Проект Указа Президента Российской Федерации "О мерах по выполнению резолюций Совета Безопасности ООН 2206 от 3 марта 2015 г. и 2428 от 13 июля 2018 г."
(подготовлен МИД России 14.12.2018 г.)
В связи с принятием резолюций Совета Безопасности ООН 2206 от 3 марта 2015 г. и 2428 от 13 июля 2018 г., предусматривающих применение ряда ограничений в отношении Республики Южный Судан (далее - Южный Судан) в ответ на внутренний конфликт в этом государстве и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" постановляю:
1. Всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим организациям, кредитным организациям и некредитным финансовым организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что с 13 июля 2018 г. и впредь до особого распоряжения:
а) запрещаются прямая или косвенная поставка, продажа или передача Южному Судану (с территории Российской Федерации, либо через территорию Российской Федерации, либо гражданами Российской Федерации, либо с использованием морских или воздушных судов под флагом Российской Федерации) вооружений и связанных с ними материальных средств всех типов, в том числе оружия и боеприпасов, военных транспортных средств и техники, полувоенного снаряжения и запасных частей к ним, а также техническая помощь, обучение, финансовая или иная поддержка, связанная с военной деятельностью или с предоставлением, техническим обслуживанием или применением любых вооружений и связанных с ними материальных средств, включая предоставление вооруженного наемного персонала, независимо от страны его происхождения;
б) запрещается въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц, определенных Комитетом Совета Безопасности ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2206 от 3 марта 2015 г. (далее - Комитет). При этом ничто в настоящем подпункте не обязывает Российскую Федерацию отказывать гражданам Российской Федерации во въезде на свою территорию;
в) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, замораживаются все денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы, которые имеются на территории Российской Федерации и находятся, прямо или косвенно, в собственности или под контролем физических лиц или организаций, внесенных Комитетом в санкционный перечень, либо физических лиц или организаций, действующих от их имени или по их указанию, либо организаций, которые находятся в их собственности или под их контролем, а также запрещается передача прямо или косвенно таким лицам любых других денежных средств, финансовых активов или экономических ресурсов;
г) следует производить на территории Российской Федерации, в том числе, в морских портах и аэропортах в соответствии и с законодательством Российской Федерации и согласно нормам международного права, в частности морского права, и соответствующим международным соглашениям о гражданской авиации досмотр всех грузов, следующих в Южный Судан, если у Российской Федерации имеется информация, которая дает разумные основания полагать, что груз содержит предметы, поставка, продажа или передача которых запрещена подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа;
д) обнаруженные предметы, в отношении которых введен запрет в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа, следует изымать и избавляться от них (в частности, путем уничтожения, приведения в негодность, помещения на склад или передачи государству, не являющемуся государством происхождения или назначения, для целей утилизации) и осуществлять данные действия в сотрудничестве с другими государствами;
е) Министерство иностранных дел Российской Федерации оперативно информируется о произведенном изъятии продукции, в отношении которой введен запрет в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа, для последующего предоставления Министерством иностранных дел Российской Федерации этой информации в Комитет в течение 30 дней. Информация должна содержать основания для досмотра груза, его результаты, было ли оказано содействие российским властям, были ли обнаружены запрещенные подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа к поставке, продаже или передаче продукции, подробности досмотра, изъятия и утилизации, включая описание предметов, ее происхождение и предполагаемый пункт ее назначения.
2. Меры, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящего Указа не распространяются:
а) на поставку, продажу или передачу оружия и связанных с ним материальных средств, равно как и на организацию обучения и оказание помощи, предназначенных исключительно для поддержки персонала Организации Объединенных Наций, включая Миссию Организации Объединенных Наций в Южном Судане (МООНЮС) и Временные силы Организации Объединенных Наций по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА), или для использования таким персоналом;
б) на поставку, продажу или передачу несмертоносного военного имущества, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных целях или в целях защиты, равно как и на оказание соответствующей технической помощи или организацию соответствующего обучения с заблаговременным уведомлением Комитета;
в) на поставку, продажу или передачу защитного снаряжения, включая бронежилеты и каски, временно ввозимого в Южный Судан исключительно для личного пользования персоналом Организации Объединенных Наций, представителями средств массовой информации и сотрудниками гуманитарных организаций и организаций, занимающихся вопросами развития, и связанным с ними персоналом;
г) на поставку, продажу или передачу оружия и связанных с ним материальных средств, временно ввозимых в Южный Судан силами того или иного государства, которое принимает меры, в соответствии с нормами международного права, исключительно и непосредственно для содействия защите или эвакуации своих граждан и тех, за кого оно несет консульскую ответственность в Южном Судане, с заблаговременным уведомлением Комитета;
д) на поставку, продажу или передачу оружия и связанных с ним материальных средств, равно как и на организацию технического обучения и оказание технической помощи для Региональной оперативной группы Африканского союза или в ее поддержку, предназначенных исключительно для региональных операций против "Армии сопротивления Бога", с заблаговременным уведомлением Комитета;
е) на поставку, продажу или передачу оружия и связанных с ним материальных средств, равно как и на организацию технического обучения и оказание технической помощи исключительно в поддержку осуществления положений мирного соглашения, если они предварительно утверждены Комитетом;
ж) на продажу или поставку других вооружений и связанных с ними материальных средств и на оказание помощи или предоставление персонала, если они предварительно утверждены Комитетом.
3. Меры, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа не применяются:
а) если Комитет в каждом конкретном случае определит, что въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц оправдан гуманитарной необходимостью, включая религиозный долг;
б) если Российская Федерация определит, что въезд на территорию Российской Федерации или транзитный проезд через нее физических лиц необходим для осуществления судебно-процессуальных действий;
в) если Комитет в каждом конкретном случае определит, что изъятия из указанных мер способствуют достижению мира, национального примирения в Южном Судане и стабильности в регионе.
4. Меры, предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 настоящего Указа, не распространяются на денежные средства, другие финансовые активы или экономические ресурсы, которые, как было установлено Российской Федерацией:
а) необходимы для покрытия основных расходов, включая оплату продуктов питания, аренды жилья или ипотечного кредита, лекарств и медицинской помощи, уплату налогов и страховых взносов и оплату коммунальных услуг, либо исключительно для выплаты в разумных пределах специалистам и возмещения понесенных расходов, связанных с получением юридических услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации или уплаты предусмотренных российским законодательством сборов или взносов за текущее хранение или обслуживание замороженных денежных средств, других финансовых активов и экономических ресурсов, при условии того, как Российская Федерация уведомит Комитет о намерении разрешить в соответствующих случаях доступ к таким денежным средствам, другим финансовым активам или экономическим ресурсам и если Комитет не вынесет отрицательного решения в течение пяти рабочих дней с момента такого уведомления;
б) необходимы для покрытия чрезвычайных расходов, при условии уведомления Комитета Российской Федерацией и получения согласия от него;
в) подпадают под судебное, административное или арбитражное решение либо соответствующую обеспечительную меру, и в этом случае денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы могут быть использованы для исполнения этого решения или этой меры, при условии что решение или мера стали действовать до 3 марта 2015 г. - даты принятия резолюции Совета Безопасности ООН 2206, направлены не в пользу лица, внесенного Комитетом в санкционный перечень, и Комитет был уведомлен об этом Российской Федерацией;
5. Разрешить пополнение счетов, замороженных во исполнение положений подпункта "в" пункта 1 настоящего Указа, за счет процентов или других поступлений, причитающихся по этим счетам, либо выплат по контрактам, соглашениям или обязательствам, которые заключены до 3 марта 2015 г. - даты принятия резолюции Совета Безопасности ООН 2206, при условии, что такие поступления, включая проценты, либо выплаты будут также подпадать под действие настоящего Указа и дальнейшие финансовые операции с ними будут запрещены.
6. Меры подпункта "в" пункта 1 настоящего Указа не должны препятствовать произведению внесенными в санкционный перечень лицами выплат по контракту, заключенному до внесения такого лица в перечень при условии, что, как было установлено Российской Федерацией, платеж не получен, непосредственно или опосредованно, лицом, внесенным в санкционный перечень на основании подпункта "в" пункта 1 настоящего Указа.
Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомляет Комитет о намерении Российской Федерации произвести или получить такие платежи, либо разрешить снять в этих целях запрет на осуществление финансовых операций с денежными средствами, финансовыми и иными активами или ресурсами за 10 рабочих дней до предоставления такого разрешения.
7. Меры, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего Указа следует применять в отношении физических лиц по списку согласно приложению к настоящему Указу, а также в отношении физических и юридических лиц, действующих от их имени или по их указанию.
8. Меры, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 1 настоящего Указа, распространяются на определенных Комитетом физических и юридических лиц, чьи действия могут включать:
а) планирование актов, представляющих собой нарушение применимых норм международного права в области прав человека или международного гуманитарного права, или актов, представляющих собой нарушение прав человека, руководство организацией таких актов или их совершение в Южном Судане;
б) целенаправленные действия против гражданских лиц, включая женщин и детей, в виде планирования актов насилия (включая убийства, причинение увечий и пытки), похищений, насильственных исчезновений, насильственного перемещения и нападений на школы, больницы, религиозные объекты и места, в которых укрываются гражданские лица, и в виде руководства организацией таких актов или их совершения, или же действий, представляющих собой серьезное нарушение или ущемление прав человека либо нарушение норм международного гуманитарного права;
в) планирование, руководство организацией и совершение актов с применением сексуального и гендерного насилия в Южном Судане;
г) использование или вербовку детей вооруженными группами или вооруженными силами в контексте вооруженного конфликта в Южном Судане;
д) воспрепятствование деятельности международных миротворческих, дипломатических или гуманитарных миссий в Южном Судане, либо доставке или распределению гуманитарной помощи, либо доступу к ней;
е) нападения на миссии Организации Объединенных Наций, международные силы безопасности и другие миротворческие операции или гуманитарный персонал;
ж) совершение прямо или косвенно действий в интересах или от имени физического лица или организации, внесенных в санкционный перечень Комитетом;
з) участие в деятельности, дестабилизирующей положение в Южном Судане, посредством незаконной эксплуатации природных ресурсов или торговли ими.
9. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной миграционной службе, Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по финансовому мониторингу и Центральному банку Российской Федерации обеспечить в соответствии со своей компетенцией реализацию настоящего Указа.
10. Министерству иностранных дел Российской Федерации оперативно доводить до сведения федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в пункте 9 настоящего Указа, дополнительную информацию о решениях Совета Безопасности ООН и Комитета, необходимую для реализации настоящего Указа.
11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.