Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования предоставления в пользование подземных вод" (далее - проект акта, изменения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пояснительным материалам к проекту акта в действующем законодательстве о недрах не в полной мере разграничен правовой режим использования пресных подземных вод и подземных вод, не отнесенных к пресным. Так, законодательством предусмотрен механизм предоставления в заявительном порядке участков недр, содержащих пресные подземные воды для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения.
При этом не урегулирован порядок предоставления пресных подземных вод для иных целей.
Предлагаемые изменения позволят предоставлять в пользование участки недр, содержащие подземные питьевые воды, для любых целей, в том числе по решению органов государственной власти федерального или регионального уровня в безаукционном (бесконкурсном) порядке.
При этом в отношении промышленных, минеральных и термальных вод предлагается сохранить существующий механизм их предоставления в пользование через процедуру торгов (конкурсы и аукционы).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения доработанного проекта акта и сводного отчета в срок с 5 сентября 2018 года по 25 сентября 2018 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/09-18/00083658).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, не были соблюдены разработчиком в полном объеме.
Согласно пункту 3.6.1 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), при определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования. Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени.
Указанная в пункте 5 сводного отчета цель предлагаемого регулирования не содержит указания на результат регулирования и его положительные эффекты.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 сводного отчета основной группой субъектов предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, интересы которой будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются заинтересованные органы государственной власти и недропользователи. Полагаем, что разработчиком не проведена должным образом количественная оценка участников отношений.
Пунктом 3.8.1 Методики предусматривается, что в пункте 7 сводного отчета количественная оценка должна быть проведена в отношении участников каждой группы.
Считаем необходимым доработать сводный отчет по указанным основаниям.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 27 ноября по 3 декабря 2018 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Газпромнефть", ООО "Иркутская нефтяная компания". Представленные замечания были учтены при подготовке настоящего заключения. Также были рассмотрены и учтены письма АО "Зарубежнефть", ПАО НК "Русснефть", не содержащие замечаний и предложений к проекту акта.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при его доработке.
1. Согласно пояснительной записке проект акта разработан с целью устранения административных барьеров, связанных с предоставлением и реализацией права пользования подземными водами, разграничения правового режима пресных подземных вод и подземных вод, не отнесенных к пресным.
Однако в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и в проекте акта отсутствует определение понятий "пресные подземные воды" и "подземные воды, не отнесенные к пресным", а также не уточняется классификация подземных вод.
Кроме того, в пояснительных материалах отсутствует ссылка на нормативный правовой акт, который определял бы термины "пресные подземные воды" и "подземные воды, не относящиеся к пресным".
С учетом изложенного представляется целесообразным предусмотреть в проекте акта определение и классификацию подземных вод в целях однозначного разграничения пресных подземных вод и подземных вод, не относящихся к пресным.
2. В перечне нормативных правовых актов, подлежащих изменению, не указано, что требуется внесение изменений в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, согласно которому промышленные, минеральные и термальные подземные воды выделены в отдельную группировку и не указаны в группировке среди полезных ископаемых, в то время как проект акта и Налоговый кодекс Российской Федерации относят данные воды к полезным ископаемым.
Считаем необходимым устранить данное несоответствие, включив вышеуказанный классификатор в перечень нормативных правовых актов, подлежащих изменению.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России, в случае учета вышеизложенных замечаний, может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, а также об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент оценки регулирующего воздействия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.