Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 693" (далее - проект акта, приказ Минприроды Росси N 693 соответственно), разработанный Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проектируемым регулированием предлагается установить новое основание для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, предоставленного в целях заготовки древесины на территории Дальневосточного федерального округа, - несоответствие объема фактически заготовленной древесины ежегодному объему заготовки древесины, установленному договором аренды, более чем на 30% (в меньшую сторону).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, не были соблюдены разработчиком в полном объеме.
Так, в соответствии с пунктом 20 Правил разработчик обязан не только рассмотреть все предложения, поступившие в ходе публичного обсуждения, но и составить сводку замечаний и предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения. Вместе с тем указанное требование Правил было проигнорировано разработчиком, сводка замечаний и предложений не содержит обоснования решения об отклонении замечаний и предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 27 апреля по 29 мая 2018 года. Замечания и предложения, поступившие в ходе публичного обсуждения проекта акта, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений к проекту акта и сводному отчету, но не прокомментированы. Указанные предложения также были учтены при подготовке настоящего заключения.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта - 02/08/04-18/00080433).
По итогам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России обращает внимание разработчика не необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Проектируемым регулированием предлагается наделить арендодателя в лице уполномоченных органов государственной власти правом расторгнуть договор аренды лесного участка, заключенный с целью заготовки древесины, в случае если значение отношения объема фактически заготовленной арендатором древесины, находящейся на лесном участке, расположенном в Дальневосточном федеральном округе, составляет менее 0,7 по отношению к объему заготовки древесины, установленному договором.
Минэкономразвития России отмечает, что проектируемое регулирование противоречит основному принципу лесного законодательства, закрепленному в пункте 4 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) - принципу рационального использования лесов. Указанный принцип также декларируется Стратегией развития лесного комплекса в Российской Федерации до 2030 года, в которой отмечается, что одной из основных задач в данной сфере является стимулирование рационального использования лесов.
Снижение объемов заготовки может быть вызвано макроэкономическими причинами (падением спроса на продукцию, затруднением доступа к получению кредитных продуктов, сокращением трудоспособного населения в отдельных регионах), трудностями определенного заготовителя (внештатные ситуации на производстве, обстоятельства непреодолимой силы) и различными форс-мажорными обстоятельствами (например, лесными пожарами и затоплениями, а также прочими чрезвычайными обстоятельствами как антропогенного, так и природного характера) .
Так, падение спроса на лесную продукцию, увеличение ввозных пошлин могут способствовать сокращению заготовки леса. Заготовка во вред экономической целесообразности с ориентиром исключительно на достижение планового объема нарушает принцип рационального использования лесов.
Проект акта негативно повлияет на инвестиционную привлекательность лесопромышленного сектора и будет способствовать ухудшению делового климата в регионе.
2. Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участником регулируемых им отношений неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно статье 421 ГК РФ принцип свободы договора предполагает добросовестность действий сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашении.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 12 июля 2011г. N 17389/10, под свободой договора подразумевается, что стороны действуют по отношению друг к другу, основываясь на началах равенства и автономии воли, и определяют условия договора самостоятельно и в своих интересах. Однако это не означает, что при заключении договора они могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению, без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Минэкономразвития России отмечает, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила, отличные от тех, которые действовали при заключении договора, распространяет своей действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. А в силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется не только к законам, но и ко всем актам гражданского законодательства.
Таким образом, проектируемое регулирование не будет распространяться на договоры аренды лесных участков, заключенные до его вступления в силу. Разработчику необходимо учесть данный факт при доработке проекта акта и сводного отчета, в частности, пунктов 7, 7.1, 7.1.9.
3. Дополнительно необходимо отметить, что ГК РФ, как и ЛК РФ, не содержит положений, на основании которых на лиц, заготавливающих древесину на основании договоров аренды, возлагались бы обязанности по освоению предусмотренного договором объема заготовки в полном объеме. Таким образом, до внесения изменений в соответствующие нормы законодательных актов установление дискриминирующей нормы в отношении стороны гражданско-правовых отношений в подзаконном акте не может быть поддержано.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|
С.В. Шипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.