Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стандартизации государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности)"
(подготовлен Минстроем России 06.11.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стандартизации государственных и муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности)" (далее - Законопроект) разработан в целях исполнения подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2347ГС, пункта 13 раздела V "Строительство" плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, пункта 1 Плана мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. N 1954-р, а также целевой модели "Получение разрешений на строительство и территориальное планирование", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р (далее - Целевая модель).
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации" в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) внесены изменения, предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства. Одновременно введен запрет на установление обязанности осуществления процедур, не предусмотренных данными исчерпывающими перечнями, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений.
Правительство Российской Федерации утвердило 6 исчерпывающих перечней процедур: в сфере жилищного строительства; в сфере строительства сетей теплоснабжения; в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения; в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ; в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения (далее - исчерпывающие перечни).
Исчерпывающие перечни состоят из двух разделов: раздел I - процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации; раздел II - процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N Пр-2901 проведен мониторинг соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления первого из указанных перечней - Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 и вступившего в силу 7 ноября 2014 года. По результатам данного мониторинга, уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в среднем по Российской Федерации предоставляется порядка 30% услуг раздела I исчерпывающих перечней (из них 80% предоставляется непосредственно органами местного самоуправления).
Стандарт предоставления данных процедур (услуг), предусмотренный статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", входящий в состав утверждаемых уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления административных регламентов, должен соответствовать требованиям действующего федерального законодательства. Вместе с тем, согласно данным регионов, доля муниципальных образований, в которых нормативная правовая база отвечает требованиям федерального законодательства в части стандарта предоставления услуг, предусмотренных разделом I исчерпывающих перечней, в течении 2015-2018 годов в среднем по Российской Федерации остается на постоянном низком уровне в пределах 75%, а, согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, количество ежегодно выявляемых нарушений в деятельности органов местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства о градостроительной деятельности остается на постоянном высоком уровне (в 2015 году опротестовано 5,5 тыс. незаконных нормативных правовых актов; в 2016 году - 6,7 тыс. актов; в 2017 году - 6 тыс. актов; в первом полугодии 2018 года - 6 тыс. актов).
К основным причинам несоблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при подготовке соответствующих муниципальных правовых актов относятся:
низкий уровень квалификации муниципальных служащих, осуществляющих подготовку административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства;
низкий уровень контроля со стороны органов власти субъекта Российской Федерации за деятельностью органов местного самоуправления;
несвоевременное внесение изменений в муниципальные правовые акты, которыми установлен порядок прохождения процедур исчерпывающих перечней, в связи с изменениями федерального законодательства, направленных на его совершенствование, в том числе, улучшение инвестиционного климата.
К типовым нарушениям законодательства Российской Федерации, выявленным в ходе оценки стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, содержащихся в административных регламентах предоставления государственных (муниципальных услуг) в сфере строительства, относятся:
некорректное определение круга заявителей для получения услуги;
указание в перечне правовых оснований для предоставления услуги недействующих нормативных правовых актов;
несоответствие срока предоставления услуг действующему законодательству Российской Федерации;
расширение законодательно установленного перечня документов, необходимых для предоставления услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно;
расширение законодательно установленного перечня оснований для отказа в приеме заявления или отказа в предоставлении услуги.
Следствием такой ситуации является отсутствие единообразных, отвечающих требованиям федерального законодательства порядка и условий прохождения на местах административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, возникновение необоснованных административных барьеров для застройщиков и ограничение конкуренции.
В этой связи, Законопроект направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства.
В частности, Законопроектом предлагается:
1) стандартизировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных исчерпывающими перечнями (далее - единые стандарты).
Единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, предусмотренной исчерпывающими перечнями. Первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России;
2) сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней.
Данная мера направлена на реализацию пунктов 2.1.1 и 2.4.1 Целевой модели с учетом лучших региональных практик и позволит снизить временные издержки застройщиков на получение указанных документов.
Реализация положений Законопроекта позволит:
1) создать единые для всей территории Российской Федерации условия прохождения застройщиками процедур, включенных в исчерпывающие перечни;
2) существенно сократить количество случаев неправомерного истребования от субъектов градостроительных отношений дополнительных документов, предоставления отказов в принятии документов на рассмотрение и отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
3) облегчить контроль за качеством оказания услуг, предусмотренных исчерпывающими перечнями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также принимаемых ими правовых актов;
4) ускорить прохождение процедур, необходимых для получения разрешения на строительство;
5) создать законодательные условия для последующего перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид на основе единых форматов (единых форм запросов о предоставлении соответствующей услуги, форм документов, являющихся результатом их предоставления).
Реализация мероприятий, предусмотренных Законопроектом, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.