Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России от 05.10.2018)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений
Статья 1
"Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3582; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4591; N 49, ст. 7015) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить пунктом 23 следующего содержания:
"23) инженерные сооружения - объекты электросетевого хозяйства, тепловые сети, водопроводные сети, сети водоотведения, линии и сооружения связи, линейные объекты системы газоснабжения, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, их неотъемлемые технологические части.";
2) в статье 19:
а) наименование статьи 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерных сооружений в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог";
б) часть 1 изложить в новой редакции:
"1. Строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерных сооружений по инициативе лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, установленном настоящей статьей.";
в) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. В целях проектирования строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги с заявлением о выдаче технических условий, подлежащих обязательному исполнению при проектировании строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения, к владельцу автомобильной дороги вправе обратиться следующие лица:
1) владельцы инженерных сооружений в случае реконструкции и (или) капитального ремонта таких сооружений;
2) субъекты естественных монополий, организации связи, а также лица, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, или имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой требуется строительство инженерных сооружений;
3) лица, которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предоставлены технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с которыми предусмотрена обязанность таких лиц осуществить строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт инженерных сооружений.";
г) часть 21 изложить в следующей редакции:
"21. В предусмотренном частью 2 настоящей статьи заявлении должны быть указаны вид и (или) тип инженерного сооружения, показатели функционирования такого объекта (мощность и иные технические характеристики). К заявлению прилагается схема планируемого размещения инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги, которая должна содержать текстовое и графическое описания планируемого местоположения такого инженерного сооружения с указанием участка автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется размещение такого инженерного сооружения.";
д) дополнить частями 22 - 24 следующего содержания:
"22. Владелец автомобильной дороги в срок не более пятнадцати дней со дня поступления предусмотренного частью 2 настоящей статьи заявления выдает без взимания платы технические условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, указанными в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи.
23. Строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги обеспечиваются лицами, указанными в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта такого инженерного сооружения требуется выдача разрешения на строительство).
24. В случае, если вследствие строительства и (или) реконструкции инженерного сооружения осуществляется перенос такого инженерного сооружения за границы полосы отвода автомобильной дороги, такой перенос осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.";
е) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения в границах придорожных полос автомобильной дороги обеспечиваются лицами, указанными в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта такого инженерного сооружения требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические условия, подлежащие обязательному исполнению. Владелец автомобильной дороги выдает указанное согласие без взимания платы в срок не более пятнадцати дней со дня поступления заявления в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 - 3 части 2 настоящей статьи. Выполнение владельцем инженерного сооружения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту такого инженерного сооружения, расположенного в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в случае, если выполнение таких работ оказывает влияние на обеспечение безопасности дорожного движения и (или) сохранность автомобильной дороги, допускается при условии письменного уведомления владельца автомобильной дороги.";
ж) дополнить частями 31 - 35 следующего содержания:
"31. В предусмотренном частью 3 настоящей статьи заявлении должны быть указаны вид и (или) тип инженерного сооружения, показатели функционирования такого объекта (мощность и иные технические характеристики). К заявлению прилагается схема планируемого размещения инженерного сооружения в границах придорожной полосы автомобильной дороги, которая должна содержать текстовое и графическое описания планируемого местоположения такого инженерного сооружения с указанием участка автомобильной дороги, в границах придорожной полосы которой планируется размещение такого инженерного сооружения.
32.Технические условия, предусмотренные частями 22, 3 настоящей статьи должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов. Срок действия технических условий составляет три года со дня их выдачи.
33. В случае, если на дату выдачи технических условий, предусмотренных частями 22, 3 настоящей статьи, утвержден проект планировки территории, в соответствии с которым планируется реконструкция автомобильной дороги, в границах полосы отвода и (или) придорожной полосы которых планируется осуществлять строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения, сведения о наличии такого проекта планировки территории указываются в данных технических условиях. При этом владелец автомобильной дороги вправе выдать технические условия с учетом параметров автомобильной дороги, которые планируется достигнуть в результате указанной реконструкции.
34. Не допускается включать в технические условия строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения, предусмотренные частями 22, 3 настоящей статьи, требования, которые не связаны с таким строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом, с обеспечением безопасности дорожного движения и сохранности автомобильной дороги, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
35. В случае изменения владельцев автомобильных дорог или лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, переоформление технических условий, предусмотренных частями 22, 3 настоящей статьи, не требуется.";
з) в части 4 слова "прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций" заменить словами "строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения", слова "прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций" заменить словами "строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт такого инженерного сооружения";
и) в части 5 слова "прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций" заменить словами "строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения";
к) в части 6 слова "прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций" заменить словами "строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерных сооружений", слова "осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет" заменить словами "обеспечиваются лицами, указанными в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи,", дополнить предложением следующего содержания: "В этом случае технические условия также включают в себя технические условия, подлежащие обязательному исполнению при реконструкции или капитальном ремонте автомобильной дороги.";
л) часть 61 изложить в следующей редакции:
"61. Условия выполнения работ при строительстве, реконструкции и (или) капитальном ремонте инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги, порядок взаимодействия сторон при выполнении владельцами автомобильных дорог работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, при выполнении владельцами инженерных сооружений работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту таких инженерных сооружений, определяются договором, заключаемым лицом, указанным в пункте 1 - 3 части 2 настоящей статьи, с владельцем автомобильной дороги. Обязательным приложением к указанному договору являются технические условия, указанные в части 22 настоящей статьи.";
м) часть 62 изложить в следующей редакции:
"62. Договор, предусмотренный частью 61 настоящей статьи, должен содержать:
1) сведения об автомобильной дороге (идентификационный номер, наименование, местоположение автомобильной дороги) либо сведения об участке автомобильной дороги (идентификационный номер при его наличии, наименование, местоположение участка автомобильной дороги), а также в случае, если технические условия выданы в соответствии с частью 33 настоящей статьи с учетом планируемой реконструкции автомобильной дороги, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего проведение такой реконструкции;
2) сведения об инженерном сооружении, строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт которого планируется осуществлять в границах полосы отвода автомобильной дороги (тип и (или) вид инженерного сооружения, показатели функционирования такого объекта (мощность и иные технические характеристики), планируемое местоположение в границах полосы отвода автомобильной дороги;
3) обязательство лица, указанного в пункте 1 - 3 части 2 настоящей статьи, обеспечить строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения в соответствии с техническими условиями, выданными в соответствии с частью 22 настоящей статьи;
4) обязательства сторон по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) сроки выполнения работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту инженерного сооружения;
6) порядок взаимодействия сторон при выполнении владельцем автомобильной дороги работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, при выполнении владельцем инженерного сооружения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту такого сооружения. Порядок взаимодействия включает в себя обязательства лица, указанного в пункте 1 - 3 части 2 настоящей статьи, по информированию владельца автомобильной дороги о планируемых сроках выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги, обязательства владельца автомобильной дороги по информированию лица, указанного в пункте 1 - 3 части 2 настоящей статьи, о выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги в границах охранных зон инженерного сооружения, о случаях и порядке согласования сторонами выполнения указанных работ, порядок информирования о возникновении аварийных ситуаций, об иных обстоятельствах, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и сохранности автомобильной дороги, обязательства сторон по ликвидации их последствий.
Включение в указанный порядок взаимодействия иных обязательств сторон допускается только в случаях, если это вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований технических регламентов;
7) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение этого договора;
8) порядок возмещения владельцем инженерного сооружения убытков, причиненных строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом инженерного сооружения, владельцу автомобильной дороги в случае возникновения таких убытков в отношении платных автомобильных дорог или автомобильных дорог, содержащих платные участки, в связи с невозможностью исполнения владельцем такой автомобильной дороги обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
н) дополнить частями 63 - 65 следующего содержания:
"63. Включение в договор, предусмотренный частью 61 настоящей статьи, обязательств сторон по уплате денежных сумм, передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, не связанных со строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом инженерного сооружения, помимо обязательств, предусмотренных частью 62 настоящей статьи, не допускается.
64. Выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту инженерного сооружения в границах полос отвода автомобильных дорог при отсутствии заключенного договора, предусмотренного частью 61 настоящей статьи, не допускается.
65. В случае, если сведения об инженерных сооружениях составляют государственную тайну, подача заявления о выдаче технических условий, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции и (или) капитальном ремонте инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги, выдача таких технических условий, заключение предусмотренного частью 61 настоящей статьи договора в отношении таких инженерных сооружений осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.";
о) часть 7 изложить в редакции:
7. Лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи и осуществляющие строительство, реконструкцию, и (или) капитальный ремонт и эксплуатацию инженерного сооружения без предусмотренных частью 61 договора, частью 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта такого инженерного сооружения требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения, его эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения владельцем инженерных сооружений технических условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.";
3) дополнить статьей 191 следующего содержания:
"Статья 191. Строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерных сооружений, вызванных строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом автомобильной дороги.
1. Строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерных сооружений осуществляются в установленном настоящей статьей порядке в случаях строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта автомобильной дороги, в том числе влекущих за собой необходимость изменения их местоположения."
2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, владелец автомобильной дороги или застройщик обращается к владельцу инженерного сооружения с заявлением о выдаче технических условий, подлежащих обязательному исполнению, которое должно содержать сведения об автомобильной дороге (идентификационный номер, наименование, местоположение автомобильной дороги) либо сведения об участке автомобильной дороги (идентификационный номер при его наличии, наименование, местоположение участка автомобильной дороги), строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых планируется.
К заявлению прилагается схема автомобильной дороги на которой отображается местоположение инженерного сооружения, а также его предлагаемое местоположение вдоль автомобильной дороги, которая должна содержать текстовое и графическое описания планируемого местоположения такого инженерного сооружения с указанием участка автомобильной дороги на котором планируется размещение такого инженерного сооружения.
3. Владелец инженерного сооружения в срок не более пятнадцати дней со дня поступления предусмотренного частью 2 настоящей статьи заявления выдает без взимания платы технические условия, подлежащие обязательному исполнению владельцем автомобильной дороги или застройщиком для проектирования строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта автомобильной дороги, являющиеся неотъемлемой частью договора, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
Технические условия должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов. Срок действия технических условий составляет три года со дня их выдачи.
4. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения, обеспечивается владельцем автомобильной дороги или застройщиком в случае строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта автомобильной дороги или владельцем инженерного сооружения за счет указанных владельца автомобильной дороги или застройщика, за исключением случая, предусмотренного частью 65 статьи 19 настоящего Федерального закона, на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта такого инженерного сооружения требуется выдача разрешения на строительство).
5. Условия выполнения работ при строительстве, реконструкции и (или) капитальном ремонте инженерного сооружения, влекущих изменение его местоположения, определяются договором, заключаемым владельцем автомобильной дороги или в случае строительства автомобильной дороги застройщиком с владельцами такого инженерного сооружения. При этом указанный договор подлежит заключению в обязательном порядке, установленном гражданским законодательством для заключения договоров в обязательном порядке. Обязательным приложением к указанному договору являются технические условия, подлежащие обязательному исполнению.
6. Указанный в части 5 настоящей статьи договор должен содержать:
1) сведения об автомобильной дороге (идентификационной номер, наименование, местоположение автомобильной дороги) либо сведения об участке автомобильной дороги (идентификационной номер при его наличии, наименование, местоположение участка автомобильной дороги);
2) сведения об инженерном сооружении, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которого планируется осуществить, (тип и (или) вид инженерного сооружения, показатели функционирования такого сооружения (мощность и иные технические характеристики), планируемое местоположение в границах полосы отвода автомобильной дороги в случае, если после осуществления строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения такое сооружение будет расположено в проектируемых границах полосы отвода автомобильной дороги;
3) обязательство владельца автомобильной дороги, застройщика или владельца инженерного сооружения осуществить строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт такого сооружения в соответствии с техническими условиями, выданными в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
4) обязательства сторон по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) сроки выполнения работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту инженерного сооружения;
6) порядок взаимодействия сторон при последующем выполнении владельцем автомобильной дороги работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, выполнении владельцем инженерного сооружения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту такого инженерного сооружения либо обязательство сторон определить этот порядок в предусмотренный договором срок (в случае, если после осуществления строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерного сооружения такое сооружение будет расположено в границах полосы отвода автомобильной дороги). Содержание указанного порядка взаимодействия определяется в соответствии с пунктом 5 части 62 статьи 19 настоящего Федерального закона;
7) порядок возмещения владельцем автомобильной дороги или застройщиком владельцу инженерного сооружения убытков, вызванных строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом такого инженерного сооружения, в случае возникновения таких убытков в связи с невозможностью исполнения владельцем такого инженерного сооружения обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством;
8) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение этого договора.
7. В случае, если при выполнении работ, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, по инициативе владельца инженерного сооружения осуществляется изменение мощности и (или) иных технических характеристик инженерного сооружения, которое влечет за собой увеличение расходов на выполнение работ по его строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту, по сравнению с выполнением данных работ без изменения мощности и (или) иных технических характеристик этого инженерного сооружения, указанный в части 5 настоящей статьи договор должен содержать обязанность владельца такого инженерного сооружения возместить владельцу автомобильной дороги или застройщику расходы, возникшие в связи с такими изменениями, порядок и срок такого возмещения, либо осуществить такие изменения за свой счет в случае, если строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт инженерного сооружения осуществляется их владельцами. Размер указанных расходов определяется в соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт автомобильной дороги, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации.
8. Владелец автомобильной дороги или застройщик, осуществляющие строительство, реконструкцию, и (или) капитальный ремонт автомобильной дороги без предусмотренного частью 5 настоящей статьи договора, без разрешения на строительство владельца инженерного сооружения (в случае, если для строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта автомобильной дороги требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца инженерного сооружения обязаны прекратить строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт автомобильной дороги, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести инженерное сооружение в первоначальное состояние.
9. Включение в предусмотренный частью 5 настоящей статьи договор, обязательств сторон, помимо предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи обязательств, по уплате денежных сумм, передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, не связанных со строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом инженерного сооружения, не допускается.";
4) дополнить статьей 192 следующего содержания:
"Статья 192. Взаимодействие владельцев автомобильных дорог и владельцев инженерных сооружений при выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, по текущему обслуживанию и текущему ремонту инженерных сооружений в случаях, не связанных со строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом инженерных сооружений, строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом автомобильной дороги.
1. В случаях, не связанных со строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом инженерных сооружений, строительством, реконструкцией и (или) капитальным ремонтом автомобильной дороги владелец автомобильной дороги и владелец инженерного сооружения, расположенного в границах полосы отвода указанной автомобильной дороги, вправе заключить договор об установлении порядка их взаимодействия при выполнении владельцем автомобильной дороги работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, при выполнении владельцем инженерного сооружения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного сооружения.
2. Указанный в части 1 настоящей статьи договор должен содержать:
1) сведения об автомобильной дороге (идентификационный номер, наименование, местоположение автомобильной дороги) либо сведения об участке автомобильной дороги (идентификационный номер при его наличии, наименование, местоположение участка автомобильной дороги);
2) сведения об инженерном сооружении, расположенном в границах полосы отвода автомобильной дороги, участка автомобильной дороги (тип и (или) вид инженерного сооружения, показатели функционирования такого объекта (мощность и иные технические характеристики), местоположение в границах полосы отвода автомобильной дороги;
3) порядок взаимодействия сторон при выполнении владельцем автомобильной дороги работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, при выполнении владельцем инженерного сооружения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту такого сооружения. Порядок взаимодействия включает в себя обязательства лица, указанного в пункте 1 - 3 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, по информированию владельца автомобильной дороги о планируемых сроках выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного сооружения в границах полосы отвода автомобильной дороги, обязательства владельца автомобильной дороги по информированию лица, указанного в пункте 1 - 3 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, о выполнении работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги в границах охранных зон инженерного сооружения, о случаях и порядке согласования сторонами выполнения указанных работ, порядок информирования о возникновении аварийных ситуаций, об иных обстоятельствах, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и сохранности автомобильной дороги, обязательства сторон по ликвидации их последствий.
Включение в указанный порядок взаимодействия иных обязательств сторон допускается только в случаях, если это вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований технических регламентов.
4) ответственность сторон за неисполнения или ненадлежащее исполнение договора.".
5) в части 4.2 статьи 25 слова "прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций" заменить словами "строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерных сооружений", слово "коммуникаций" заменить словом "сооружений".
6) в части 7 статьи 31 слово "коммуникаций" заменить словом "сооружений".
7) в части 14 статьи 31 слово "коммуникаций" заменить словом "сооружений".
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений (далее - законопроект) подготовлен во исполнение абзаца второго подпункта "д" пункта 1 раздела I перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 8 октября 2014 г. (N Пр-2651ГС от 12 ноября 2014 г.), а также пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 г. N АД-П9-169, предусматривающих внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона, обеспечивающего;
ускорение процедур переноса инженерных коммуникаций в процессе строительства автомобильных дорог, в том числе в части заключения договоров аренды (сервитутов) в отношении территории, необходимой для выполнения соответствующих работ
привлечение собственников инженерных коммуникаций, переустраиваемых в связи со строительством и реконструкцией автомобильных дорог, к софинансированию работ по переустройству, если данными собственниками устанавливаются технические требования и условия, направленные на увеличение мощности и (или) улучшение технических характеристик инженерных коммуникаций.
Кроме того, пунктом 4 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 декабря 2017 г. N ДМ-П6-69пр поддержано предложение Минтранса России, касающееся целесообразности совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений в сфере дорожной деятельности, в том числе в части вопросов, связанных с переустройством инженерных коммуникаций, размещенных вдоль автомобильных дорог.
Ранее в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации была осуществлена подготовка проекта федерального закона N 74539-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект N 74539-6), положения которого были направлены на:
урегулирование правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных коммуникаций в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полосы отвода автомобильной дороги, а также в случае переустройства или переноса инженерных коммуникаций при установлении, изменении границ полос отвода автомобильных дорог в случае их строительства, реконструкции, капитального ремонта;
установление правового механизма заключения договора между владельцем автомобильной дороги и владельцем инженерных коммуникаций, а также определение существенных условий такого договора.
Текст законопроекта N 74539-6 неоднократно рассматривался на площадке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с участием представителей Минкомсвязи России, Минэнерго России, ПАО "Газпром", ПАО "Россети", ФСК "ЕЭС", ПАО "Ростелеком", ПАО "МТС", ОАО "АК "Транснефть", Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в том числе на совещаниях под Вашим председательством.
Кроме того, в декабре 2017 года у Первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации М.А. Акимова состоялось совещание с участием представителей Минтранса России, Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в рамках которого обсуждался текст законопроекта N 74539-6.
На вышеуказанном совещании отмечено, что Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации не имеет концептуальных замечаний по законопроекту N 74539-6, а полагает необходимым актуализировать редакцию его текста в связи с изменениями законодательства Российской Федерации, вступившими в силу за время, прошедшее с даты принятия законопроекта в первом чтении.
Вместе с тем постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 3076-7 ГД законопроект N 74539-6 был отклонен.
В силу неурегулированности взаимоотношений между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений, подлежащих выносу, в том числе за пределы полос отвода автомобильных дорог в связи с проведением ремонтных или строительных дорожных работ зачастую завышается стоимость дорожных работ, а также затягиваются сроки их выполнения.
Так, на сегодняшний день остались неурегулированными законодательством Российской Федерации следующие вопросы:
обязательность выдачи технических требований и условий в случае обращения владельцев автомобильных дорог к владельцам инженерных сооружений для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог;
правовой механизм заключения договора между владельцем автомобильной дороги и владельцем инженерных сооружений, в том числе с учетом существенных условий такого договора;
урегулирование правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений, в случае строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерных сооружений, их эксплуатации вдоль автомобильной дороги, а также в случае выноса таких инженерных сооружений при установлении, изменении границ полос отвода автомобильных дорог в случае их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Кроме того, в настоящее время принят Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", который, в том числе вводит понятие "инженерные сооружения".
Учитывая важность рассматриваемых вопросов, необходимость приведения норм законодательства об автомобильных дорогах, а также в целях безусловного исполнения абзаца второго подпункта "д" пункта 1 раздела I перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 8 октября 2014 г. (N Пр-2651ГС от 12 ноября 2014 г.) и пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 18 января 2018 г. N АД-П9-169 принятие законопроекта будет способствовать не только совершенствованию правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений, в случае строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта инженерных сооружений, их эксплуатации вдоль автомобильной дороги, а также в случае выноса инженерных сооружений при установлении, изменении границ полос отвода автомобильных дорог в случае их строительства, реконструкции, но и сокращению сроков реализации проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, их вводу в эксплуатации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем подлежит изменению ряд нормативных правовых актов Минтранса России, а именно:
приказ Минтранса России от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения";
приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г. N 373 "Об утверждении порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута;
приказ Минтранса России от 25 октября 2012 г. N 385 "Об утверждении форм примерных соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, а также капитального ремонта объектов дорожного сервиса и их эксплуатации, а также в целях установки и эксплуатации рекламных конструкций, и соглашений, предусматривающих размер платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений
Реализация принятого проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования правоотношений, возникающих между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.