История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведений изобразительного искусства, умение выражать понимание и свое отношение к ним, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведений изобразительного искусства.
3.4.9. Пленэр:
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
IV. Требования к структуре программы "Живопись"
4.1. Программа "Живопись" определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОО. Программа "Живопись" направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.
Программа "Живопись", разработанная ОО на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов;
- систему, критерии оценок и форму промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
- программу творческой, методической и просветительской деятельности ОО.
Разработанная ОО программа "Живопись" должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы "Живопись" в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа "Живопись" может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ, а также объема часов, используемых образовательной организацией для реализации пленэрных занятий.
Учебный план программы "Живопись" должен предусматривать следующие предметные области:
- изобразительное творчество;
- пленэрные занятия;
- история искусств;
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
Для реализации ОП "Живопись" представлены два варианта учебных планов, отражающих различный объем часов для реализации пленэрных занятий.
Вариант 1. Объем пленэрных занятий составляет 28 часов в год.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2410 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 495 часов, УП.05.Рисунок - 561 час, УП.06.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История изобразительного искусства - 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 140 часов.
При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2751,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 594 часа, УП.05.Рисунок - 660 часов, УП.06.Композиция станковая - 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История изобразительного искусства - 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 168 часов.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1778,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Живопись - 495 часов, УП.02.Рисунок - 561 час, УП.03.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02.История изобразительного искусства - 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 112 часов.
При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2120 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Живопись - 594 часа, УП.02.Рисунок - 660 часов, УП.03.Композиция станковая - 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02.История изобразительного искусства -247,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 140 часов.
Вариант 2. Объем пленэрных занятий составляет 56 часов в год.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2550 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 495 часов, УП.05.Рисунок - 561 час, УП.06.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История изобразительного искусства - 165 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 280 часов.
При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2919,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование - 196 часов, УП.02.Прикладное творчество - 196 часов, УП.03.Лепка - 196 часов, УП.04.Живопись - 594 часа, УП.05.Рисунок - 660 часов, УП.06.Композиция станковая - 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 98 часов, УП.02.История изобразительного искусства - 214,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 336 часов.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1890,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Живопись - 495 часов, УП.02.Рисунок - 561 час, УП.03.Композиция станковая - 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02.История изобразительного искусства - 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 224 часа.
При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2260 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Живопись - 594 часа, УП.02.Рисунок - 660 часов, УП.03.Композиция станковая - 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02.История изобразительного искусства - 247,5 часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр - 280 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОО самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОО на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОО вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области изобразительного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю. Объем максимальной самостоятельной работы обучающихся не должен превышать 10 часов в неделю.
V. Требования к условиям реализации программы "Живопись"
5.1. Требования к условиям реализации программы "Живопись" представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы "Живопись" с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОО должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и других);
- посещений обучающимися организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и других);
- организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными ОО и ОО высшего образования, реализующими ОП в области изобразительного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания программы "Живопись" с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективного управления ОО.
5.3. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели. При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы "Живопись" с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33 недели.
При реализации пленэра в объеме 56 часов продолжительность учебного года в соответствующих классах может быть увеличена на 1 неделю.
5.4. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются: при реализации ОП со сроком обучения 8 лет с первого по третий класс - 13 недель, с четвертого по седьмой классы - 12 недель. При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 9 лет в восьмом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 5 лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе - 13 недель, со второго по четвертый класс - 12 недель. При реализации программы "Живопись" со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
При реализации пленэра в объеме 56 часов продолжительность летних каникул в соответствующих классах может быть уменьшена на 1 неделю.
5.5. ОО обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в июне месяце и рассредоточенно в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, по выбору ОО составляет 28 часов или 56 часов в год.
5.6. Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
5.7. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы "Живопись" по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый со сроком обучения 8-9 лет, пятый и шестой классы со сроком обучения 5-6 лет) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.8. Программа "Живопись" обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ОО.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы "Живопись" обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОО.
Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 113 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 131 час с дополнительным годом обучения; 90 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 108 часов с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени - объем учебного времени, предусмотренный ОО дополнительно помимо продолжительности учебных занятий. Резерв учебного времени устанавливается ОО из расчета одной недели в учебном году.
В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.11. Оценка качества реализации программы "Живопись" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОО могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОО.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОО самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОО разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОО самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы "Живопись" и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению образования по образовательным программам среднего профессионального образования в области изобразительного искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки обучающимся выставляются по каждому учебному предмету. Оценки могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОО на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОО самостоятельно. ОО разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
- умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;
- навыки последовательного осуществления работы по композиции;
- наличие кругозора в области изобразительного искусства.
5.12. Реализация программы "Живопись" обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОО укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы "Живопись". Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "История искусств" обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы "Живопись" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н. Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, просветительскую работу, проведение пленэрных занятий,а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Педагогические работники ОО проходят не реже чем один раз в три года профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОО должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОО должна создать условия для взаимодействия с другими ОО, реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе с профессиональными ОО и ОО высшего образования, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы "Живопись", использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы "Живопись" должны обеспечивать ОО исполнение настоящих ФГТ.
Занятия по учебным предметам "Рисунок", "Живопись", имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
5.15. Материально-технические условия реализации программы "Живопись" обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОО должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОО должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы "Живопись" минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- выставочный зал;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- мастерские;
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
ОО должно иметь натюрмортный фонд и методический фонд.
В случае реализации ОО в вариативной части учебных предметов "Компьютерная графика", "Основы дизайн-проектирования" учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов "Беседы об искусстве", "История изобразительного искусства", оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
__________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.