Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих""
(подготовлен Минобороны России 13.02.2019 г.)
Настоящий законопроект направлен на повышение привлекательности военной службы по контракту сержантами, старшинами, солдатами и матросами. В этих целях законопроектом предусматривается предоставление права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту на территории субъектов Российской Федерации, где в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации такое право не предоставляется, а также одному члену их семей. Действие законопроекта также распространяется на курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, проходящих военную службу по контракту на территории этих же субъектов Российской Федерации, так как по статусу они приравнены к вышеуказанным военнослужащим.
До 2012 года все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и все члены их семей имели право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно.
С 1 января 2012 г. ряд социальных гарантий и компенсаций, в том числе по проезду на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков и обратно, были оптимизированы. Отмена ряда социальных гарантий и компенсаций стала одним из источников покрытия расходов на повышение денежного довольствия военнослужащих. При этом для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отдаленных и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями и за пределами территории Российской Федерации, а также для одного члена семей указанных военнослужащих социальная гарантия по проезду на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска была сохранена.
При подготовке в 2011 году проекта федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" планировалось обеспечить начисление денежного довольствия военнослужащим в воинском звании "лейтенант" на первой офицерской должности в Вооруженных Силах Российской Федерации в размере не менее 50 тыс. рублей.
Согласно подпункту "г" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить установление денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики.
Вместе с тем реальное денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории 55% субъектов Российской Федерации (где денежное довольствие начисляется без применения коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях), а также право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно не предоставляется) на должностях, соответствующих 1 - 3 тарифным разрядам, и имеющих выслугу до 5 лет (около 50% от общего числа сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту на территории указанных субъектов Российской Федерации), в 2019 году составляет 17,9 - 21,9 тыс. рублей (после уплаты налога на доходы физических лиц), а курсантов военных образовательных организаций высшего образования, проходящих военную службу по контракту, - 12,0 тыс. рублей, что значительно ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики.
Почти 51% военнослужащих из числа сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, имеют семью.
Низкий уровень денежного довольствия военнослужащих приводит к тому, что укомплектованность воинских должностей, соответствующих 1 - 3 тарифным разрядам, не превышает 77%.
В связи с тем, что для проезда к месту использования основного отпуска и обратно военнослужащие и члены их семей несут дополнительные финансовые затраты, кандидаты, поступающие на военную службу, неохотно едут служить в соединения и воинские части, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, где право на проезд на безвозмездной
основе к месту использования основного отпуска и обратно не предоставляется и денежное довольствие выплачивается без применения районных и других коэффициентов.
По итогам проведенных опросов, новый контракт о прохождении военной службы готовы заключить не более 59% военнослужащих.
За период с 2015 по 2018 годы количество военнослужащих, которые отказались продолжить военную службу по контракту и были уволены по окончании срока контракта, возросло более чем в пять раз (с 4,7 тыс. человек до 23,9 тыс. человек).
В условиях роста технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований одним из важнейших факторов повышения боевой готовности соединений и воинских частей является обеспечение высокой выучки и совершенствование навыков личного состава. Для этого необходимо обеспечить условия, способствующие сохранению кадрового состава соединений и воинских частей, заключению военнослужащими новых контрактов о прохождении военной службы.
В целях повышения привлекательности военной службы по контракту и обеспечения социальной справедливости законопроект предусматривает предоставление одинакового права на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно для сержантов, старшин, солдат, матросов, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, проходящих военную службу по контракту на всей территории Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на достижение целей государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны".
Законопроект предусматривает увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, финансируемым из федерального бюджета. В этой связи в целях включения соответствующих бюджетных ассигнований в федеральный закон о федеральном бюджете вступление в силу федерального закона планируется с 1 января 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.