Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 15.02.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2271 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, для осуществления трудовой деятельности не получают разрешительных документов. Доходы указанных лиц облагаются налогом в общем порядке.
При этом, в соответствии со статьей 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
по репетиторству;
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Данные преференции распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд и не привлекающих наемных работников для оказания соответствующих услуг.
Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, ежегодно подают уведомления о подтверждении своего проживания, указывая источник и размер дохода. Как правило, указанные лица, из числа работающих у физических лиц, подтверждают доходы справкой о наличии банковского вклада.
На территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание в Российской Федерации находится более 530 тысяч человек, на основании вида на жительство в Российской Федерации - более 600 тысяч.
По экспертным оценкам около половины вышеуказанных лиц являются самозанятыми. При этом ими используется медицинское и социальное обеспечение, предусмотренное законодательством Российской Федерации для указанной категории лиц, в том числе детьми посещаются детские сады, школы и т.д. Вместе с тем в Пенсионный фонд Российской Федерации отчисления не осуществляются.
В свою очередь, для иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, имеющих статус временно пребывающих лиц и работающих на основании патента налог на доходы исчисляется и уплачивается особым образом.
Так, фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц. Данная сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.
В случае, если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта Российской Федерации не установлен, его значение принимается равным 1.
Таким образом, иностранные граждане, работая на основании патента у физических или юридических лиц, ежемесячно уплачивают авансовые платежи, размер которых в каждом регионе свой (например, в г. Москве - 5000 руб.,в Московской области - 4750 руб., в г. Санкт-Петербурге - 3800 руб.).
Следует отметить, что иностранный гражданин, получивший патент и осуществляющий трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, также ежемесячно уплачивает налог на доходы.
Учитывая изложенное, иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание (выдается на три года) и вид на жительство (выдается на пять лет), получают право трудиться в период срока их действия, заплатив государственную пошлину в размере 1600 руб. и 3500 руб. соответственно, тогда как для работы на основании патента иностранный гражданин ежемесячно уплачивает налог на доходы (за год работы в г. Москве на основании патента иностранец платит около 60000 руб.).
Чтобы избежать уплаты ежемесячных авансовых платежей иностранные граждане стараются получить разрешение на временное проживание,не планируя дальнейшую интеграцию в российское общество.
В целях исключения подобных случаев и увеличения поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 2271 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается систему налогообложения доходов, предусмотренную для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании патента, распространить на иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Законопроектом предусмотрено предоставление иностранными гражданами, имеющими разрешение на временное проживание, при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, в том числе, документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Введенная в 2015 г. патентная система, предусматривающая уплату иностранными гражданами фиксированных авансовых платежей, показала хороший результат в части получаемых субъектами Российской Федерации денежных средств. Так, в 2017 г. сумма поступившего налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа составила более 50 млрд. руб., в 2018 г. - более 55 млрд. руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
В этой связи проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 2271 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предлагаемые им изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Принимая во внимание изложенное, в законопроекте установлено вступление в силу предусмотренных им изменений с обозначенной даты.
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.