Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от Минпромторга России (далее - разработчик) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/10-18/00084882).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 13 октября по 1 ноября 2018 года.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 22 по 30 октября 2018 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности*(1).
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции АО "Ангарская нефтехимическая компания", ПАО "Новатэк", ПАО "СИБУР Холдинг", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Метафракс", филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Уфанефтехим", ПАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Томскгазпром", АО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод", ООО ОХК "Щекиноазот", а также ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", согласно которым в проектируемых положениях проекта акта содержатся риски, которые могут привести к негативным последствиям для субъектов регулирования, либо сообщается об отсутствии замечаний и предложений.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России обращает внимание на следующие возможные риски принятия проекта акта в представленной редакции.
1. Согласно пункту 5 проекта акта производители метанола должны представлять в Минздрав России и в уполномоченный орган Российской Федерации по ведению реестра лиц, допущенных к работе с метанолом и метанолсодержащими жидкостями, сведения о наличии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, а также свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Считаем проектируемое требование к производителям метанола в части их обязанности представлять вышеуказанные сведения о наличии лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов и свидетельств о регистрации избыточным, так как необходимые документы и сведения уполномоченные органы могут получить в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Таким образом, пункт 5 проекта акта требует доработки в части исключения необоснованных требований к производителям метанола.
2. Согласно пункту 13 проекта акта территория предприятия, производящего, хранящего или перерабатывающего метанол и метанолсодержащие жидкости, обеспечивается средствами сигнализации, проволочным ограждением и круглосуточно охраняется.
Вместе с тем из представленной редакции пункта 13 проекта акта остается неясным, что подразумевается под понятием "средства сигнализации", так как системы и комплексы средств сигнализации подразделяются на охранную или пожарную сигнализацию, либо охранно-пожарную.
Таким образом, пункт 13 проекта требует уточнения в части формулировки "средства сигнализации".
3. Согласно пункту 2 проекта акта в проектируемых требованиях используются понятия, которые означают следующее:
"Метанолсодержащая жидкость - жидкость с массовой долей содержания метанола более 0,05% и массовой долей содержания воды более 65%".
Вместе с тем из представленной редакции пункта 2 проекта акта, а также дополнительных материалов остается неясным, на основании каких данных, материалов, результатов научных исследований или предложений отраслевых предприятий (химической промышленности) разработчиком устанавливаются соответствующие требования в части массовой доли содержания метанола и массовой доли содержания воды в метанолсодержащей жидкости.
Таким образом, пункт 13 проекта требует уточнения в части формулировки "метанолсодержащая жидкость" на основании позиций представителей химической промышленности, а также представителей научного сообщества.
Также считаем целесообразным рекомендовать разработчику дополнительно рассмотреть замечания и предложения, поступившие по итогам проведения дополнительных публичных консультаций (прилагается), на предмет их учета и (или) реализации при выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в области химической промышленности.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Департамент оценки |
С.В. Шипов |
Приложение
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект постановления
Правительства Российской Федерации
"Об утверждении требований к
производству, применению, перевозке и
хранению метанола и
метанолсодержащих жидкостей"
Сводная таблица
замечаний и предложений представителей предпринимательского сообщества по проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к производству, применению, перевозке и хранению метанола и метанолсодержащих жидкостей"
N |
Замечания и предложения |
1. |
Согласно пункту 3 проекта акта настоящие требования распространяются на объекты, использующие в технологическом процессе метанол и метанолсодержащие жидкости, независимо от их принадлежности и формы собственности. Считаем, что данная формулировка не полностью соответствует термину "производство и оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей" , так как из определения "объекты" исключается процесс хранения. Например, с точки зрения промышленной безопасности хранение не является технологическим процессом. Таким образом, разработчику необходимо дать уточняющее определение термину "объекты, использующие в технологическом процессе метанол и метанолсодержащие жидкости". |
2. |
Смущает определение: метанолсодержащая жидкость - жидкость с массовой долей содержания метанола более 0,05% и массовой долей содержания воды более 65%. Если следовать этому определению, получается, что 50%-ый водный раствор метанола не является метанолсодержащей жидкостью, поскольку в нем менее 65% воды, зато производственные стоки с содержанием метанола 1% уже являются метанолсодержащей жидкостью. Это не логично. Также при формулировании определения следует учитывать, что на рынке обращается большое число нефтепромысловых химических реагентов с содержанием метанола от 50 до 80%, состав которых скрыт за названиями - деэмульгатор, ингибитор гидратобразований и т.п. Более логичным будет определение: метанолсодержащая жидкость - жидкость с массовой долей содержания метанола более 4% без ограничений по содержанию, наличию, отсутствию воды. Число 4% выбрано в связи с тем, что производственные стоки с содержанием метанола до 4% допускается закачивать в пласт. |
3. |
В проекте акта установлено, что он распространяется на производство. В понятие "производство" входят все технологические потоки, то есть любые потоки, обращающиеся в процессе производства и/или выходящие из производства. По нашему мнению, существует риск распространения требований на стоки предприятий, содержащие метанол свыше зафиксированной в проекте концентрации, что потребует дополнительных затрат на учет таких стоков. Предложенная концентрация метанола в определении метанолсодержащей жидкости, таким образом, создает предпосылки для избыточных требований к производителям. Предлагаем: 1. Изложить определение метанолсодержащей жидкости в следующей редакции: "Метанолсодержащая жидкость - жидкость с массовой долей содержания метанола более 10% и массовой долей содержания воды более 65 %; 2. Дополнить пункт 3 проекта акта формулировкой: "Положения настоящего Постановления не распространяются на технологические потоки производств, то есть на потоки, не выпускаемые далее с предприятия в виде товарной продукции в соответствии с документами по стандартизации". |
4. |
Предлагаем в определении "метанолсодержащая жидкость" вернуть массовую долю содержания метанола более 0,1%, что соответствует предложению Института катализа СО РАН, данному в экспертном заключении от 25 июня 2018 г. |
5. |
Не смотря на издание Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 12.07.2011 N 99 "Об утверждении СП 2.3.3.2892-11 "Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом" юридически не утратили силу СП 4132-86 "Общие санитарные правила при работе с метанолом. Краткие сведения о физических и токсических свойствах метанола". В связи с чем предлагается данным нормативным актом дополнительно отменить (признать утратившим силу на территории РФ) Санитарные правила СП 4132-86 "Общие санитарные правила при работе с метанолом. Краткие сведения о физических и токсических свойствах метанола" (утв. заместителем главного государственного санитарного врача СССР 18 июля 1986 г.). |
6. |
Пункт 5 рассматриваемого проекта акта упоминает разрешение на применение, выдаваемое Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". Вместе с тем, форма такого разрешения и порядок ведения реестра в настоящее время не установлены. Кроме того, по тексту акта не ясно, кто его должен получать разрешение на применение метанола - Производитель (он же получатель данного вида продукции?) или Покупатель (не производит, но использует метанол в технологических процессах подготовки нефти, газа и конденсата). |
7. |
Не понятен пункт 13 проекта акта в котором указаны требования к территории предприятий - должны быть обеспечены средствами сигнализации и проволочным ограждением. Речь идет о всей территории предприятия или к резервуарному парку метанола. Не понятны требования к проволочному ограждению. Для существующих парков хранения метанола потребуется реконструкция - перевооружение существующего ограждения, выполненного в рамках проекта, а так же монтаж сигнализации. Рекомендуем разработчику рассмотреть вопрос разработки отдельной нормативно-технической документации для проектирования объектов хранения метанола, в которых могут быть отражены все необходимые требования безопасности. |
8. |
Нужно уточнить, насколько идентичны термины "получатель данного вида продукции" и "производитель метанола". |
-------------------------------------------
*(1) Письмо Минэкономразвития России от 30 ноября 2018 г. N Д26и-667.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.