Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проектируемым регулированием предлагается закрепить в особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) новый состав административного правонарушения, связанного с нарушением порядка обезличивания персональных данных.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил,не были соблюдены разработчиком в полном объеме.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта - 02/04/04-18/00083535).
Разработчиком были проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 30 августа по 19 сентября 2018 года. Замечания и предложения, поступившие в ходе публичного обсуждения, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта и сводного отчета.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в срок с 8 по 15 ноября 2018 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с представителями предпринимательского сообщества с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам проведения дополнительных публичных консультаций были получены отзывы от ПАО "Вымпелком", ПАО "МТС", ПАО "Ростелеком". Замечания и предложения участников публичных консультаций были учтены при подготовке настоящего заключения.
Минэкономразвития России считает необходимым учесть следующие замечания и предложения.
1. Замечания к сводному отчету.
1.1. В пунктах 1.6, 5 сводного отчета цели предлагаемого регулирования сформулированы некорректно. В соответствии с пунктом 3.6.1 Методики при определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования. Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень достижения указанной цели с течением времени.
1.2. Пункты 9-18 сводного отчета не заполнены разработчиком надлежащим образом.
Считаем необходимым при доработке проекта акта учесть требования Правил, а также рекомендации, указанные в Методике.
2. Замечания к проекту акта.
2.1. Одновременно с рассматриваемым проектом акта в Минэкономразвития России также поступил корреспондирующий ему проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" в части уточнения требований при обезличивании персональных данных" (далее - проект акта N 2), которым устанавливается, что обезличивание персональных данных происходит исключительно в случаях, прямо установленных законом, и в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Применение норм ответственности проекта акта направлено в том числе на соблюдение требований проекта акта N 2. При этом переходный период, предусмотренный проектом акта, составляет 4 месяца.
Полагаем указанный переходный период недостаточным для практической реализации требований проекта акта N 2. При этом с учетом сроков законотворческого процесса отмечаем высокую вероятность одновременного вступления в силу обоих проектов актов. В этой связи при недостаточности временного интервала между их вступлением в силу, отмечаем риск привлечения юридических лиц, в том числе бюджетных организаций, к административной ответственности по фактически не зависящим от них причинам.
Кроме того, проектируемая редакция части 7 статьи 13.11 КоАП создает условия для привлечения к административной ответственности за любое несоответствие законодательству в области персональных данных, в том числе формальное и незначительное.
В связи с этим представляется необходимым детализировать, за совершение каких именно правонарушений проектируемым регулированием устанавливается административная ответственность.
Например, за применение ненадлежащего метода обезличивания персональных данных может быть установлена санкция, отличная от санкции за обработку персональных данных путем обезличивания в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, ввиду разной степени тяжести совершенного правонарушения.
2.2. За нарушение в области обезличивания персональных данных для юридических лиц устанавливается штраф в размере 15 - 30 тыс. рублей. Полагаем, что предложенные разработчиком размеры санкций, как и любые вводимые санкции для нового состава административного правонарушения, требуют достаточного обоснования и сопоставления с совершенными правонарушениями.
При установлении административной ответственности необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлениях от 17 января 2013 г. N 1-П, а также от 25 февраля 2014 г. N 4-П, согласно которой наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения, быть справедливым, разумным, соразмерным, сохранять баланс публичных и частных интересов, гуманности закона в правовом государстве.
По мнению Минэкономразвития России, в случае сохранения единого состава размер санкций, устанавливаемый проектируемым регулированием, подлежит корректировке в меньшую сторону.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.