Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 03.12.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - проект федерального закона) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительные меры государственной поддержки в части определения права материнский (семейный) капитал независимо от наличия гражданства Российской Федерации у матери и ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло указанное право.
В соответствии с частью первой статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ) законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ установлено, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины - гражданки Российской Федерации при рождении после 2007 года второго ребенка или последующих детей, имеющих гражданство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или международным договором.
Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, приобретая гражданство Российской Федерации, граждане имеют право на получение социальной поддержки, в том числе при рождении и воспитании детей.
Согласно поступающим обращениям в некоторых субъектах Российской Федерации органы прокуратуры признавали незаконными выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал гражданам Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации после рождения второго ребенка или последующих детей, но имеющих гражданство Российской Федерации на момент обращения за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В этой связи возникли разночтения положений статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ в части определения права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в зависимости от наличия гражданства Российской Федерации у матери и ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло указанное право.
В целях соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ, законопроектом предлагается предоставить указанным гражданам право на дополнительные меры государственной поддержки при соблюдении условий, установленных статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.