Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минэнерго России "Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Требования к объему и нормам испытаний электрооборудования" (далее соответственно - проект акта, требования), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение норм Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики" и постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В случае принятия проекта акта согласно пункту 7.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании электрооборудованием, обеспечивающим производство, передачу и распределение электрической энергии (без их количественной оценки).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в сроки с 22 июня по 19 июля 2018 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/06-18/00081691).
Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта. По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Газпром нефть", АО "ЭКО", ПАО "ФСК ЕЭС", Ассоциации "Совет производителей энергии", отраженные в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. В соответствии с пунктом 1.3 проекта акта требования определяют объем и нормы испытаний электрооборудования, в том числе при вводе в эксплуатацию нового электрооборудования. Проект акта распространяется на субъекты электроэнергетики, владеющие на праве собственности или ином законном основании электрооборудованием (а также эксплуатирующие организации), обеспечивающие производство, передачу и распределение электрической энергии. Проект акта распространяется на перечень групп электрооборудования, устройства и системы, а также определенные по их целевому назначению, конструкции и выполняемым функциям составные узлы и элементы, в том числе предназначенные для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
При этом указанные объекты являются объектами технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), в частности, аппараты, вторичные цепи и электропроводка на напряжение до 1000 В, машины постоянного тока до 500 В, электродвигатели до 0,66 кВ (пункт 3.1 приложения N 4 к проекту акта), генераторы на напряжение ниже 1 кВ (пункт 2.1 раздела II проекта акта), аккумуляторные батареи.
Кроме того, методы исследований (испытаний) и измерений низковольтного оборудования устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Также считаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 53 Договора о Евразийском экономическом союзе" (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) государства - члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Таким образом, представляется целесообразным исключить из редакции проекта акта указанные требования или разработать соответствующий нормативный документ, включить их в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений.
2. Согласно пункту 5.24 проекта акта периодичность тепловизионного контроля для трансформаторов 35 кВ и ниже - 1 раз в 2 года, для трансформаторов 110 кВ и выше - ежегодно. При этом согласно данным, представленным в сводке предложений, периодичность тепловизионного контроля в соответствии с СТО 34.01-23.1-001-2017 устанавливалась для трансформаторов 35 кВ и ниже - 1 раз в 3 года, для трансформаторов 110-220 кВ - 1 раз в 2 года, для трансформаторов 330-750 кВ - ежегодно.
При этом разработчиком не представлено обоснование необходимости изменения периодичности проведения тепловизионного контроля.
Таким образом, представляется целесообразным представить соответствующие обоснования необходимости изменения периодичности проведения тепловизионного контроля или изменить периодичность проведения контроля в соответствии с ранее установленными требованиями.
Кроме того, обращаем внимание на необходимость дополнительной аргументации неучета замечаний, изложенных в пункте 12 сводки предложений к пункту 22.3 проекта акта, в пункте 15 сводки предложений к пункту 6.7 проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования не обосновано. В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.