Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Роспатентом 23.10.2018 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации пункта N01.01.004.003 плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 г. N2).
1. С целью повышения привлекательности и комфорта регистрационной системы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Российской Федерации, в том числе сокращения сроков экспертизы и повышения ее качества, предлагается внести изменения в статьи 1375, 1375, 1377, 1492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части, касающейся предоставления заявителю возможности прилагать к материалам заявки трехмерные модели заявляемых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков).
Указанный подход со временем позволит использовать алгоритм распознавания и сопоставления представленных моделей с имеющимися в базе с помощью различных алгоритмов, в том числе нейроморфных, обеспечивать поиск схожих объектов. Тем самым поэтапный переход к использованию трехмерных моделей позволит сократить сроки проведения экспертизы вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности, повысить ее качество.
Предложенный подход соответствует потребностям рынка и обеспечивает интересы потенциальных заявителей - созданной в России сети инжиниринговых центров, обеспечивающих создание объектов промышленного дизайна для нужд судо-, автомобиле- и авиастроения, опирающихся в своей деятельности на цифровые системы моделирования и проектирования.
Указанные изменения соответствуют глобальным тенденциям технологического развития, способствуют реализации подпункта "а" пункта 20 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, а также выполнению решений заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 16 сентября 2014 г. (протокол N 5) о развитии новых производственных технологий.
2. Придерживаясь концепции максимального упрощения процедуры государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, предлагается дополнить Кодекс положениями, которые позволяют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, устанавливать виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в пункте 3 статьи 1246 Кодекса.
Необходимость дополнения Кодекса указанными положениями обусловлена тем, что порядок определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных услуг, закрепленный в Правилах*(1), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 (далее - Правила), предполагает использование усиленной квалифицированной электронной подписи во всех случаях, за некоторыми исключениями, указанными в Критериях*(2) (приложение к Правилам). Подобное регулирование создает необоснованные барьеры для получения тех государственных услуг Роспатента, которые не влекут возникновение потенциальных неблагоприятных последствий для заявителя (например, в виде отчуждения прав или отказа от них). Так, действия, направленные на возникновение у заявителя исключительного права, не могут привести к ущемлению прав и законных интересов самого заявителя.
По общему правилу, закрепленному в части 2 статьи 211 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ N 210-ФЗ) виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях создания более гибких механизмов определения видов электронных подписей, используемых при обращении за получением государственных услуг Роспатента, предлагается предусмотреть в Кодексе положения, специальные по отношению к тем, которые закреплены в ФЗ N 210-ФЗ, предусмотрев определение вида электронной подписи, используемой при обращении за получением государственных услуг Роспатента, актом не Правительства Российской Федерации, а федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Это позволит устранить административные барьеры для получения государственных услуг Роспатента в электронном виде.
3. С учетом доступности и открытости реестров, содержащих информацию о зарегистрированных результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации и их правообладателях, а также стремительного перехода сферы государственных услуг в электронный формат, предлагается изменить форму выдаваемых охранных документов, отказавшись от бумажных носителей в пользу электронной формы.
Существующие примеры выдачи государственными органами документов в электронной форме находят положительный отклик у заявителей. В качестве примера можно привести порядок предоставления Федеральной налоговой службой сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в форме электронной выписки, а также информации о кодах статистики, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики в форме электронного уведомления.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.
*(2) Критерии определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.