Проект Приказа Министерства просвещения РФ "Об утверждении Регламента осуществления Министерством просвещения Российской Федерации внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Минпросвещением России 10.12.2018 г.)
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26; 2018, N 42, ст. 6369) и Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент осуществления Министерством просвещения Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
2. Определить Департамент развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами (Хлопотных М.Б.) ответственным за осуществление анализа результатов внутреннего финансового аудита в Министерстве просвещения Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа ославляю за собой.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "__" _______ 2018 г. N ____
РЕГЛАМЕНТ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Общие положения
1.1. Регламент осуществления Министерством просвещения Российской Федерации внутреннего финансового аудита разработан в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975) (далее - Правила), и Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822 (в редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 1401 и от 27июля 2018 г. N 1668) (далее - Методические рекомендации).
1.2. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство), направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
1.3. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета. *(1)
1.4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).*(2)
1.5. Внутренний финансовый аудит осуществляется Департаментом развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства (далее - субъект аудита), наделенным соответствующими полномочиями, на основе функциональной независимости.
Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно Министру просвещения Российской Федерации (далее - Министр).*(3)
1.6. Организацию и проведение внутреннего финансового аудита, рассмотрение и анализ его результатов обеспечивает отдел внутреннего финансового аудита Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами на основании Положения об отделе.
1.7. Деятельность субъекта аудита основывается на следующих принципах: законности, объективности и профессиональной компетентности, эффективности, независимости, системности, ответственности и стандартизации.*(4)
1.8. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет Министр.*(5)
2. Планирование аудиторских проверок
2.1. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита на очередной финансовый год, утверждаемым Министром и оформленным по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту (далее - План проверок).
2.2. Темы аудиторских проверок формулируются должностными лицами субъекта аудита, уполномоченными на проведение внутреннего финансового аудита (далее - должностные лица) исходя из следующих направлений аудита:
аудит надежности системы внутреннего финансового контроля;
аудит достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;
аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.3. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.
2.4. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным видам и направлениям расходов бюджета, а также проверяемого периода. Проверяемый период определяется руководителем субъекта аудита и может включать:
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;
период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
периоды отчетного финансового года.
2.5. В целях составления Плана проверок должностными лицами субъекта аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе:
нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей проверки;
полноты и своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
осуществления внутреннего финансового контроля.
2.6. При планировании аудиторских проверок (составлении плана аудиторских проверок) должностными лицами субъекта аудита учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Министерства в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
результаты оценки бюджетных рисков;
степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.*(6)
2.7. В ходе планирования должностные лица субъекта аудита обязаны провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
проведения органами государственного финансового контроля в текущем и/или отчетном финансовом году контрольных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита. *(7)
2.8. План проверок составляется и утверждается до начала очередного финансового года.*(8)
2.9. По мере необходимости в План проверок вносятся изменения. Решение о внесении изменений в План проверок принимается Министром на основании мотивированной докладной записки руководителя субъекта аудита.
2.10. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением Министерства, в котором указываются тема аудиторской проверки, наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период, состав аудиторской группы, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
2.11. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Министра.
2.12. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:
не принимали участия в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде, в проверяемом периоде и периоде года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозы способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
2.13. План проверок и изменения в него размещаются субъектом аудита на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Проведение аудиторских проверок
3.1. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта аудита (далее - Программа).
Программа содержит тему аудиторской проверки, наименование объекта аудита, вид и срок проведения аудиторской проверки, перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, ответственных исполнителей (приложение N 2 к настоящему Регламенту).
При разработке Программы учитываются положения пункта 2.6 настоящего Регламента.
3.2. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.*(9)
3.3. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.*(10)
3.4. Должностные лица субъекта аудита обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов;
проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок;
не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры;
знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторской проверки.*(11)
3.5. Аудиторская проверка проводится с применением следующих методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета, произведенного членами аудиторской группы;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.*(12)
В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, субъект аудита применяет риск-ориентированный подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
3.6. Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
3.7. При составлении Программы формируется аудиторская группа. Распределение обязанностей между членами аудиторской группы осуществляется в соответствии с рабочим планом (далее - Рабочий план) проведения аудиторской проверки. Рабочий план включает в себя:
объект проверки;
вопросы проверки, отраженные в Программе;
содержание работы;
исполнителей работы;
сроки начала и окончания работы с учетом предоставления материалов для формирования акта.
Рабочий план подписывается руководителем проверки и членами аудиторской группы (приложение N 3 к настоящему Регламенту).
3.8. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.*(13)
3.9. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объектов аудита;
копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
копии первичных учетных, финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
иные материалы.*(14)
3.10. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки) или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
3.11. Основаниями для приостановления проведения аудиторской проверки являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
3.12. Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.
3.13. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки, принятое Министром в соответствии с мотивированной служебной запиской руководителя аудиторской группы, оформляется распоряжением Министра, которое доводится до сведения руководителя аудиторской группы и руководителя объекта аудита.
3.14. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые распоряжением Министра.
4. Оформление результатов проверки
4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (приложение N 4 к настоящему Регламенту).
4.2. Экземпляр акта аудиторской проверки, подписанный руководителем и членами аудиторской группы, передается руководителю объекта аудита (либо уполномоченному лицу) на ознакомление в срок до трех дней.
4.3. Подписанный экземпляр акта остается у субъекта аудита, копия акта передается объекту аудиторской проверки.
4.4. При наличии разногласий по фактам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита в течение 3 рабочих дней с даты его получения на ознакомление вправе представить возражения субъекту аудита в письменной или электронной форме.
4.5. Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение.
4.6. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и/или электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
4.7. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об ее итогах, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях, об условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении Министерством как главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.*(15)
4.8. Отчет о результатах аудиторской проверки, оформленный по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту, подписанный руководителем субъекта аудита, с приложением акта аудиторской проверки в течение 10 рабочих дней с момента (даты) подписания направляется Министру.
4.9. По результатам рассмотрения указанного отчета Министр принимает одно или несколько из следующих решений:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам Министерства, другим должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.*(16)
4.10. Решения Министра, принятые по результатам аудиторской проверки, направляются субъектом аудита объекту аудита в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их принятия.
4.11. По результатам рассмотрения отчета аудиторской проверки руководителем объекта аудита в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения решений Министра, принятых по результатам аудиторской проверки (получения его в электронной форме), утверждается план мероприятий
по устранению выявленных нарушений и недостатков, оформленный по форме согласно приложению N 6 к настоящему Регламенту.
4.12. Руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита, осуществляет контроль за его выполнением в случае, если Министр принял решение о необходимости реализации аудиторских выводов, предложении и рекомендации.*(17)
4.13. Руководитель объекта аудита обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой предложений и в установленные сроки представляет руководителю аудиторской группы информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки, оформленную согласно приложению N 7 к настоящему Регламенту, с приложением копий подтверждающих документов.
4.14. Субъект аудита проводит мониторинг выполнения планов по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:
получение от объектов аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;
оценку действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения контрольных аудиторских проверок;
подготовку и представление Министру информации о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудита.
5. Проведение и оформление результатов камеральной аудиторской проверки
5.1. Руководитель аудиторской группы по проведению камеральной аудиторской проверки (далее - камеральная проверка) уведомляет объект аудита о проведении камеральной проверки путем направления копии распоряжения Министра и копии программы не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения камеральной проверки.
5.2. Одновременно с копиями распоряжения Министра о проведении камеральной проверки и программы камеральной проверки объекту аудита направляется мотивированный запрос о представлении информации, документов и материалов (с указанием срока предоставления информации), необходимых для проведения камеральной проверки.
5.3. Срок проведения камеральной проверки не может составлять более 45 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 45 календарных дней по решению Министра.
При необходимости (в том числе в случаях непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, включенных в мотивированный запрос) срок проведения камеральной проверки (даты ее начала и окончания) может быть перенесен в установленном порядке.
5.4. Результаты камеральной проверки оформляются актом. Акт камеральной проверки, подписанный руководителем и членами аудиторской группы, сканируется и направляется объекту аудита в электронном виде для ознакомления. Одновременно с электронной версией направляется печатный экземпляр акта в установленном порядке.
Подписанный экземпляр акта хранится у субъекта аудита, его копия - у объекта аудита.
5.5. При наличии разногласий по фактам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита в течение 3 рабочих дней с даты получения электронной версии акта на ознакомление вправе направить возражения субъекту аудита в письменной или электронной форме.
5.6. Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной или электронной форме.
5.7. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
5.8. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о ее результатах.
5.9. Отчет о результатах камеральной проверки и копия акта камеральной проверки направляются Министру для рассмотрения и принятия решений.
6. Проведение выездной аудиторской проверки и оформление ее результатов
6.1. Срок проведения выездной аудиторской проверки (далее - выездная проверка) не может превышать 45 календарных дней.
6.2. Руководитель аудиторской группы по прибытии на объект аудита обязан ознакомить руководителя объекта аудита с программой выездной проверки, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения выездной проверки.
6.3. Руководитель объекта аудита обязан:
создать условия для работы аудиторской комиссии (аудиторской группы, проверяющего);
предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
оказывать содействие в проведении выездной проверки, давать указания о представлении подлинных документов, подлежащих проверке, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, имеющим отношение к выездной проверке;
при необходимости обеспечивать проведение инвентаризации активов и обязательств, контрольных обмеров выполненных строительно-монтажных (ремонтных) работ, а также присутствие при этом заинтересованных должностных лиц и работников объекта аудита;
принимать меры к устранению и предупреждению выявленных в процессе аудиторской проверки нарушений и недостатков;
принимать решения о привлечении виновных должностных лиц и работников объекта аудита к материальной и (или) дисциплинарной ответственности и меры к возмещению причиненного ущерба.
6.4. Руководитель аудиторской группы определяет объем и состав аудиторских исследований по каждому вопросу программы выездной проверки, а также способы сбора данных.
Сплошной способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки.
Выборочный способ сбора данных заключается в аудиторских исследованиях части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы выездной проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем аудиторской группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы выездной проверки для последующего формирования доказательств.
6.5. Акт выездной проверки подписывается руководителем и членами аудиторской группы и согласовывается с руководителем объекта проверки (либо уполномоченным им лицом) в пределах срока, установленного для проведения выездной проверки.
Согласованный экземпляр акта приобщается к материалам выездной проверки субъекта аудита.
Копия акта вручается руководителю объекта аудита (либо лицу, им уполномоченному).
6.6. При наличии разногласий по фактам, указанным в акте аудиторской проверки, объект аудита в течение 3 рабочих дней с даты его получения на ознакомление вправе направить возражения субъекту аудита в письменной или электронной форме.
6.7. Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней со дня получения возражений рассматривает их обоснованность и дает по ним заключение в письменной или электронной форме.
6.8. Заключение направляется руководителю объекта аудита в письменной и электронной форме, а его копия приобщается к материалам аудиторской проверки.
6.9. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки.
7. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
7.1. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется отделом внутреннего финансового аудита Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом по форме согласно приложению N 8 к настоящему Регламенту с пояснительной запиской и направляется Министру до 25 января текущего финансового года.
7.2. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
7.3. Годовая отчетность включает данные, сформированные на основании отчетов о результатах проведенных аудиторских проверок, решений, принятых Министром, и содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.*(18)
7.4. Пояснительная записка включает следующие сведения и информацию:
о подчиненности субъекта аудита, правовых актах Министерства, регулирующих осуществление внутреннего финансового аудита (далее - аудит), количестве должностных лиц, осуществляющих аудит;
о принятых мерах по повышению квалификации указанных должностных лиц и по обеспечению надлежащего качества осуществления аудита;
об обеспеченности материальными и финансовыми ресурсами, состав основных фондов, используемых при осуществлении аудита, и их техническом состоянии;
о событиях, оказавших существенное влияние на осуществление аудита, не нашедших отражения в отчете;
о результатах осуществления аудита, не нашедших отражения в отчете (описание по каждому направлению аудиторских проверок предложений и рекомендаций и причин их неисполнения, описание бюджетных рисков, которые не устранены в ходе проведения процедур внутреннего контроля и др.);
иную информацию о результатах осуществления внутреннего аудита, не нашедшую отражения в отчете.
8. Заключительное положение
Субъект аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными Правилами и Методическими рекомендациями, не включенными в настоящий Регламент.
Приложение N 1
к Регламенту осуществления Министерством
просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
УТВЕРЖДАЮ
Министр просвещения
Российской Федерации
_________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"____"___________ 20__ г.
ПЛАН
внутреннего финансового аудита Министерства просвещения Российской Федерации на 20__ год
Тема аудиторской проверки |
Объекты аудита |
Метод аудита |
Проверяемый период |
Срок проведения аудиторской проверки |
Ответственные исполнители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта аудита
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 2
к Регламенту осуществления Министерством просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
УТВЕРЖДАЮ
Директор Департамента
развития педагогических кадров
и контроля управления ресурсами
Министерства просвещения
Российской Федерации
_________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"____"___________ 20__ г.
Программа
аудиторской проверки
___________________________________________
(тема аудиторской проверки)
1. Объект аудита: _________________________________________________________
2. Основание для проведения аудиторской проверки: _____________________________________
3. Вид аудиторской проверки: ______________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: ___________________________________
5. Проверяемый период: ___________________________________________________
6. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской
проверки: ______________________________________________________________
7. Состав ответственных исполнителей: ______________________________________
Руководитель аудиторской группы:
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3
к Регламенту осуществления Министерством
просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
Рабочий план аудиторской проверки
по теме _________________
Объект аудита |
Вопрос проверки (из программы) |
Содержание работы |
Исполни-тель |
Сроки |
||
|
|
|
|
начало работы |
окончание работы |
Представление материалов для подготовки акта |
Руководитель аудиторской группы:
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены аудиторской группы:
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 4
к Регламенту осуществления Министерством
просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
АКТ
по результатам (наименование аудиторской проверки) на объекте (наименование объекта аудита)
(населенный пункт) "___" __________ 20__ г.
1. Основание проведения аудиторской проверки_______________________________
(распоряжение Министра просвещения Российской Федерации, программа аудиторской проверки)
2. Срок проведения аудиторской проверки: ___________________________________
3. Наименование объекта аудита ____________________________________________
4. Вид аудиторской проверки _______________________________________________
5. В результате проведенной аудиторской проверки установлено следующее:
____________________________________________________________________ ____
(излагаются результаты аудиторской проверки)
Приложение: согласно описи на ___ л. в ___ экз.
Руководитель аудиторской группы:
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Члены аудиторской группы:
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
Экземпляр акта получил для ознакомления:
_______________________________________ _________ _____________________
(должность руководителя объекта аудита) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
Ознакомлен:
_______________________________________ _________ _____________________
(должность руководителя объекта аудита) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
Один экземпляр акта получил:
_______________________________________ _________ _____________________
(должность руководителя объекта аудита) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
(заполняется в случае отказа руководителя объекта (иного уполномоченного
лица) объекта аудита от подписи)
От подписи настоящего акта (получения экземпляра Акта) ________ отказался
Руководитель аудиторской группы
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 5
к Регламенту осуществления Министерством просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
ОТЧЕТ
о результатах аудиторской проверки
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки:___________________________
(реквизиты решения о назначении аудиторской проверки, N пункта плана внутреннего финансового аудита)
2. Тема аудиторской проверки: ________________________________________
3. Проверяемый период: ________________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: _________________________________
5. Цель аудиторской проверки: ________________________________________
6. Вид аудиторской проверки: ______________________________________
7. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
7.1. _____________________________________________________________________
7.2. _____________________________________________________________________
7.3. _____________________________________________________________________
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
____________________________________________________________________ ____
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов программы проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта проверки,
изложенные по результатам проверки: _____________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений) (номер, дата, количество листов, приложенных к отчету возражений)
10. Выводы:
10.1. ___________________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и (или) достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности)
10.2. ____________________________________________________________________
(излагаются выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартов бюджетного учета, установленных Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом)
11. Предложения и рекомендации: __________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств)
Приложения:
1. Акт проверки __________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на ___ листах в 1 экземпляре.
2. Возражения к Акту проверки _____________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на ___ листах в 1 экземпляре.
Руководитель субъекта аудита
(иное уполномоченное лицо)
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
Приложение N 6
к Регламенту осуществления Министерством
просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
УТВЕРЖДАЮ
______________________________________
(должность руководителя объекта аудита)
_______________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" ____________ 20__ г.
План мероприятий
по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе
________________________________________________________
(наименование аудиторской проверки, наименование объекта аудита)
проведенной с "___" __________ 20__ г. по "___" _________ 20__ г.
аудиторской группой под руководством ______________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
N п/п |
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки |
Краткое содержание нарушений, недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки |
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта аудита
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 7
к Регламенту осуществления Министерством
просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
Руководителю аудиторской группы
(фамилия, имя, отчество)
Представляем информацию об устранении нарушений и недостатков,
выявленных в ходе ________________________________________________________,
(наименование аудиторской проверки, наименование
объекта аудита)
проведенной в период с "___" _________ 20__ г. по "___" _________ 20__ г.
аудиторской группой под руководством _____________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)
N п/п |
Предложения, внесенные в акт аудиторской проверки |
Краткое содержание нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторской проверки (по каждому предложению) |
Принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Руководитель субъекта аудита
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
Приложение N 8
к Регламенту осуществления Министерством
просвещения Российской Федерации
внутреннего финансового аудита,
утвержденному приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "___"___________ 2018 г. N _______
ФОРМА
ОТЧЕТНОСТЬ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
на 1 ______ 20__ г.
Министерство просвещения Российской Федерации
Периодичность: годовая
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показателя |
Код строки |
Значения показателя |
1 |
2 |
3 |
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек |
010 |
|
из них: фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита |
011 |
|
Количество проведенных аудиторских проверок, единиц |
020 |
|
в том числе: в отношении системы внутреннего финансового контроля |
021 |
|
достоверности бюджетной отчетности |
022 |
|
экономности и результативности использования бюджетных средств |
023 |
|
Количество аудиторских проверок, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц |
030 |
|
из них: количество проведенных плановых аудиторских проверок |
031 |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских проверок, единиц |
040 |
|
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц |
050 |
|
из них: количество исполненных рекомендаций |
051 |
|
Количество направленных предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц |
060 |
|
из них: количество исполненных предложений |
061 |
|
2. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках, тыс. рублей
Наименование показателя |
Код строки |
Количес-тво (единиц) |
Объем (тыс. руб.) |
Динамика нарушений и недостатков |
|
(тыс. руб.) |
(%) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нецелевое использование бюджетных средств |
010 |
|
|
|
|
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
020 |
|
|
|
|
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам, установленных бюджетным законодательством |
030 |
|
|
|
|
Нарушения правил ведения бюджетного учета |
040 |
|
|
|
|
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
050 |
|
|
|
|
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
060 |
|
|
|
|
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
070 |
|
|
|
|
Нарушения в сфере закупок в части обоснования закупок и исполнения контрактов |
080 |
|
|
|
|
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля |
090 |
|
X |
X |
|
Прочие нарушения и недостатки |
100 |
|
|
|
|
Руководитель субъекта аудита
____________________________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Дата
-------------------------------------------
*(1) Пункт 29 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(2) Пункт 30 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(3) Абз. 5 пункта 28 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(4) Абз. 3 пункта 28 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(5) Абз. 1 пункта 36 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(6) Пункт 40 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(7) Пункт 41 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(8) Пункт 42 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(9) Пункт 33 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(10) Пункт 34 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(11) Пункт 35 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(12) Пункт 47 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(13) Пункт 48 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(14) Пункт 49 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(15) Пункт 53 Правил и Методические рекомендации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(16) Пункт 54 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(17) Пункт 54(1) Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
*(18) Пункт 56 Правил (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.