Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минпромторгом России 06.12.2018 г.)
В условиях сокращения государственных закупок в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в настоящее время возникла необходимость своевременной диверсификации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).
В структуру оборонно-промышленного комплекса входят свыше 1300 предприятий, где занято более 2 млн человек. Объемы государственных закупок в рамках ГОЗ уже в ближайшей перспективе будут существенно снижаться. Для целого ряда предприятий ОПК это вызовет серьезные сложности от снижения рентабельности производства до сокращения его объемов.
Для устойчивого и долговременного развития ОПК необходим комплекс мер, направленный на уменьшение конъюнктурной зависимости от ГОЗ.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президентом Российский Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30 % от общего объема производства ОПК, а к 2030-му - до 50%.
В настоящее время доля гражданской продукции в выпуске организаций ОПК составляет около 17 %.
Из 1354 организаций ОПК около 1000 организаций является производственными предприятиями, из которых более 80 % относятся к отраслям промышленности, перспективным для развития производства гражданской продукции (авиастроение, радиоэлектроника и средства связи, судостроение и др.).
Долгосрочные программы развития ОПК, в рамках которых организации ОПК закупили значительное количество единиц нового оборудования, позволили осуществить масштабную модернизацию научно-производственной базы ОПК. Значительные средства, выделенные на переоснащение оборонных предприятий должны способствовать и наращиванию производства высокотехнологичной конкурентоспособной гражданской продукции.
За последние два десятилетия многие крупные поставщики военной продукции заметно диверсифицировали свое производство (АО "НПК "Уралвагонзавод", ПАО "ОАК", АО "ОДК" и другие). Однако, деятельность большинства организаций ОПК характеризуется отсутствием необходимых экономических стимулов для их работы в гражданских отраслях в условиях агрессивной конкуренции.
Решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по изменению структуры производства организаций ОПК в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения организациями ОПК (далее - ПГН и ПДН) обуславливает необходимость создания дополнительных инструментов стимулирования выпуска указанной продукции в интересах важнейших отраслей и сфер экономики страны (транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса, здравоохранения и др.).
Предлагаемый законопроектом механизм определяет порядок предоставления преимуществ организациям ОПК в рамках осуществления закупок в соответствии Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предлагаемый механизм позволит создать благоприятные условия для вывода на рынок и увеличения объема поставок высокотехнологичной ПГН и ПДН организациями ОПК.
Учитывая особенности формирования планов закупок (на срок 3 и более лет) в перечень приоритетной высокотехнологичной ПГН и ПДН предлагается включать не всю ПГН и ПДН, на которую имеется текущий спрос, а перспективную и приоритетную продукцию (государственно- и социально значимую) для формирования заказа.
Проектом федерального закона предлагается установить приоритет при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона и иных конкурентных способов закупки продукции, включенной в перечень приоритетной высокотехнологичной ПГН и ПДН.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.