Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"
(подготовлен Минкавказом России 25.10.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" (далее - проект постановления, Госпрограмма, государственная программа) разработан в целях приведения в соответствие параметров Госпрограммы с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - проект федерального бюджета), исполнения пункта 6 поручения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N ДМ-П16-48пр.
В связи с включением в Госпрограмму новых подпрограмм и основных мероприятий в проекте постановления дополнен перечень целей и задач, основных мероприятий Госпрограммы.
В целях обеспечения уровня социально-экономического развития регионов Северо-Кавказского федерального округа не ниже среднероссийского, исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Минкавказом России совместно с институтами развития - акционерными обществами "Курорты Северного Кавказа" и "Корпорация развития Северного Кавказа", и субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее - субъекты СКФО, СКФО), будет реализован комплекс мер, в том числе:
повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов СКФО, создание условий для предпринимательской инициативы;
развитие туризма;
развитие Кавказских Минеральных Вод;
обеспечение мероприятий по защите объектов капитального строительства от чрезвычайных ситуаций природного характера на территории СКФО.
В рамках 7 подпрограмм по социально-экономическому развитию субъектов СКФО предусмотрены средства федерального бюджета на 2019 год в объеме 3 658,8 млн рублей, на 2020 год - 3 642,6 млн рублей, на 2021 год - 3 552,3 млн рублей, в том числе на:
завершение объекта "Строительство очистных сооружений канализации в г. Дербенте, Республика Дагестан" (главным распорядителем средств федерального бюджета является Минстрой России), ранее начатого в предыдущие годы, в сфере жилищно-коммунального хозяйства с общим объемом финансирования на 2019-2021 годы - 510,6 млн рублей;
реализацию региональных инвестиционных проектов в сфере промышленного и агропромышленного секторов, а также туризма в СКФО предусмотрены средства федерального бюджета на 2019-2021 годы в объеме 3 109,6 млн рублей ежегодно;
мероприятия по отдельным решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (поручения Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N Пр-1572 и Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N ДМ-П16-4227р), а именно мероприятия по созданию Ауховского и развитию Новолакского районов Республики Дагестан с целью возвращения чеченцев-аккинцев, подвергшихся выселению в 1944 году, на земли их исторического проживания с общим объемом финансирования на 2019-2021 годы в объеме 914,3 млн рублей.
В рамках подпрограмм, направленных на общее развитие СКФО подготовлены предложения по распределению бюджетных ассигнований на 2019 год в объеме 8 390,0 млн рублей, на 2020 год - 8 004,3 млн рублей, на 2021 год - 8 004,3 млн рублей, в том числе:
- на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе в объеме 4 500,0 млн рублей ежегодно запланированы строительно-монтажные работы по объектам всесезонного туристско-рекреационного комплекса (далее - ВТРК) "Архыз" на территории ОЭЗ в Карачаево-Черкесской Республике, проектные, изыскательские и строительно-монтажные работы по объектам ВТРК "Эльбрус" на территории ОЭЗ в Кабардино-Балкарской Республике и проектные, изыскательские и строительно-монтажные работы по объектам ВТРК "Ведучи";
- на реализацию инвестиционных проектов СКФО, направленных на развитие промышленности и агропромышленного комплексов, туризма на территории СКФО, путем увеличения уставного капитала АО "Корпорация развития Северного Кавказа" (АО "КРСК") в 2019 году 3 120,0 млн рублей, на 2020 год - 2 704,3 млн рублей, на 2021 год - 2 674,3 млн рублей;
В обоснованиях бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы по линии АО "КРСК" заявлено 18 инвестиционных проектов. С учетом перераспределения бюджетных ассигнований на новые мероприятия, планируется исключить из списка следующие инвестиционные проекты: "Строительство электростанции в Республике Дагестан", "Вольфрам, Кабардино-Балкарская Республика", "Создание производственных мощностей по производству комбикормов и компонентов комбикормового производства в Кабардино-Балкарской Республике, "Строительство в Республике Дагестан цементного завода". Кроме того, планируется уменьшить финансирование проекта "Строительство и эксплуатация гостиничного комплекса в поселке Лунная поляна, ВТРК "Архыз". Реализация данных инвестиционных проектов планируется за счет внебюджетных источников.
С учетом перераспределения бюджетных ассигнований с основного мероприятия "Развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе" подпрограммы "Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа" на реализацию новых мероприятий уменьшены значения показателей указанной подпрограммы на 16%. Вместе с тем значения показателей указанной подпрограммы в действующей редакции Госпрограммы будут достигнуты в 2021 году;
- на проведение на Северном Кавказе международных мероприятий, направленных на расширение международного сотрудничества в контексте организации устойчивых экономических, гуманитарных и культурных связей и создание позитивного имиджа субъектов СКФО, как южного форпоста Российской Федерации в международном пространстве, в объеме 500,0 млн рублей ежегодно. В этих целях предлагается проведение на территории СКФО Кавказского международного экономического форума.
Проведение на Северном Кавказе Кавказского международного экономического форума позволит позиционировать политические, экономические и гуманитарные интересы Российской Федерации на южном, юго-восточном, юго-западном стратегических направлениях.
Объем финансирования, необходимого для проведения форума в 2019 году, составит 549 млн руб., в 2020 году - 593 млн руб., в 2021 году - 640 млн руб. В том числе:
из средств федерального бюджета на реализацию мероприятия планируется направить в 2019 году - 500 млн руб., в 2020 году - 500 млн руб., в 2021 году - 500 млн руб.;
из внебюджетных источников (средства спонсоров, взносы участников и др.) планируется направить в 2019 году - 49 млн руб., в 2020 году - 93 млн руб., в 2021 году - 140 млн руб. Внебюджетные источники планируется привлекать с первого года проведения форума, при этом в связи с планируемым ростом популярности мероприятия объем внебюджетных источников планируется ежегодно увеличивать;
- на обеспечение роста эффективности развития туристской индустрии на территории СКФО, повышение уровня кооперации и межведомственного взаимодействия в 2019 году 270,0 млн рублей, на 2020 год - 300,0 млн рублей, на 2021 год - 330,0 млн рублей.
По подпрограмме, связанной с обеспечением деятельности Минкавказа России (содержание центрального аппарата Минкавказа России), распределены бюджетные ассигнования на 2019 год в объеме 465,0 млн рублей, на 2020 год - 467,1 млн рублей, на 2021 год - 475,0 млн рублей.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. N Пр-1765 Минкавказом России рассмотрена возможность продолжения реализации в рамках Госпрограммы подпрограммы "Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе". Соответствующие бюджетные ассигнования на 2019-2021 годы перераспределены с подпрограммы "Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа" в следующем объеме: на 2019 год - 80,0 млн рублей, на 2020 год - 80,0 млн рублей, на 2021 год 80,0 млн рублей. Финансирование подпрограммы "Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе" в 2022 - 2025 годах будет уточнено при корректировке Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Основной целью реализации подпрограммы является повышение информированности граждан о социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа.
В рамках реализации Подпрограммы планируется дальнейшее развитие и продвижение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет комплексного информационного ресурса, посвященного СКФО (интернет-сайтов tass.ru и etokavkaz.ru), а также проведение большого количества мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа регионов Северного Кавказа, таких как блог- и пресс-туры, ежегодный тематический культурный фестиваль "Северный Кавказ: синтез мира, синтез искусств", пресс-конференции и многие другие.
Организационно-аналитическое сопровождение реализации подпрограммы позволит провести необходимые социологические исследования по актуальным вопросам социально-экономического развития СКФО, а также определить значение доли граждан, регулярно получающих информацию о событиях в СКФО и доли граждан, регулярно получающих положительную информацию о событиях в СКФО.
Изменения в структуру государственной программы:
Подпрограмма 35 К "Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа"
Основное мероприятие 35 К 01 "Развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе"
Учитывая, что в рамках подпрограммы 35 К "Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа" и основного мероприятия 35 К 01 "Создание инновационного медицинского кластера и развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе" реализуются в основном мероприятия, направленные на развитие реального сектора экономики, в том числе агропромышленного, промышленного и туристического комплексов, предлагается переименовать подпрограмму и соответственно мероприятие на подпрограмму 35 К "Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа" и основное мероприятие 35 К 01 "Развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе".
Справочно: в рамках формирования предложений в проекты федеральных законов о федеральном бюджете на 2016 год, на 2017-2019 годы, на 2018-2019 годы, а также на 2019-2021 годы Минкавказ России представлял в Минфин России обоснования бюджетных ассигнований на создание инновационного медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа в рамках подпрограммы "Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа".
На основании указанных обоснований бюджетных ассигнований и в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и проектом федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Минкавказу России предусмотрены бюджетные ассигнования на:
1. Создание инновационного медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод с объемом бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 год в объеме 1 620,0 млн рублей;
2. Реализацию инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа с общим объемом бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы в объеме 7 692,2 млн рублей (на 2016 год в объеме 450,0 млн рублей, на 2017 год - 2 372,5 млн рублей, на 2018 год - 4 869,7 млн рублей), а также на 2019-2021 годы - 15 093,8 млн рублей.
Таким образом, основная часть средств федерального бюджета направлена на реализацию инвестиционных проектов. Реализация проекта по созданию медицинского кластера будет осуществлена за счет внебюджетных средств.
Основное мероприятие 2 "Продвижение экспортных и инвестиционных возможностей регионов Северо-Кавказского федерального округа"
Одним из способов достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотренных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, является дополнительное привлечение инвестиций в Северо-Кавказский федеральный округ в целях развития производства и наращивания объемов экспорта, в том числе через активизацию взаимодействия с иностранными партнерами.
СКФО имеет статус приоритетной территории, к развитию социально-экономической сферы которой необходимо повышенное внимание.
В рамках основного мероприятия предлагается проведение Кавказского международного экономического форума, который дополнит систему президентских форумов, ориентированных на внутрироссийскую и международную повестки.
Российская международная площадка на Северном Кавказе станет центром принятия решений по вопросам взаимодействия со странами Каспийского региона, Ближнего Востока и Восточной Африки, Индии, Турции и Китая, в том числе в контексте участия нашей страны в глобальном экономическом проекте "Один пояс - один путь".
В работе форума заинтересованы и примут активное участие государства Закавказья. Участие Закавказских государств подчеркнет объединяющую роль России в обеспечении стабильного развития и безопасности не только нашей страны, но и других стран Большого Кавказа, находящегося в орбите российских национальных интересов.
Рабочим содержанием форума станут дискуссии по вопросам развития туристических кластеров, агропромышленной и энергетической сфер, транспортно-логистического комплекса СКФО, в том числе в рамках реализации Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
Вопрос проведения форума проработан и поддерживается МИД России (письмо прилагается).
Проведение на Северном Кавказе Кавказского международного экономического форума и других международных мероприятий позволит позиционировать политические, экономические и гуманитарные интересы Российской Федерации на южном, юго-восточном, юго-западном стратегических направлениях.
В целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа как на российском, так и на международном уровне планируется привлечь благотворительный фонд социальных и благотворительных проектов "ПосетиКавказ", путем его финансирования по виду расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".
Указанное мероприятие планируется реализовать в рамках подпрограммы 35 К "Поддержка инвестиционных проектов и создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности на территории Северо-Кавказского федерального округа", изменив наименование основного мероприятия 35 К 02 "Государственная поддержка инвестиционных проектов, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе" на "Продвижение экспортных и инвестиционных возможностей регионов Северо-Кавказского федерального округа" с перераспределением бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы в объеме 1 500,0 млн рублей, предусмотренных государственной программой, в том числе:
на 2019 год - 500,0 млн рублей;
на 2020 год - 500,0 млн рублей;
на 2021 год - 500,0 млн рублей.
В целях создания и развития системы управления туризмом в Северо-Кавказском федеральном округе в настоящий момент в устав фонда "ПосетиКавказ", утвержденного решением Правления фонда "ПосетиКавказ" от 6 декабря 2016 г. N 36 и зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации от 23 декабря 2016 г., вносятся изменения. Процедура внесения изменений требует обязательной регистрации в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю и продолжится до 30 календарных дней.
Подпрограмма 35 8 "Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе"
Основное мероприятие 35 8 01 "Создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе"
Планируется внести изменение в название подпрограммы 35 8 "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" на "Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе" в целях расширения мероприятий, направленных на развитие данной отрасли.
В связи с тем, что федеральной адресной инвестиционной программой на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Министром экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкиным 18 декабря 2017 года, предусмотрено мероприятие (укрупненный инвестиционный проект) "Создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" требуется внесение изменений в части замены наименования основного мероприятия 35 8 01 на "Создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе".
Основное мероприятие 35 8 02 "Создание и развитие системы управления туризмом в Северо-Кавказском федеральном округе"
Во исполнение пункта 3 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа от 10 марта 2017 г. N 1 Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа разработан проект Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года (далее - Стратегия).
Развитие туристической сферы входит в зону ответственности различных федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в части развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, в том числе национальных парков "Алания", "Кисловодский" и "Приэльбрусье"), Федеральное агентство по туризму (в части строительства обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации"), акционерное общество "Курорты Северного Кавказа (в части развития горнолыжного туризма на территории особых экономически зон в субъектах СКФО), а также органы исполнительной власти субъектов СКФО в части затрат на продвижение региональных туристских ресурсов на российском и международном уровне.
Вместе с тем по многим показателям развития туристской индустрии субъекты СКФО отстают от среднероссийских показателей.
В рамках мероприятий по развитию системы управления туризмом в СКФО планируется создать:
- единую систему информирования, продвижения и мониторинга качества туристских услуг;
- сеть туристских маршрутов и туристских информационных центров;
- систему добровольной аттестации и государственной поддержки повышения квалификации гидов-экскурсоводов и проводников-инструкторов;
- механизм "одного окна" при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма.
В целях обеспечения роста эффективности развития туристской индустрии на территории СКФО и повышения уровня кооперации и межведомственного взаимодействия вышеуказанных структур предлагается создать единую систему управлением развитием туризма на территории СКФО, наделив данными полномочиями благотворительный фонд социальных и благотворительных проектов "ПосетиКавказ" путем его финансирования по виду расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".
Указанное мероприятие планируется реализовать в рамках подпрограммы "Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе" основного мероприятия "Создание и развитие системы управления туризмом в Северо-Кавказском федеральном округе" (первоначальное наименование основного мероприятия 35 8 02 "Поддержка резидентов особых экономических зон в Северо-Кавказском федеральном округе") с перераспределением бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы в объеме 900,0 млн рублей, предусмотренных государственной программой:
на 2019 год - 270,0 млн рублей;
на 2020 год - 300,0 млн рублей;
на 2021 год - 330,0 млн рублей.
Подпрограмма 35 С "Развитие Кавказских Минеральных Вод"
Основное мероприятие 35 С 01 "Развитие города-курорта Кисловодска".
Основное мероприятие 35 С 02 "Развитие города-курорта Пятигорска".
По подпрограмме, связанной с развитием Кавказских Минеральных Вод, распределены бюджетные ассигнования в объеме в 2019 году - 1 195,2 млн рублей, в 2020 году - 1 500,0 млн рублей, в 2021 году - 1 500,0 млн рублей.
Финансирование подпрограммы предполагается за счет перераспределения бюджетных ассигнований с подпрограммы "Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа".
Основными недостатками системы муниципальных образовательных учреждений городов-курортов являются длительные сроки эксплуатации зданий и сооружений, недостаточное и устаревшее материально-техническое оснащение учреждений, отсутствие условий доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, недостаточное количество новых зданий, отвечающих последним требованиям нормативных правовых документов в области образовательной деятельности.
Обучение в общеобразовательных организациях Ставропольского края во вторую смену не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижает доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся общеобразовательных организаций края и качество предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей.
В связи с интенсивным строительством жилья, притоком населения из других территорий, увеличением рождаемости в городах-курортах существует потребность по обеспечению детей дошкольного возраста дополнительными местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Для развития физической культуры и спорта, а также увеличения охвата населения детского и подросткового возраста спортивными секциями требуется модернизация детско-юношеского, школьного спорта. Недостаточное количество спортивных сооружений приводит к сложности организации учебно-тренировочного процесса и отсутствию возможности оказывать физкультурно-оздоровительные услуги населению при постоянно возрастающей потребности.
Планировка территории городов-курортов, благоустройство проезжей части улиц и тротуаров, застройка жилых кварталов производилась в основном в 60-70-е годы прошлого столетия. В неудовлетворительном состоянии находятся многие внутридворовые территории. При проведении аварийных работ на инженерных сетях, проходящих через жилые застройки, внутридворовая инфраструктура практически не восстанавливается. Имеющиеся детские площадки на придомовых территориях многоквартирных жилых домов не соответствуют реальной потребности. В связи с этим существует проблема по обустройству новых комплексных детских площадок, ремонту и установке новых малых архитектурных форм.
Недостаточно благоустроены (или отсутствуют) места отдыха (парки, скверы) в центральном, северо-западном и северо-восточном районах города-курорта Кисловодска. Все это снижает уровень привлекательности города.
Разработка и реализация данной подпрограммы позволит улучшить внешний облик городов-курортов, повысить уровень благоустройства и санитарного состояния городского округа, комфортного проживания жителей города.
Мероприятия планируется реализовать путем предоставления субсидии бюджету Ставропольского края на софинансирование объектов капитального строительства.
Указанные мероприятия планируется реализовать в рамках подпрограммы 35 С "Развитие Кавказских Минеральных Вод", основное мероприятие 35 С 01 "Развитие города-курорта Кисловодска" и основное мероприятие 35 С 02 "Развитие города-курорта Пятигорска" с перераспределением бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы, предусмотренных государственной программой.
В рамках подпрограммы планируется строительство объектов социальной направленности, а также благоустройство пешеходных зон, а именно:
строительство дошкольного образовательного учреждения по ул. Осипенко на 100 мест;
строительство средней общеобразовательной школы по ул. Губина, 53 в городе-курорте Кисловодске;
создание многофункциональных спортивных площадок на территории города-курорта Кисловодска (13 объектов);
строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, улица Пойма реки Подкумок;
благоустройство пешеходной зоны ул. Вокзальная от питьевого бювета до ул. Семашко, благоустройство пешеходной зоны ул. Герцена от ул. Шаляпина до пр. Дзержинского;
благоустройство пешеходного бульвара по проспекту Дзержинского (от улицы Герцена до здания 14 - 16 по проспекту Дзержинского);
реконструкция с элементами реставрации здания МОУ "Гимназия N 11" пр. Кирова, 83, г. Пятигорск - 203 939,0 тыс. рублей;
детский сад-ясли на 220 мест, ст. Константиновская, пересечение улиц Шоссейная и Почтовая - 200 640,0 тыс. рублей;
реконструкция детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N2 в г. Пятигорске, ул. Советская - 47 400,0 тыс. рублей.
В итоге реализации подпрограммы к концу 2019 года ожидается сокращение доли детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет, до 16 % к 2021 году; снижение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях к 2011 году до 15%; увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 44,9 % к 2021 году, а также увеличение благоустроенной городской территории в 2021 году на 1514,6 га, повышение социальной и экономической активности на благоустроенных внутри квартальных территориях и территориях общественных пространств, обусловленное высоким качеством современного благоустройства.
В рамках подпрограммы "Защита объектов капитального строительства от чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Северо-Кавказского федерального округа" планируется проведение берегоукрепительных работ, строительство берегоукрепительных сооружений и защитных дамб. Объем финансирования подпрограммы из средств федерального бюджета составляет в 2019 году 500 000,0 тыс. рублей.
Глобальные изменения климата, сопровождающиеся экстремальными погодными явлениями, увеличивают существующие риски стихийных бедствий.
По данным Росгидромета, в последние годы отмечается более 500 опасных природных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям человеческим жертвам и значительному ущербу сельскому хозяйству, флоре, фауне, строениям, транспортным средствам, линиям электроснабжения, связи, водо- и газоснабжения и другим коммуникациям.
Число опасных явлений ежегодно увеличивается в среднем на 6 - 7 %, отмечается изменение их территориального распределения, масштаба и интенсивности, существенное увеличение числа человеческих жертв и материального ущерба.
Ежегодные потери агропромышленной продукции от неблагоприятных и опасных природных явлений в некоторых регионах страны варьируются от 5 до 40%. Наиболее подверженными воздействию стихии являются территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, где отмечается четверть всех чрезвычайных ситуаций природного характера в Российской Федерации.
Основной ущерб экономике страны и объектам наносят селевые и оползневые проявления, наводнения и паводки, градобития, шквалы и смерчи, засухи, заморозки, туманы и другие климатические явления
Негативному воздействию чрезвычайных ситуаций природного характера (далее - ЧС) подвержены в различной степени многие населенные пункты на территории субъектов СКФО.
Указанная проблема актуальна для всех субъектов СКФО. Так обращения по вопросу защиты от ЧС направлены в Правительство Российской Федерации главами таких субъектов СКФО, как Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ставропольский край.
Вместе с тем в настоящее время в рамках действующих государственных программ Российской Федерации не предусмотрены прямые механизмы финансирования системных мер по снижению рисков и предотвращению последствий ЧС.
Минкавказ России осуществляет постоянный мониторинг ситуации, связанной с негативным воздействием и предотвращением последствий ЧС на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Целью государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при неблагоприятных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях.
В связи с этим и во исполнение ряда поручений Правительства Российской Федерации по вопросу защиты от ЧС населения СКФО Минкавказом России в качестве финансового инструмента реализации указанных мероприятий разработана подпрограмма "Защита объектов капитального строительства на территории Северо-Кавказского федерального округа от чрезвычайных ситуаций природного характера" в рамках государственной программы при дополнительном финансировании мероприятий за счет средств федерального бюджета.
Минкавказом России в рамках совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросу "О расходах федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в части обеспечения программ развития Северо-Кавказского федерального округа, Дальнего Востока, Байкальского региона, Арктической зоны, Калининградской области, Республики Карелия и Республики Крым, г. Севастополя и реализации государственной национальной политики" были заявлены на реализацию мероприятий в течение 2019-2021 годов дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета на строительство 25 объектов в общем размере 4,5 млрд рублей (2019 год - 1,5 млрд рублей, 2020 год - 1,5 млрд рублей, 2021 год - 1,5 млрд рублей) по которым имеется проектно-сметная документация и положительное заключение органов экспертизы.
Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, состоявшемся 5 сентября 2018 года, Минкавказу России одобрен дополнительный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета только на 2019 год в размере 500,0 млн рублей на реализацию 10 объектов.
Реализация подпрограммы позволит повысить уровень защищенности населения, а также снизить экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера.
В целях уточнения процедуры отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации за счет средств АО "КРСК", финансовым обеспечением которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал АО "КРСК", АО "КРСК" предлагается внести изменения в Методику отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Северо-Кавказского федерального округа за счет средств акционерного общества "Корпорация развития Северного Кавказа", являющуюся приложением N 7 к государственной программе (далее соответственно - Методика, Изменения).
Проектом постановления предусматриваются следующие изменения Методики.
1. Из Методики исключаются положения, предусматривающие участие уполномоченного федерального органа исполнительной власти при рассмотрении, ранжировании и утверждении перечня инвестиционных проектов (подпункты "а", "в", "х", "ц", "ч", "ш" изменений, предусмотренных проектом постановления). Данное предложение обусловлено необходимостью оптимизации (в том числе ускорения) процедуры принятия решения по инвестиционным проектам, а также приведения положений Методики в соответствие с корпоративным законодательством.
В настоящее время Методикой предусмотрено, что после рассмотрения инвестиционных проектов, отработки замечаний по ним и их ранжирования, проект перечня инвестиционных проектов, предполагаемых к финансированию за счет средств АО "КРСК", направляется в Минкавказ России, который рассматривает и утверждает его.
Учитывая, что в соответствии с корпоративным законодательством Российской Федерации органы управления акционерным обществом (члены совета директоров общества, единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правление)) принимают решения о заключении сделок в соответствии с компетенцией, а также несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу, предлагается оптимизировать процедуру принятия решения по инвестиционным проектам, предлагаемым к финансированию, исключив Минкавказ России из процесса согласования и принятия решения.
При этом Минкавказ России сохраняет контроль за использованием бюджетной инвестиции, как главный распорядитель бюджетных средств, устанавливающий показатели эффективности использования бюджетных инвестиций, предусмотренные соответствующими договорами о предоставлении бюджетных инвестиций.
2. Подпунктом "б" Изменений предлагается уточнить формулировку "период финансирования инвестиционного проекта" заменив слова "предоставляет средства" на "перечисляет средства". Государственная программа действует до 2025 года, при этом участие АО "КРСК" в уставных капиталах инвесторов инвестиционных проектов возможно на более длительный срок.
Соответственно, указанные изменения предлагаются в целях исключения двойного толкования вышеуказанного понятия, одно из которых может трактоваться как понимание не только факта перечисления средств, но и фактического срока использования средств АО "КРСК" инвестором инвестиционного проекта.
3. Подпунктом "г" Изменений предлагается исключить ограничение реализации инвестиционных проектов по территориальному признаку;
4. Предложения, предусмотренные подпунктом "д" Изменений, обусловлены целесообразностью сокращения полной стоимости инвестиционного проекта с 100 миллионов рублей до 50 миллионов рублей.
5. Подпунктом "е" Изменений предлагается дополнить перечень мероприятий, на финансовое обеспечение которых АО "КРСК" не предоставляет средства, а именно: погашение обязательств (в том числе займов, кредитов и пр.) инвестора или инициатора инвестиционного проекта перед третьими лицами и АО "КРСК и предоставление займов третьим лицам.
6. Предложения, предусмотренные пунктом "ж" Изменений, связаны с необходимостью увеличения объема софинансирования инвестиционного проекта, реализуемого в рамках подпрограмм по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, Госпрограммы за счет средств АО "КРСК" с 30 процентов до 50 процентов полной стоимости инвестиционного проекта в целях его эффективной реализации.
7. Подпунктом "з" Изменений предлагается дополнить перечень требований к инвестору и инициатору инвестиционных проектов требованием о наличии у юридического лица, либо участников/акционеров юридического лица, либо руководящего состава и (или) менеджмента юридического лица опыта реализации подобных инвестиционных проектов в целях приведения в соответствие с общепринятыми требованиями к инвестиционным проектам.
8. Предложения, предусмотренные подпунктами "и" и "к" Изменений, связаны с устранением технических неточностей.
9. Подпунктом "л" Изменений предусматривается дополнение соответствующего пункта Методики в части уточнения перечня предоставляемой статистической отчетности.
10. Предложения, предусмотренные подпунктом "м" Изменений, обусловлены необходимостью приведения в соответствие с показателями (индикаторами) подпрограммы "Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа" Госпрограммы.
11. Подпунктом "н" Изменений предусматривается проведение проверки представленных в АО "КРСК" документов на их достоверность, что корреспондируется с положениями абзацев третьего и четвертого пункта 9 Методики.
12. Предложения, предусмотренные подпунктами "о" и "у" Изменений, связаны с устранением технических неточностей.
13. Предложения, предусмотренные подпунктом "п" Изменений, связаны с тем, что с момента начала осуществления финансирования инвестиционный проект проходит инвестиционную стадию, которая предполагает выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в среднем в течение от 1 года до 3 лет. В этой связи предлагается оценивать объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в течение 7 лет после начала операционной деятельности инвестиционного проекта. Кроме того, подпунктом "р" Изменений уточняется формулировка расходов бюджетов бюджетной системы, используемая при расчете данного критерия.
14. Подпунктами "с" и "т" Изменений предусматривается введение ограничений по сроку окупаемости инвестиционного проекта - 15 лет в связи с тем, что инвестиционные проекты, срок окупаемости которых составляет более 15 лет обладают низкой экономической эффективностью.
15. Предложения, предусмотренные подпунктом "ф" Изменений, связаны с устранением технических неточностей.
16. Предложения, предусмотренные подпунктом "щ" Изменений, обусловлены необходимостью дополнения Методики положениями, предусматривающими уточнение корпоративных процедур по одобрению заключения сделок по инвестиционным проектам.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.