Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака"
(подготовлен Минздравом России 12.11.2018 г.)
Проект федерального закона "О ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" подготовлен в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" ратификации Протокола по ликвидации незаконной торговли табачными изделиями к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее - Протокол).
Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (далее - РКБТ) в 2008 году. Правительство Российской Федерации последовательно предпринимает все необходимые шаги для реализации положений РКБТ в целях защиты нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака, с тем чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" одной из мер по борьбе против потребления табака является предотвращение его незаконного распространения.
Основными методами незаконной торговли табаком и табачными изделиями являются продажа произведенных нелегально табачных изделий с использованием контрафактных акцизных и специальных марок через официальные торговые сети и нелегальная продажа контрафактных табачных изделий с использованием контрафактных акцизных и специальных марок или без них.
В целях координации усилий государств в части борьбы с незаконной торговлей табачными изделиями Конференцией сторон РКБТ на второй сессии было принято решение об учреждении Межправительственного органа по переговорам в отношении Протокола о незаконной торговле табачными изделиями. По результатам пятой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции по борьбе против табака, состоявшейся в г. Сеуле 12-17 ноября 2012 г., с 10 января 2013 года до 9 января 2014 года Протокол был открыт для подписания. В целях его подписания было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 2494-р "О подписании протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака", в то же время подписание Протокола в указанные сроки не состоялось.
Протокол включает в себя 47 статей, определяющих понятийный аппарат, общие обязательства, взаимосвязь между Протоколом и другими международными актами. Наиболее важными являются положения, содержащие обязательства сторон относительно осуществления контроля за каналами поставок табачных изделий. Такой контроль предусматривает введение системы лицензирования или иного равноценного санкционирования изготовления и импорта (экспорта) табачных изделий и производственного оборудования, системы идентификации и проверки клиента, а также системы отслеживания и прослеживания. Последняя предполагает, что стороны в течение пяти лет с момента вступления в силу Протокола учреждают глобальный режим отслеживания и прослеживания, который будет включать национальные и (или) региональные системы, а также глобального координатора по обмену информацией, входящего в состав Секретариата Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В данной системе будет содержаться информация, позволяющая идентифицировать табачные изделия, их производителя, покупателя, оборудование, на котором они были изготовлены, а также предполагаемый маршрут перевозки, дата и пункт отправления и назначения. Для функционирования системы стороны Протокола должны будут в течение определенного времени организовать нанесение специальной информации на пачки и более крупные виды упаковки.
Проект федерального закона согласуется с нормами российского законодательства, в том числе законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и иных международных договоров Российской Федерации.
Протокол содержит механизмы реализации борьбы с незаконной торговлей табачными изделиями на международном уровне, основным из которых является создание сторонами системы отслеживания и прослеживания в отношении всех табачных изделий, которые производятся на их территории или ввозятся на их территорию. При этом обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями уже предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ).
Принятие проекта федерального закона способно привести к снижению потребления табака, поскольку незаконная торговля табаком представляет собой серьезную угрозу для общественного здравоохранения, увеличивая доступность зачастую более дешевых табачных изделий и подрывая эффективность других мер по борьбе с табаком. Она приводит также к значительным потерям бюджета Российской Федерации, одновременно способствуя финансированию международной преступной деятельности.
Принятие и реализация проекта федерального закона соответствует задачам государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294) и поможет достичь целевых индикаторов и показателей программы в части снижения смертности от болезней системы кровообращения, новообразований (в том числе злокачественных), туберкулеза, распространенности потребления табака среди взрослого населения.
Таким образом, последствия реализации проекта федерального закона будут выражаться в улучшении демографической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации, снижении уровня преступности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.