Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкультуры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании требований Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, заключенной в г. Париже 16 ноября 1972 г. (далее - Конвенция).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях выполнения требований Конвенции и подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N Пр-571.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 9 октября по 29 октября 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/09-18/00084384).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 9 по 20 ноября 2018 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Правительства Хабаровского края, Администрации города Челябинска, Министерства экономического развития Тульской области, Министерства экономического развития Калужской области, Министерства экономического развития Саратовской области, Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Департамента экономического развития Курганской области, Департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области, Департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея, Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, Комитета по охране объектов культурного наследия Кемеровской области, Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Амурской области, Администрации муниципального образования города Краснодар, Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Правительства Ярославской области, Министерства экономики Республики Татарстан, Государственного органа Новгородской области "Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области и его аппарат", Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, Российского союза промышленников и предпринимателей, Управления развития предпринимательства комитета экономической политики и развития Волгоградской области, содержащие ряд замечаний в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций по проекту акта информации Минэкономразвития России считает целесообразным указать на следующие замечания.
1. Пунктом 7 статьи 1 проекта акта устанавливается неопределенное и требующее дополнительного обоснования положение в части определения процедуры изменения границ буферной зоны объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия.
Так, часть 1 статьи 34 федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) предлагается дополнить положением, согласно которому изменения границ буферной зоны объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, допускаются в соответствии с процедурами, предусмотренными в рамках Конвенции.
Обращаем внимание разработчика на то, что такие процедуры Конвенцией не установлены.
Кроме того, тем же пунктом проекта акта устанавливается, что буферной зоной объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, является совокупность охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта такого объекта культурного наследия, а в случае отсутствия зоны охраняемого природного ландшафта - совокупность охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия*(1).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона N 73-ФЗ решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Учитывая, что процедура изменения границ зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, определена в Законе N 73-ФЗ, что такая зона является одновременно буферной зоной, что процедура изменения границ буферной зоны не определена Конвенцией, полагаем целесообразным исключить абзац 3 пункта 7 статьи 1 проекта акта.
2. Пунктом 8 статьи 1 проекта акта вводится дополнительная процедура направления проектной документации объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется в границе территории объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, и его буферной зоны, в Комитет всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) для принятия положительного решения по проведению строительных работ.
Обращаем внимание разработчика на то, что указанное полномочие Комитета всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) не предусмотрено Конвенцией.
Кроме того, полагаем, что указанное положение способствует значительному увеличению сроков согласования проектной документации для объектов капитального строительства, находящихся в буферной зоне объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, так как срок рассмотрения проектной документации Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) также не установлен, а при отказе субъекту предпринимательской деятельности в проведении строительных работ необходимо будет вносить изменения в проектную документацию и повторно проводить процесс ее согласования.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Проект акта устанавливает новые полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и несет риск возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ указанные зоны являются зонами охраны объекта культурного наследия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.