Доработанный текст проекта Приказа МЧС России "Об утверждении организации ведомственного финансового контроля в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(подготовлен МЧС России от 04.11.2018)
В целях организации ведомственного финансово контроля в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент организации ведомственного финансового контроля в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Возложить организацию ведомственного финансового контроля в системе Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на Контрольно-ревизионное управление МЧС России.
3. Руководителям территориальных органов МЧС России определить структурное подразделение и (или) должностных лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного финансового контроля, на основе функциональной независимости.
Министр |
Е.Н. Зиничев |
Утвержден
приказом МЧС России
от ________ N ___
Регламент
организации ведомственного финансового контроля в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент организации ведомственного финансового контроля в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Регламент) разработан в целях реализации пункта 5.1. статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3607; 2010,N 19, ст. 2291; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6607; 2012, N 30, ст. 4172; 2014, N 8, ст. 738; N 23, ст. 2932; 2015, N 10, ст. 1413; 2017, N 24, ст. 3482), подпункта 3.23 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626; 2007, N 31, ст. 4012; N 43, ст. 5084; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 25, ст. 3535; N 30, ст. 4587; 2013, N 52, ст. 6983; 2015, N 45, ст. 6202; 2016, N 1, ст. 26; 2017, N 24, ст. 3482), пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2007, N 49, ст. 6079; 2010, N 27, ст. 3436; 2011, N 45, ст. 6321; 2013, N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 45, ст. 6147; 2015, N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6678; 2016, N 22, ст. 3097, 2018, N 1 (часть I), ст. 54) и определяет порядок осуществления последующего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации ведомственного финансового контроля в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Регламенте:
система МЧС России - центральный аппарат МЧС России, территориальные органы МЧС России, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, спасательные воинские формирования, Государственная инспекция по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;
ведомственный финансовый контроль-последующий контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации, распорядительных документов и указаний МЧС России, регламентирующих осуществление финансово-хозяйственной деятельности в системе МЧС России;
внутренний контроль - деятельность должностных лиц в системе МЧС России по контролю за наличием и сохранностью, целевым и эффективным использованием материальных и финансовых средств, определяемая нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами МЧС России и их должностными регламентами (служебными обязанностями);
ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных объектом контроля в ревизуемом периоде финансовых и хозяйственных операций, правильности их отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных должностных лиц, на которых возложены обязанности за их осуществление;
проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности - отдельные контрольные действия или исследование состояния дел на определенных участках деятельности объекта контроля;
субъекты ведомственного финансового контроля - Контрольно-ревизионное управление МЧС России, структурные подразделения или уполномоченные должностные лица территориальных органов МЧС России, наделенные полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля на основе функциональной независимости (далее - субъекты контроля);
объекты ведомственного финансового контроля - структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы, организации и учреждения МЧС России (далее - объекты контроля);
внутренние бюджетные процедуры - процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного(бухгалтерского)учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
нарушение - несоблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и иных документов, регулирующих осуществление финансово-хозяйственной деятельности в системе МЧС России;
бюджетное нарушение - несоблюдение распорядителем (получателем) бюджетных средств нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требований внутренних стандартов и процедур;
бюджетный риск - возможность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в том числе возможности коррупционного проявления.
3. Предметом ведомственного финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность, осуществляемая структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами, организациями и учреждениями МЧС России.
4. Ведомственный финансовый контроль носит последующий характер и осуществляется путем проведения плановых и внеплановых ревизий и проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (далее - контрольные мероприятия) в системе МЧС России.
5. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании утвержденного годового плана ведомственного финансового контроля.
6. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся:
а) Контрольно-ревизионным управлением МЧС России (далее - субъект контроля МЧС России), - в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, территориальных органах, организациях и учреждениях МЧС России на основании решения Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр);
б) структурными подразделениями или должностными лицами территориальных органов МЧС России, наделенными полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля, - в структурных подразделениях этих территориальных органов МЧС России и подчиненных территориальным органам МЧС России организациях и учреждениях МЧС России на основании решения соответствующего начальника территориального органа МЧС России либо, лица его замещающего.
7. Основными задачами ведомственного финансового контроля являются:
а) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и иных распорядительных документов МЧС России при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
б) последующий контроль за соблюдением законности, эффективности, результативности и целевого использования средств федерального бюджета, финансовых, материальных и трудовых ресурсов, формированием и использованием средств, полученных от приносящей доход деятельности, правильным и своевременным обеспечением сотрудников системы МЧС России положенными видами денежного довольствия (содержания), заработной платой и иными видами выплат социального и стимулирующего характера, законностью совершения фактов хозяйственной жизни, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
в) подтверждение достоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета методологии и стандартам бюджетного (бухгалтерского) учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
г) выявление и профилактика нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, изучение причин их возникновения и принятие действенных мер по их устранению, предупреждению и своевременному возмещению материального ущерба, разработка предложений по улучшению финансово- хозяйственной деятельности объектов контроля;
д) организация внутреннего контроля;
е) оказание методологической и иной помощи по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов и иных распорядительных документов МЧС России, регламентирующих финансово-хозяйственную и контрольную деятельность в системе МЧС России;
ж) обобщение и анализ материалов контрольных мероприятий, подготовка докладов о результатах ведомственного финансового контроля и состоянии контроля за эффективным использованием финансовых и материальных средств;
з) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования финансовых и материальных средств.
8. Контрольные мероприятия подразделяются:
а) на камеральные ревизии и проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, которые проводятся по месту нахождения субъекта контроля на основании представленных по его запросу информации и материалов;
б) на выездные ревизии и проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, которые проводятся по месту нахождения объектов контроля;
в) на комбинированные ревизии и проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, которые проводятся как по месту нахождения субъекта контроля, так и по месту нахождения объектов контроля.
II. Организация ведомственного финансового контроля
9. Субъекты контроля создаются в центральном аппарате МЧС России и территориальных органах МЧС России.
10. Структура и численность субъектов контроля в территориальных органах МЧС России, утверждаются в установленном порядке по согласованию с Контрольно-ревизионным управлением МЧС России.
11. Ответственность за организацию и осуществление ведомственного финансового контроля в территориальном органе МЧС России возлагается на начальника территориального органа МЧС России.
12. Руководители субъектов контроля подчиняются:
руководитель субъекта контроля МЧС России - непосредственно Министру;
руководители субъектов контроля территориальных органов МЧС России- непосредственно руководителям территориальных органов МЧС России.
13. Начальники территориальных органов МЧС России обязаны:
а) рассматривать и утверждать годовые планы ведомственного финансового контроля;
б) ежеквартально рассматривать доклады подчиненных субъектов контроля о выполнении планов ведомственного финансового контроля и его результатах;
в) рассматривать материалы контрольных мероприятий и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности ведомственного финансового контроля;
г) рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности, принимать необходимые меры к укреплению финансовой дисциплины, эффективному использованию финансовых и материальных средств;
д) незамедлительно представлять в установленном порядке руководителю субъекта контроля МЧС России, а также руководителям курирующих и довольствующих структурных подразделений центрального аппарата МЧС России донесение о каждом выявленном факте недостачи, растраты или хищения денежных и материальных средств с указанием сведений кем, когда, при каких обстоятельствах и в каком размере совершено нарушение, кем и при каких обстоятельствах оно вскрыто, с последующим представлением в установленном порядке полного доклада по данному вопросу;
е) не допускать к проведению контрольных мероприятий должностных лиц субъекта контроля, которые в период, подлежащий контрольному мероприятию, в объекте контроля организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
14. Руководитель субъекта контроля обязан:
а) обеспечить разработку проекта плана ведомственного финансового контроля на очередной год;
б) обеспечить выполнение утвержденного в установленном порядке плана ведомственного финансового контроля;
в) рассматривать акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами субъекта контроля;
г) организовать проведение анализа нарушений и недостатков, выявленных ревизиями и проверками отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе проведенными субъектом контроля МЧС России, органами государственного финансового контроля и иными контролирующими органами;
д) организовать учет нарушений и недостатков, выявленных в ходе ревизий и проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и составление годовой и оперативной отчетности о результатах контрольных мероприятий;
е) организовать контроль за выполнением предложений по актам контрольных мероприятий, своевременным представлением объектами контроля донесений (докладов)об устранении выявленных нарушений и недостатков, возмещении ущерба;
ж) при необходимости готовить предложения о направлении в соответствующие органы материалов контрольных мероприятий по фактам нарушений законодательства Российской Федерации, относящихся к компетенции таких органов;
з) организовать повышение квалификации должностных лиц субъекта контроля.
15. На руководителя субъекта контроля МЧС России, кроме обязанностей, определенных в пункте14 настоящего Регламента, возлагаются задачи:
а) по организации разработки нормативных правовых актов и иных распорядительных документов, определяющих порядок организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МЧС России;
б) по организации контроля за выполнением планов ведомственного финансового контроля в системе МЧС России;
в) по организации анализа нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в системе МЧС России, и подготовке предложений по их недопущению в дальнейшей деятельности;
г) по организации повышения квалификации должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению ведомственного финансового контроля в системе МЧС России.
16. Субъекту контроля МЧС России предоставлено право:
а) запрашивать в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, территориальных органах, и учреждениях МЧС России, наделенных полномочиями распорядителя средств федерального бюджета, а также у подчиненных им организаций и учреждений МЧС России документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на него задач;
б) давать указания и разъяснения по организации и осуществлению ведомственного финансового контроля в системе МЧС России;
в) рассматривать кандидатов на замещение должностей руководителей подразделений субъектов контроля в территориальных органах, организациях и учреждениях МЧС России;
г) привлекать, при необходимости, в установленном порядке специалистов из числа должностных лиц центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России по вопросам, подлежащим проверке в ходе контрольного мероприятия, в том числе имеющих специальные знания для проверки: качества выполненных работ или оказанных услуг; фактических затрат сырья, материалов, топлива; состояния оборудования, зданий и сооружений; условий хранения и эксплуатации имущества, техники;
д) разрабатывать формы документов по внутреннему финансовому контролю, в том числе отчетов о результатах внутреннего финансового контроля и определять порядок их составления и представления.
17. В целях обеспечения принципа независимости контрольные мероприятия организуют и осуществляют должностные лица, которые:
а) не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта контроля в текущем периоде;
б) не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта контроля в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
в) не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами объекта контроля, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
г) не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять возложенные обязанности в ходе проведения контрольного мероприятия.
18. Возложение на должностных лиц субъекта контроля обязанностей, не связанных с организацией и осуществлением ведомственного финансового контроля, не допускается.
19. Объект контроля в ходе реализации результатов ведомственного финансового контроля проводит следующие мероприятия по обеспечению:
а) проведения анализа нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия;
б) разработке плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, и осуществляет контроль за его выполнением;
в) своевременности, достоверности и полноты представляемых субъекту контроля донесений (докладов) о выполнении предложений по актам контрольных мероприятий.
III. Планирование контрольной деятельности
20. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения годового плана ведомственного финансового контроля (далее - План).
21. План включает в себя перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить в очередном году, и служит основанием для организации контрольной деятельности субъектом контроля и назначения плановых контрольных мероприятий.
В плане указываются:
а) объект ведомственного финансового контроля;
б) тема контрольного мероприятия;
в) срок проведения контрольного мероприятия;
г) ответственный исполнитель.
Форма Плана приведена в приложении N 1 к настоящему Регламенту.
22. Планирование контрольных мероприятий осуществляется с учетом:
а) задачи и показатели, определенные комплексным планом основных мероприятий МЧС России на соответствующий период;
б) поручений Министра, решений коллегии МЧС России;
в) объемов финансовых средств, доведенные до территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России;
г) результатов оценки бюджетных рисков;
д) результатов анализа нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий, в том числе органами государственного финансового контроля;
е) степени обеспеченности субъекта контроля ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
ж) возможность проведения контрольных мероприятий в установленные сроки;
з) наличия резерва времени для проведения внеплановых контрольных мероприятий;
и) периода времени, прошедшего со дня окончания последней ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;
к) запросов и обращений правоохранительных органов, обращений граждан и организаций;
л) равномерности нагрузки на должностных лиц субъекта контроля, принимающих участие в контрольных мероприятиях.
23. Проверяемый период определяется руководителем субъекта контроля и может включать:
а) период текущего года до начала проведения контрольного мероприятия и периоды отчетного финансового года;
б) период текущего года до начала проведения контрольного мероприятия;
в) периоды отчетного финансового года.
24. При формировании проекта Плана учитываются требования к периодичности проведения контрольных мероприятий.
Плановые контрольные мероприятия в территориальных органах, организациях и учреждениях МЧС России центрального подчинения, организациях и учреждениях МЧС России, финансируемых территориальными органами и учреждениями МЧС России, наделенными полномочиями распорядителя бюджетных средств, с учетом проверки их финансово-хозяйственной деятельности органами государственного финансового контроля, иными органами ведомственного финансового контроля и аудита, проводятся не реже одного раза в три года, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
25. Руководитель субъекта контроля обязан организовать выполнение мероприятий Плана.
26. Отмена или перенос сроков проведения контрольных мероприятий допускаются только в исключительных случаях.
При невозможности по объективным причинам выполнить какой-либо пункт Плана в запланированный срок руководитель субъекта контроля обязан представить должностному лицу, имеющему право утверждения Плана.
27. В целях исключения дублирования контрольных мероприятий, при планировании контрольных мероприятий учитывается информация о запланированных (проводимых, проведенных) аналогичных контрольных мероприятиях органами государственного финансового контроля.
28. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года:
в центральном аппарате МЧС России - Министром;
в территориальных органах МЧС России - начальниками территориальных органов МЧС России либо должностными лицами, их замещающими.
29. Субъект контроля МЧС России имеет право проводить проверки качества планирования контрольных мероприятий в системе МЧС России, в том числе рассматривать утвержденные в установленном порядке годовые планы ведомственного финансового контроля и делать заключения о качестве планирования контрольных мероприятий.
30. В случае если в центральном аппарате МЧС России, территориальном органе МЧС России, включенных в План, органами государственного финансового контроля проведено (планируется) контрольное мероприятие по теме, предусмотренной в Плане, запланированное контрольное мероприятие субъектом контроля может не проводиться.
В данном случае, на основании мотивированного письменного обращения руководителя субъекта контроля, должностным лицом, утвердившим План, контрольное мероприятие может быть отменено.
IV. Подготовка к проведению контрольного мероприятия
31. Для проведения контрольного мероприятия назначается ревизионная группа, состоящая из руководителя ревизионной группы, заместителя руководителя ревизионной группы и участников ревизионной группы.
32. В ходе подготовки к проведению контрольного мероприятия руководитель ревизионной группы:
а) организует работу по сбору информации для получения сведений об объекте контроля по утвержденной теме контрольного мероприятия, достаточных для подготовки программы контрольного мероприятия;
б) осуществляет анализ результатов контрольных мероприятий, проведенных субъектом контроля и органами государственного финансового контроля;
в) разрабатывает проект программы контрольного мероприятия.
33. Контрольное мероприятие назначается приказом Министра (начальника территориального органа МЧС России).
34. В приказе на проведение контрольного мероприятия указываются:
а) тема контрольного мероприятия;
б) наименование объекта контроля;
в) срок проведения контрольного мероприятия;
г) проверяемый период;
д) состав ревизионной группы.
35. Контрольное мероприятие проводится на основании программы контрольного мероприятия, утвержденной руководителем субъекта контроля.
36. Программа контрольного мероприятия содержит:
а) тему контрольного мероприятия;
б) наименование объектов контроля;
в) проверяемый период;
г) перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе контрольного мероприятия;
д) сроки проведения контрольного мероприятия;
е) ответственных исполнителей по проверяемым вопросам.
37. Программа контрольного мероприятия разрабатывается руководителем ревизионной группы с учетом специфики и особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности объектом контроля.
38. Программа контрольного мероприятия доводится до участников ревизионной группы под роспись.
39. В состав ревизионной группы могут включаться специалисты структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России, имеющие специальные знания по проверяемым вопросам.
40. При подготовке к проведению контрольного мероприятия участники ревизионной группы обязаны:
а) изучить программу контрольного мероприятия;
б) изучить законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность МЧС России по вопросам, подлежащим проверке;
в) ознакомиться с имеющимися бухгалтерскими и статистическими отчетами, актами предыдущих контрольных мероприятий, заключениями по ним, информацией о выполнении предложений по материалам контрольных мероприятий, другими документами, связанными с финансово-хозяйственной и служебной деятельностью объекта контроля.
V. Предельные сроки проведения контрольных мероприятий, основания для их приостановления и продления
41. Предельные сроки проведения контрольных мероприятий определяются исходя из количества проверяемых вопросов и вида контрольного мероприятия, специфики деятельности объектов контроля, объемов их финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
42. Проведение контрольного мероприятия может быть приостановлено должностным лицом, назначившим контрольное мероприятие, на основании мотивированного обращения руководителя субъекта контроля в случаях:
а) отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта контроля- на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) непредставления объектом контроля документов, материалов и информации, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствования проведению контрольного мероприятия и (или) уклонения от проведения контрольного мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств.
43. На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
44. Субъект контроля в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении контрольного мероприятия письменно извещает об этом объект контроля с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
45. Проведение контрольного мероприятия возобновляется должностным лицом, принявшим решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия, при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения контрольного мероприятия.
46. Субъект контроля в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении контрольного мероприятия письменно извещает об этом объект контроля.
47. Срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен должностным лицом, назначившим его проведение, но не более чем на 15 календарных дней, на основании мотивированного обращения руководителя субъекта контроля.
48. Основаниями продления срока проведения контрольного мероприятия являются:
а) наличие у объекта контроля большого количества получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения контрольного мероприятия от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта контроля нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы.
VI. Проведение контрольного мероприятия
49. Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий участников ревизионной группы возлагается на руководителя ревизионной группы.
Руководитель ревизионной группы осуществляет общее руководство контрольной группой и привлеченными специалистами, организует и контролирует работу участников ревизионной группы и привлеченных специалистов, обобщат результаты контрольного мероприятия.
50. Датой начала контрольного мероприятия считается дата, указанная в приказе о проведении контрольного мероприятия.
Датой окончания контрольного мероприятия считается день подписания акта проверки (ревизии) руководителем проверочной группы.
51. По прибытии на объект контроля руководитель ревизионной группы обязан:
а) предъявить руководителю объекта контроля (лицу, его замещающему) копию приказа на проведение контрольного мероприятия и ознакомить его с программой контрольного мероприятия;
б) представить участников ревизионной группы;
в) вручить запрос-требование с перечнем запрашиваемых документов и информации, подлежащих изучению во время контрольного мероприятия (далее - запрос-требование);
решить организационно-технические вопросы.
52. Запрос-требование оформляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю объекта контроля (лицу, его замещающему), второй, с отметкой о получении, с указанием даты и времени его получения, приобщается к материалам контрольного мероприятия.
53. В случае необходимости в ходе проведения контрольного мероприятия участниками ревизионной группы, объекту контроля могут быть подготовлены дополнительные запросы-требования о представлении к проверке документов, материалов и информации.
54. При непредставлении (отказе от представления) затребованных участником ревизионной группы документов, материалов и информации в сроки, указанные в запросе-требовании, руководитель объекта контроля (лицо, лицо его замещающее), обязан представить письменные пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и информации. Данные пояснения приобщаются к материалам контрольного мероприятия.
55. Руководитель ревизионной группы и руководитель объекта контроля (лицо, его замещающее) проводят совещание с заинтересованными должностными лицами объекта контроля по организации проведения контрольного мероприятия, в том числе порядку представления документов и информации.
56. Руководитель и другие должностные лица объекта контроля обязаны:
а) оказывать содействие в проведении контрольного мероприятия;
б) представлять по требованию и в сроки, установленные в запросе - требовании, документы, материалы, информацию письменные и устные объяснения по вопросам, подлежащим проверке;
в) представлять по требованию участников контрольной группы заверенные надлежащим образом копии документов и сведений.
57. При проведении выездного или комбинированного контрольного мероприятия руководитель объекта контроля (лицо, лицо его замещающее) обязан обеспечить:
а) размещение участников ревизионной группы в служебных помещениях, оборудованных необходимой компьютерной техникой и оргтехникой, телефонной связью и канцелярскими принадлежностями;
б) доступ участников ревизионной группы к информационно-правовым системам, сети Интернет (при наличии технической возможности), бухгалтерским программам;
в) своевременное и в полном объеме представление участникам ревизионной группы документов и информации, необходимых для изучения вопросов, включенных в программу контрольного мероприятия;
г) необходимым автотранспортом для решения участниками ревизионной группы служебных вопросов;
д) условия, необходимые для обеспечения сохранности переданных участникам ревизионной группы документов, материалов.
58. В случае отказа должностных лиц объекта контроля представить необходимые документы и информацию либо возникновения других препятствий для проведения контрольного мероприятия руководитель ревизионной группы, незамедлительно информирует об этом руководителя объекта контроля и устанавливает срок представления затребованных документов и информации.
В случае непредставления в установленный срок затребованных документов и информации, руководителем ревизионной группы составляется акт о препятствии проведению контрольного мероприятия, информация о непредставлении документов и информации доводится до руководителя субъекта контроля, копия указанного акта приобщается к материалам контрольного мероприятия.
В случае необходимости руководитель субъекта контроля информацию о фактах не предоставления информации доводит до руководителя, назначившего контрольное мероприятие.
59. Проведение контрольного мероприятия включает:
а) осуществление контрольных действий по документальной и фактической проверке деятельности объекта контроля по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
б) составление участниками ревизионной группы справок о результатах проверки вопросов, определенных в программе контрольного мероприятия;
в) формирование, на основании справок, представленных участниками ревизионной группы, акта контрольного мероприятия;
г) проведение совещания по итогам контрольного мероприятия.
60. Контрольное мероприятие осуществляются на основании документов, сформированных объектом контроля на бумажных носителях, в форме электронных документов и по сведениям, не имеющим статуса документа. При этом электронные документы должны содержать все необходимые реквизиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и быть подписаны электронной подписью соответствующих должностных лиц.
61. Для работы с документами и сведениями, составляющими государственную тайну, участники ревизионной группы предъявляют уполномоченному лицу объекта контроля документы, удостоверяющие их личность, предписание на выполнение задания, справку о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, оформленные в установленном порядке.
62. Руководителем ревизионной группы проводится инструктаж участников ревизионной группы:
а) о порядке проведения контрольного мероприятия;
б) о недопустимости конфликта интересов и коррупционных проявлений в ходе проведения контрольного мероприятия;
в) об особенностях проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
63. Контрольные действия могут проводиться сплошным способом или выборочно. Решение об использовании способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы принимает руководитель ревизионной группы исходя из содержания вопроса программы, объема фактов хозяйственной жизни, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета в объекте контроля, срока контрольного мероприятия и иных обстоятельств.
При осуществлении контрольных действий выборочным способом объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить объективную оценку совершенных операций по изучаемому вопросу.
При проведении ревизии контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным счетам, операций с материальными ценностями являются обязательными.
64. Контрольное мероприятие проводится с применением следующих методов:
а) инспектирование, представляющее собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственных операций;
б) наблюдение, представляющее собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта контроля, выполняемых ими в ходе выполнения ими финансово-хозяйственных операций;
в) запрос, представляющий собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта контроля в целях получения сведений, необходимых для проведения контрольного мероприятия;
г) подтверждение, представляющее собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах учета;
д) пересчет, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом контроля, либо самостоятельный расчет участником ревизионной группы;
е) осмотр, представляющий собой проверку фактического и качественного состояния объектов материальных средств;
ж) аналитические процедуры, представляющие собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении финансово-хозяйственных операций, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных операций и их причин, и недостатков осуществления иных финансово-хозяйственных операций.
65. Руководитель ревизионной группы лично изучает имеющиеся у объекта контроля акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проведенных соответствующими контролирующими органами в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также материалы внезапных проверок наличия денежных средств, ценностей, инвентаризаций товарно-материальных ценностей и имущества.
При необходимости руководитель ревизионной группы может принять решение о проведении проверки за период, охваченный предыдущими ревизиями, по интересующим направлениям финансово-хозяйственной деятельности.
66. Руководитель ревизионной группы организует проверку кассы и материальных ценностей, находящихся в местах хранения. При необходимости в период проведения контрольного мероприятия могут быть проведены повторные проверки кассы и инвентаризации.
67. В ходе ревизии проводятся контрольные действия по изучению:
а) соответствия плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов, относящихся к проверяемым вопросам, подлежащим изучению в ходе контрольного мероприятия, требованиям к их форме и содержанию, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) соблюдения объектом контроля законодательства Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
в) соблюдения требований законодательства Российской Федерации при жилищном обеспечении сотрудников МЧС России;
г) целевого и эффективного использования бюджетных средств, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также иных средств, полученных в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
д) состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, полноты, своевременности и правильности отражения совершенных фактов хозяйственной жизни в учете и отчетности, в том числе соответствия записей в учетных документах первичным сведениям, показателей бухгалтерской отчетности данным аналитического учета, достоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
е) соблюдения установленного порядка ведения кассовых и банковских операций, операций по лицевым счетам, авансовой дисциплины;
ж) правильности и обоснованности расходования средств на строительство, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию зданий и сооружений;
з) правильности использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
и) фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
к) ведения договорной, претензионной и исковой работы;
л) соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг;
м) результатов финансово-хозяйственной деятельности, обоснованности затрат, включаемых в себестоимость товаров, работ, услуг, приобретаемых для нужд МЧС России;
н) соблюдения установленных требований при проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, обеспечения сохранности материальных ценностей, порядка возмещения причиненного ущерба;
о) правомерности начисления и выплаты денежного довольствия (содержания) и заработной платы, компенсационных выплат и пособий;
п) рациональности использования автотранспорта, правомерности списания горючих и смазочных материалов, запасных частей;
р) состояния внутреннего контроля, включая внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит;
с) принятых мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных предыдущими контрольными мероприятиями, возмещению материального ущерба.
68. В зависимости от особенностей деятельности объекта аудита могут проверяться и другие вопросы финансово-хозяйственной деятельности.
69. При выявлении нарушений в правильности заполнения реквизитов бухгалтерского документа, придающих ему юридическую силу, наличии не оговоренных исправлений и подчисток в тексте и цифровых данных, сомнении в подлинности подписей должностных, материально ответственных и иных лиц, участник ревизионной группы, при необходимости, истребует личное подтверждение соответствующего работника.
70. В случаях установления документов, имеющих признаки подделки, подлога, доступ сотрудников объекта контроля к данным документам прекращается до принятия уполномоченными должностными лицами решения об их изъятии.
71. Должностным лицам субъекта контроля запрещается принимать участие в выполнении бюджетных процедур, в том числе в восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета объекта контроля.
VII. Права и обязанности должностных лиц субъекта контроля в ходе проведения контрольного мероприятия
72. В ходе проведения контрольного мероприятия руководитель и участники ревизионной группы имеют право:
а) беспрепятственно посещать помещения и территории, занимаемые объектом контроля, требовать предъявления приобретенных (поставленных)материальных ценностей, результатов выполненных работ, оказанных услуг в целях подтверждения законности соответствующих операций;
б) проверять у объекта контроля документы, относящиеся к теме контрольного мероприятия, фактическое наличие и правомерность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
в) на доступ к электронным базам, в которых ведется бюджетный (бухгалтерский) учет, и оформление документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;
г) на копирование документов, относящихся к вопросам контрольного мероприятия, в необходимых случаях производить фотосъемку, видеозапись с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
д) требовать от руководителя объекта контроля (лица, его замещающего) проведения внеплановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств, а также выяснения обстоятельств недостач денежных средств или материальных ценностей, злоупотреблений при осуществлении хозяйственных операций или порчи имущества;
е) проводить осмотры фактического и качественного состояния объектов материальных средств;
ж) при необходимости, без ущерба повседневной деятельности объекта контроля, опечатывать финансовые документы, кассовые помещения, склады и иные хранилища денежных средств и материальных ценностей, а при обнаружении злоупотреблений принимать меры к изъятию документов в установленном порядке;
з) требовать и получать необходимые письменные объяснения, сведения, справки и документы (копии) от должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля по вопросам, возникающим в ходе контрольного мероприятия, в случае отказа от их представления по данному факту составляется акт и в акте контрольного мероприятия делается соответствующая запись;
и) вносить предложения об отстранении от работы должностных и иных лиц, виновных в фактах недостач денежных средств и материальных ценностей, других злоупотреблениях в финансово-хозяйственной деятельности;
к) на стадии подготовки и в ходе проведения контрольного мероприятия запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России информацию и копии документов, связанных с совершением объектом контроля фактов хозяйственной жизни и осуществлением договорной работы;
л) вносить предложения о принятии мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия, возмещению причиненного ущерба.
73. В ходе проведения контрольного мероприятия субъект контроля обязан:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить контрольное мероприятие в соответствии с утвержденной в установленном порядке программой контрольного мероприятия;
в) обеспечивать качественное проведение контрольного мероприятия;
г) при проведении контрольного мероприятия быть объективным и принципиальным, соблюдая при этом профессиональную этику, субординацию и конфиденциальность;
д) документально обосновывать выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного ущерба;
е) при обнаружении фактов причинения материального ущерба вносить предложения о его возмещении;
ж) по нарушениям, содержащим признаки действий (бездействия), в отношении которых предусмотрена уголовная ответственность, вносить предложения о направлении материалов в правоохранительные органы;
з) оказывать объекту контроля методическую помощь в организации контроля за соблюдением финансовой дисциплины, сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
и) проверять полноту устранения нарушений и недостатков, выявленных по результатам предыдущего контрольного мероприятия, а также контрольных мероприятий, проведенных органами государственного финансового контроля, ведомственного финансового контроля и аудита;
к) обеспечить сохранность полученных для проверки документов, отчетов и других материалов.
74. Руководитель ревизионной группы обязан:
а) организовать и контролировать работу участников ревизионной группы;
б) по каждому пункту программы контрольного мероприятия истребовать от участников ревизионной группы справки о результатах проверки отдельных вопросов программы контрольного мероприятия, с которыми предварительно должны быть ознакомлены руководители структурных подразделений объекта контроля по направлениям их деятельности.
75. Должностные лица ревизионной группы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) за некачественное проведение контрольного мероприятия;
б) за искажение или сокрытие установленных фактов хищений и злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях;
в) за разглашение и передачу информации о деятельности объекта контроля без согласия ее руководителя или руководителя, назначившего контрольное мероприятие, за исключением фактов нарушений, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность.
76. Действия должностных лиц ревизионной группы могут быть обжалованы руководителю субъекта контроля в письменном виде с указанием мотивированных причин обжалования. Подача жалобы не приостанавливает проведение контрольного мероприятия.
VIII.Оформление результатов контрольного мероприятия
77. Результаты контрольного мероприятия, в том числе по каждому вопросу программы контрольного мероприятия подлежат документированию.
78. В ходе контрольного мероприятия по каждому вопросу программы контрольного мероприятия участниками ревизионной группы составляются справки о результатах проверенных вопросов (далее - Справка).
При проверке одним участником ревизионной группы деятельности объекта контроля по нескольким вопросам программы контрольного мероприятия допускается составление одной Справки по проверенным данным участником ревизионной группы вопросам.
Справки, составленные участниками ревизионной группы, проводившими контрольные действия, согласовываются с руководителем ревизионной группы и доводятся под роспись до должностных лиц объекта контроля, ответственных за направление деятельности по проверенному вопросу.
79. Справка состоит из вводной и описательной частей.
80. Вводная часть Справки должна содержать следующую информацию:
а) полное наименование объекта контроля, тему контрольного мероприятия;
б) должности, фамилии, инициалы участников (участника) ревизионной группы, осуществлявших проверку;
в) дату и место составления справки;
г) наименование проверенных вопросов программы контрольного мероприятия.
81. Описательная часть Справки должна содержать информацию:
а) о должностных лицах объекта контроля, ответственных за осуществление деятельности по проверенными вопросам;
б) о результатах проверки отдельных вопросов программы контрольного мероприятия, в том числе: требования каких законодательных и нормативных актов нарушены; должностных лицах, допустивших нарушения и недостатки; сумме выявленных нарушений, периоде, в котором допущены нарушения.
82. Доказательства, подтверждающие выявленные нарушения и недостатки, прилагаются к Справке в виде документов (копий документов), справок, письменных объяснений (пояснений) должностных лиц, представленных по проверенному вопросу программы контрольного мероприятия.
83. При отказе руководителя объекта контроля (иного уполномоченного лица) заверить копии документов, сформированных на бумажном носителе, их заверение осуществляется не менее чем двумя участниками проверочной группы, один из которых является ответственным за проведение проверки по соответствующему вопросу программы проверки (ревизии).
84. В Справке указывается перечень не представленных объектом контроля документов, сведений и информации, из числа затребованных, с указанием причин их непредставления, а также о фактах препятствия проведению проверки с указанием, в чем конкретно выразилось препятствие в проведении проверки.
85. К Справке прилагается отчет о нарушениях и недостатках, выявленных при проверке вопросов программы контрольного мероприятия (далее - Отчет).
В Отчете по каждому выявленному нарушению и недостатку указывается:
а) описание нарушения(недостатка);
б) положения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, которые нарушены;
в) количество случаев;
г) размер финансовых средств, использованных с нарушением;
д) финансовый год, в котором допущено нарушение;
е) кем допущено нарушение, если это установлено в ходе контрольного мероприятия;
ж) предложения по устранению нарушения (недостатка).
Форма Отчета приведена в приложении N 2 к настоящему Регламенту.
86. Оформленные в установленном порядке Справки прилагаются к акту контрольного мероприятия, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта контрольного мероприятия.
87. Результаты контрольного мероприятия оформляются:
ревизии - актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности (далее - акт ревизии);
проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности - актом проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (далее - акт проверки).
Акт контрольного мероприятия составляется руководителем ревизионной группы на основании справок, составленных участниками ревизионной группы по проверенным вопросам программы контрольного мероприятия.
88. Акт ревизии и акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
89. Вводная часть акта ревизии должна содержать:
а) наименование объекта контроля;
б) тему контрольного мероприятия;
в) дату и место составления акта ревизии;
г) номер и дату приказа на проведение контрольного мероприятия;
д) основание назначения контрольного мероприятия, в том числе указание на плановый характер, либо внеплановый характер;
е) фамилии, инициалы, (воинские) специальные звания, должности лиц, проводивших контрольное мероприятие;
ж) проверяемый период;
з) срок проведения контрольного мероприятия;
и) фамилии, инициалы и должности лиц, ответственных за организацию деятельности объекта контроля по проверенным вопросам программы контрольного мероприятия, а также имевших право подписи финансовых документов в проверенном периоде;
к) краткая информация об объекте контроля, включая:
полное и сокращенное наименование объекта контроля;
сведения об учредителе;
сведения о государственной регистрации объекта контроля (дата государственной регистрации, регистрационный номер, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию);
основные задачи цели и виды деятельности объекта контроля, определенные положением (уставом) объекта контроля;
виды деятельности, на осуществление которых у объекта контроля имеются лицензии;
перечень и реквизиты всех счетов, открытых в органах Федерального казначейства и кредитных организациях, а также информация об остатках на них на день начала контрольного мероприятия;
сведения о контрольных мероприятиях, проведенных в проверенном периоде органами государственного финансового контроля, ведомственного финансового контроля и иными контролирующими органами, а также устранении объектом контроля выявленных нарушений и недостатков;
сведения об устранении нарушений и недостатков, выявленных по результатам предыдущих ревизий и проверок, проведенных органами ведомственного финансового контроля и аудита;
общая сумма проверенных финансовых средств (с указанием их источника поступления (бюджетные, полученные от приносящей доход деятельности).
В водной части акта ревизии могут отражаться другие сведения, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.
90. Вводная часть акта проверки должна содержать:
а) наименование объекта контроля;
б) тему проверки;
в) дату и место составления акта проверки;
г) номер и дату приказа на проведение контрольного мероприятия;
д) основание назначения контрольного мероприятия, в том числе указание на плановый либо внеплановый характер;
е) фамилии, инициалы, (воинские) специальные звания, должности лиц, проводивших проверку;
ж) проверенный период (при необходимости);
з) срок проведения проверки;
и) информацию о должностных лицах, ответственных за организацию деятельности объекта контроля по проверенным вопросам (с указанием должности, воинского (специального) звания, фамилии, имени, отчества и периода исполнения обязанностей);
к) краткая информация об объекте контрольного мероприятия (в части, касающейся проверяемых вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля).
91. Описательная часть акта ревизии и проверки состоит из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программе ревизии (проверки).
Каждый раздел описательной части акта должен содержать информацию о проверенных объемах, характеристики проведенной работы и ее результаты.
92. Нарушения и недостатки, излагаемые в акте, должны быть документально подтверждены.
93. В акте ревизии (проверки)при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны:
а) нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений и других распорядительных документов МЧС России, которые нарушены;
б) информация о том, в чем выразилось нарушение;
в) фамилия, инициалы должностного, материально ответственного или иного лица, допустившего нарушение, если это установлено в ходе контрольного мероприятия без проведения служебной проверки (разбирательства);
г) документально подтвержденные нарушения и недостатки, с указанием количества случаев и (или) суммы нарушений и недостатков.
94. При составлении акта ревизии (проверки)должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
95. Отражение в акте нарушений и недостатков, выявленных предыдущими ревизиями, допустимо лишь в тех случаях, когда эти нарушения и недостатки не устранены или носят систематический характер.
96. При изложении фактов нарушений указывается только главное, что характеризует нарушение конкретных положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Однородные недостатки и нарушения группируются в соответствующем разделе акта или в приложении к нему.
97. К акту контрольного мероприятия прилагаются:
а) копия приказана проведение контрольного мероприятия;
б) программа контрольного мероприятия;
в) справка руководителя контрольной группы о результатах контрольного мероприятия;
г) справки участников контрольной группы по результатам проверки вопросов программы контрольного мероприятия;
д) акты, составленные по результатам контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля;
е) копии актов встречных проверок, проведенных в ходе контрольного мероприятия;
ж) документы или их копии, заверенные надлежащим образом, подтверждающие наличие фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия;
з) иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в Акте фактов нарушений и недостатков и принятия обоснованного решения по результатам контрольного мероприятия.
98. Акт ревизии (проверки) составляется в двух экземплярах в течение 15 рабочих дней со дня окончания контрольного мероприятия: первый экземпляр - для субъекта ведомственного контроля, второй - для объекта контроля. Каждый экземпляр акта ревизии (проверки) подписывается руководителем ревизионной группы.
Второй экземпляр акта ревизии (проверки), без приложений, не позднее трех рабочих дней с момента завершения контрольного мероприятия направляется (вручается) объекту контроля.
При проведении контрольного мероприятия по запросу или обращению правоохранительных органов составляется третий экземпляр акта, который направляется в адрес правоохранительного органа.
99. При вручении акта контрольного мероприятия руководитель объекта контроля либо лицо, им уполномоченное, на одном из экземпляров акта ревизии (проверки) расписывается в его получении с указанием даты получения акта и расшифровки подписи.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля получить акт ревизии (проверки) руководитель и один из членов проверочной группы в конце акта производят запись об отказе от получения акта и составляют акт об отказе в получении. В этом случае акт контрольного мероприятия направляется объекту контроля по почте или иным способом в установленном порядке.
98. Объект контроля вправе представить субъекту контроля письменные возражения по акту ревизии (проверки) в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
100. В случае поступления от объекта контроля письменных возражений руководитель ревизионной группы, в срок не более 10 рабочих дней со дня их поступления, рассматривает их обоснованность и готовит заключение на представленные возражения.
101. Письменные возражения объекта контроля и заключение на представленные возражения прилагаются к акту контрольного мероприятия.
102. На основании акта ревизии(проверки) руководителем субъекта контроля на имя должностного лица, назначившего контрольное мероприятие, составляется доклад о результатах контрольного мероприятия, содержащий информацию об итогах контрольных мероприятий, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях и недостатках (в количественном и денежном выражении);
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов контроля;
в) предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предложения по повышению экономности и результативности использования финансовых средств и материальных ценностей.
103. Осуществление контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий, возлагается на субъект контроля, проведшего ревизию, проверку отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности.
104. Руководитель объекта контроля (должностное лицо, исполняющего его обязанности) обязан в установленные сроки представить субъекту контроля копию утвержденного плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и донесение об их устранении.
Форма плана приведена в приложении N 3 к настоящему Регламенту.
Донесение подписываются руководителем и руководителем финансового органа (главным бухгалтером) объекта контроля (лицами, исполняющими их обязанности), которые несут персональную ответственность за достоверность представленной информации.
Форма донесения приведена в приложении N 4 к настоящему Регламенту.
Руководители объектов контроля организуют ежемесячное (к 1 числу каждого месяца) представление информации о ходе выполнения плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков до полного их устранения.
IX. Проведение и оформление результатов встречных проверок
105. В целях подтверждения и (или) установления правомерности фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, а также данных, отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете и (или) бюджетной (бухгалтерской) отечности объекта контроля, проводится встречная проверка.
106. Встречные проверки проводятся в порядке, установленном для ревизии (проверки), с особенностями, предусмотренными настоящим разделом.
107. Встречная проверка завершается не позднее срока окончания ревизии (проверки), в ходе которого проводится встречная проверка (далее - основное контрольное мероприятие).
108. Объектом встречной проверки является структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, территориальный орган, организация, учреждение МЧС России.
109. Решение о проведении встречной проверки принимается должностным лицом, назначившим проведение основного контрольного мероприятия, на основании мотивированного обращения руководителя ревизионной группы.
110. На основании решения должностного лица, назначившего основное контрольное мероприятие, о проведении встречной проверки руководителем ревизионной группы готовится уведомление о проведении встречной проверки (далее - Уведомление), в котором указываются:
а) наименование объекта встречной проверки;
б) основание для проведения основного контрольного мероприятия, с указанием объекта основного контрольного мероприятия;
в) вопросы, подлежащие проверке при проведении встречной проверки;
г) проверяемый период;
д) участники ревизионной группы, проводящие встречную проверку;
е) срок проведения встречной проверки.
Уведомление доводится до руководителя объекта встречной проверки или лица, его замещающего (далее - руководитель объекта встречной проверки), руководителем ревизионной группы в день начала встречной проверки.
111. Результаты встречной проверки оформляются актом встречной проверки, копия которого прилагается к материалам основного контрольного мероприятия.
Одновременно с актом встречной проверки составляется справка о выявленных нарушениях, которая подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем объекта встречной проверки.
112. Акт встречной проверки составляется и вручается в течение 15 рабочих дней со дня окончания встречной проверки, но не позднее срока вручения Акта основного контрольного мероприятия. Акт встречной проверки составляется в двух экземплярах: первый экземпляр - для субъекта ведомственного контроля, второй - для объекта встречной проверки.
113. Руководитель объекта встречной проверки по итогам проведения встречной проверки и с учетом выводов и предложений, изложенных в акте встречной проверки, издается приказ по результатам встречной проверки, а также обеспечивается:
а) постановка на учет сумм выявленного ущерба;
б) выполнение предложений, отраженных в акте встречной проверки;
устранение выявленных в результате проведения встречной проверки нарушений и недостатков;
в) возмещение причиненного ущерба;
г) принятие решения о привлечении виновных должностных лиц объекта встречной проверки к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.
114. Руководитель объекта встречной проверки в установленный в акте встречной проверки срок направляет объекту основного контрольного мероприятия донесение об устранении выявленных нарушений и недостатков.
115. Донесение, поступившее объекту основного контрольного мероприятия, направляется им субъекту контроля одновременно с донесением по основному контрольному мероприятию.
116. Донесение по акту встречной проверки рассматривается в рамках донесения по Акту.
117. Субъект контроля информирует о результатах рассмотрения донесения объект основного контрольного мероприятия и в части касающейся - объект встречной проверки.
X. Заключительные положения
118. Субъектом контроля систематически изучаются и обобщаются материалы контрольных мероприятий, вносятся предложения о совершенствовании системы ведомственного финансового контроля.
119. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Регламентом, должностные лица субъекта контроля обязаны руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приложение N 1
к Регламенту осуществления ведомственного финансового контроля
в Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
(наименование должности руководителя)
__________ ____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"_____" _______________ 20___ г.
План
ведомственного финансового контроля
на 20___ год
N п.п. |
Объект ведомственного финансового контроля |
Тема контрольного мероприятия |
Срок проведения контрольного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________ ______________ ____________________
(должность руководителя субъекта контроля) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 2
к Регламенту осуществления ведомственного финансового контроля
в Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Отчет
о нарушениях и недостатках, выявленных
в ____________________________________
(наименование объекта контроля)
при проверке вопросов программы контрольного мероприятия:
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
(излагаются проверенные вопросы программы контрольного мероприятия)
N п.п. |
Описание нарушения с указанием страницы Справки |
Положения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, которые нарушены |
К-во допущенных случаев |
Размер финансовых средств, использованных с нарушением, в тыс. рублей |
Финансовый год, в котором допущено нарушение |
Кем допущено нарушение (если установлено в ходе проверки) |
Предложения по устранению нарушения (недостатка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
___________________________________ __________________ ________________________
(наименование штатной должности участника (подпись) (расшифровка подписи)
ревизионной группы, составившего отчет,
при наличии - воинское (специальное) звание)
Приложение N 3
к Регламенту осуществления ведомственного финансового контроля
в Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
(наименование должности руководителя)
__________ ____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"_____" _______________ 20___ г.
ПЛАН
мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе
________________________________________________________________,
(наименование контрольного мероприятия)
проведенного________________________________________________________ ____________________
(наименование субъекта контроля, проведшего контрольное мероприятие)
В _________________________________________________________________________ _________________
(наименование объекта контроля)
N п.п. |
Описание нарушения (недостатка), выявленного в ходе контрольного мероприятия |
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________ ______________ _________________
(должность лица, разработавшего проект плана) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 4
к Регламенту осуществления ведомственного финансового контроля
в Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Донесение
об устранении нарушений и недостатков, выявленных ходе проведения
_____________________________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
в _________________________________________________________________________ __
(наименование объекта контроля)
N п.п. |
Наименование нарушения (недостатка), выявленного в ходе проведения контрольного мероприятия |
Информация об устранении нарушения (недостатка) |
Причины не устранения нарушения (недостатка), принятые меры к устранению |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: |
1. Донесение представляется субъекту контроля ежемесячно (к 1 числу месяца, следующего за прошедшим). |
|
2. К донесению прилагаются информация и копии документов, подтверждающих устранение нарушений и недостатков. |
Руководитель объекта аудита ______________________________ |
____________________ |
___________________________ |
(наименование должности, |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
воинское (специальное) звание) |
|
|
|
|
|
Руководитель финансового органа (главный бухгалтер) ______________________________ |
____________________ |
|
(наименование должности, |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
воинское (специальное) звание) |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.