Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части ведения перечня объектов, на территориях которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке и/или хранению, подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, продукция из которых экспортируется в третьи страны"
(от 15.11.2018 г. N 33446-СШ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в части ведения перечня объектов, на территориях которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке и/или хранению подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, продукция из которых экспортируется в третьи страны" (далее соответственно - проект акта, Закон о ветеринарии), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Проектом акта предлагается дополнить Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" статьей 4.2, предусматривающей наделение федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора полномочием по ведению перечня объектов, на которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке и/или хранению подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, продукция из которых экспортируется в третьи страны, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 29 июня 2018 г. по 19 июля 2018 года. Предложения, полученные в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета, были прокомментированы разработчиком и включены в сводку замечаний и предложений по итогам размещения текста проекта. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/06-18/00081861).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения в третий раз. Отрицательные заключения об оценке регулирующего воздействия были направленны в адрес разработчика письмами Минэкономразвития России от 13 апреля 2017 г. N 9909-СШ/Д26и и от 27 сентября 2017 г. N 27277-СШ/Д26и.
В представленной на заключение об оценке регулирующего воздействия редакции проект акта разработчиком значительно сокращен. Исключены проектируемые статьи о государственной регистрации объектов, на которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации подконтрольных товаров, утилизации биологических отходов и об особенностях государственной регистрации объектов для их внесения в Реестр производственных объектов по производству пищевой продукции, подлежащих государственной регистрации.
Проектируемая статья об особенностях государственной регистрации объектов, продукция из которых экспортируется в третьи страны, преобразована в статью, содержащую положения о порядке ведения перечня объектов, продукция из которых экспортируется в третьи страны.
Проектом акта предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора полномочием по ведению перечень объектов, на территориях которых осуществляется деятельность по содержанию животных, производству, переработке и/или хранению подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров, продукция из которых экспортируется в третьи страны (далее - перечень объектов, объекты).
Внесение объекта в перечень объектов федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора предполагается по результатам обследования объектов на соответствие ветеринарным требованиям третьих стран, проводимого по заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками либо арендаторами объектов.
Порядок ведения указанного перечня объектов и их обследования в соответствии с проектом акта должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Минэкономразвития России вновь обращает внимание разработчика, что проект акта содержит положения, не согласующиеся с целями и задачами Закона о ветеринарии, регулирующего общественные отношения в сфере реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществления региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; подготовки специалистов в области ветеринарии, производства препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организации научных исследований по проблемам ветеринарии; а также в сфере охраны территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и осуществления государственного ветеринарного надзора.
Проектируемая статья 4.2 Закона о ветеринарии, устанавливающая порядок ведения перечня объектов, продукция из которых экспортируется в третьи страны, по информации, представленной разработчиком, направлена на повышение экспортного потенциала Российской Федерации при торговле продукцией животного происхождения с третьими странами. Минэкономразвития России поддерживает необходимость расширения экспорта продукции сельскохозяйственной промышленности.
Однако соблюдение российскими производителями требований, установленных другими государствами, не является предметом регулирования Закона о ветеринарии.
Федеральный законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) в статье 46 "Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности" и в статье 47 "Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности" определены мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
Полагаем, что проектируемый перечень может быть частью системы внешнеторговой информации в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Закона N 164-ФЗ.
Проектируемое регулирование в представленной редакции предусматривает разрешительный характер для вывоза из Российской Федерации продукции животного происхождения, что представляет собой дополнительный административный барьер для хозяйствующих субъектов.
Разработчик проектом акта предлагает наделить федеральный орган исполнительной власти в сфере ветеринарного надзора полномочием ведения перечня экспортеров, что фактически представляет собой наделение российских организаций правом экспорта продукции животного происхождения в третьи страны в соответствии с законодательством и требованиями третьих стран.
Полагаем, что в случае обоснованной необходимости такого перечня, регулирование, предлагаемое проектируемой статьей 4.2 Закона о ветеринарии, может быть осуществлено самостоятельным нормативным правовым актом.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.