Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов и формы паспорта безопасности многоквартирного дома" (далее - проект акта, Требования), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 5 сентября по 2 октября 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-18/00082491).
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 января 2017 г. N Прс-23 и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 24 января 2017 г. N РД-П4-33с и от 28 марта 2018 г. N РД-П4-1699.
В случае принятия проекта акта согласно пункту 7.1 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 Правил в срок с 19 октября по 29 октября 2018 г. Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта. По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции от администрации города Агидель Республики Башкортостан, администрации города Кумертау Республики Башкортостан, администрации Белебеевского района Республики Башкортостан, администрации Давлекановского района Республики Башкортостан, администрации Дюртюлинского района Республики Башкортостан, Администрации Смоленской области, Администрации Тамбовской области, Антитеррористической комиссии города Кумертау Республики Башкортостан, аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Коми, Государственной жилищной инспекции Саратовской области, Государственной жилищной инспекции Тульской области, Государственной жилищной инспекции Тюменской области, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственной жилищной инспекции Курской области, Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, Государственной жилищной инспекции Магаданской области, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, Департамента строительства Брянской области, МБУ "УГЗ г. Нефтекамск", Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, Министерства строительства Камчатского края, Министерства строительства Самарской области, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерства экономики и территориального развития Свердловской области, Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерства государственного управления Новгородской области, Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства экономического развития Иркутской области, Министерства экономического развития Тверской области, Новосибирской области, Правительства Курганской области, Правительства Ярославской области, Ульяновской области, Управления государственного жилищного надзора Белгородской области, Управления экономики Правительства Еврейской автономной области, ООО "УЖКХ", Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, отраженные в справке о проведении публичных консультаций (прилагается).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний и предложений к проекту акта.
1. В соответствии с положениями пункта 1 проекта акта Требования устанавливают обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности многоквартирных домов (далее - МКД), в том числе расположенных в них нежилых помещений, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
Вместе с тем в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244, предусматривается положение, согласно которому требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией).
Таким образом, утверждение устанавливаемых проектом акта Требований в отношении всех МКД представляется необоснованным.
Учитывая изложенное, представляется необходимым доработать редакцию проекта акта в части пересмотра круга объектов, попадающих в сферу его регулирования.
2. Согласно пункту 23 проекта акта актуализация паспорта безопасности МКД осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения прогнозного показателя возможного экономического ущерба в результате совершения террористического акта на территории МКД.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 проекта акта прогнозный показатель возможного экономического ущерба в результате совершения террористического акта на территории МКД принимается равным произведению площади помещений в МКД на утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, в котором расположен МКД. При этом указанный показатель утверждается ежеквартально. Например, в соответствии с приказом Минстроя России от 11 апреля 2018 г. N 224/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2018 года" средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в Белгородской области составляет 38 037 рублей, а в соответствии с приказом Минстроя России от 12 сентября 2018 г. N 572/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2018 года" средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в Белгородской области составляет 40 205 рублей.
Таким образом, принимая во внимание пункт 23 проекта акта, может потребоваться ежеквартальная или ежегодная актуализация паспорта безопасности МКД, что в свою очередь на практике может привести к избыточности и/или невозможности выполнения указанного требования.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дополнить подпункт "д" пункта 23 проекта акта после слов "настоящих требований" словами ", повлекшее изменение категории МКД." или исключить изменение прогнозного показателя возможного экономического ущерба в результате совершения террористического акта в качестве основания для актуализации паспорта безопасности МКД.
3. Согласно абзацу 2 пункта 27 проекта акта в случае, если собственниками помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в МКД не принято решение о порядке финансирования или принято решение об отказе в финансировании реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МКД, лица, указанные в абзаце первом пункта 27 проекта акта, осуществляют реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МКД, выполнение которых не требует дополнительного финансового обеспечения, в том числе предусмотренных пунктом 28 Требований.
При этом пунктом 30 проекта акта устанавливаются дополнительные мероприятия, к комплексу мероприятий, указанных в пункте 28 проекта акта, которые в свою очередь требуют дополнительного финансирования.
Таким образом, в целях однозначного применения положений проекта акта представляется целесообразным пункт 27 проекта акта после слов "пунктом 28 настоящих Требований" дополнить словами "без проведения дополнительных мероприятий, указанных в пункте 30 настоящих Требований".
4. Согласно подпункту "в" пункта 28 проекта акта антитеррористическая защищенность МКД, вне зависимости от установленной в отношении него категории, обеспечивается путем осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории МКД, мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МКД, определенных комиссией по обследованию и категорированию МКД (далее - комиссия). При этом разработчиком не установлен порядок осуществления указанного контроля.
Таким образом, представляется целесообразным определить порядок осуществления контроля за соблюдением лицами, находящимися на территории МКД, мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МКД, определенных комиссией.
5. Согласно подпункту "б" пункта 28 проекта акта антитеррористическая защищенность МКД, вне зависимости от установленной в отношении него категории, обеспечивается путем обеспечения поддержания в рабочем состоянии установленных в МКД и на земельном участке, на котором расположен МКД, инженерно-технических средств защиты, предусмотренных сводом правил СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" (далее - свод правил).
При этом в целях однозначного применения указанного положения проекта акта представляется целесообразным указать, что указанное обеспечение осуществляется только при наличии инженерно-технических средств защиты, предусмотренных сводом правил.
6. Согласно пояснительной записке, представленной разработчиком в дополнительных материалах, а также согласно пункту 9 сводного отчета реализация норм и положений проекта акта не потребует расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно данным, полученным в рамках проведения публичных консультаций, проведение категорирования МКД на территории Свердловской области,по приблизительной оценке, потребует увеличения численности работников органа местного самоуправления на 230 штатных единиц, расходы на содержание которых составят 18 млн. руб. в месяц (с учетом выплат по страховым взносам), расходы за год - 216 млн. рублей.
Таким образом, сводный отчет и пояснительная записка нуждаются в доработке в указанной части.
7. Также считаем необходимым отметить, что согласно пункту 8 проекта акта для проведения категорирования МКД, а также в целях организации и осуществления контроля за выполнением Требований по решению ответственного лица создается комиссия. При этом согласно пункту 2 проекта акта под ответственным лицом понимается должностное лицо органа местного самоуправления городского поселения, городского округа, муниципального района, ответственное за реализацию полномочий органа местного самоуправления городского поселения, городского округа, муниципального района по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, а в случае если законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставом сельского поселения за сельским поселением закреплены полномочия по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, - должностное лицо такого сельского поселения, ответственное за реализацию указанных полномочий.
Вместе с тем, учитывая, что комиссия должна быть созвана не менее чем через 2 месяца со дня утверждения Требований и срок ее работы не должен превышать максимально 180 дней, то, например, в случае необходимости осуществления категорирования МКД в рамках Солнечногорского муниципального района Московской области, в котором, по данным ГИС ЖКХ, 1312 МКД, за указанный период времени потребуется категорировать не менее 10 МКД за рабочий день. При этом согласно данным, полученным в ходе публичных консультаций, для полного обследования одного дома необходимо не менее 1 часа рабочего времени, без учета времени на дорогу.
Таким образом, на практике существует риск невыполнения требований в установленные сроки или их выполнения с ненадлежащим качеством. Также считаем необходимым отметить, что существует риск невозможности осуществления надлежащим образом одной комиссией контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности такого количества МКД.
Кроме того, обращаем внимание на целесообразность рассмотрения разработчиком замечаний и предложений, изложенных в справке о проведении публичных консультаций на предмет возможности их учета при доработке проекта акта.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но несет риски возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 16 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.