Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 11.02.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 г. N Пр-1773 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 г. и направлен на определение правовых основ инициативного бюджетирования.
В настоящее время нормативное правовое регулирование процесса выдвижения, отбора, реализации и контроля за реализацией проектов инициативного бюджетирования, направленных на решение конкретных вопросов местного значения, финансируемых за счет средств местного бюджета с привлечением иных источников (добровольных платежей жителей муниципального образования (его части), имущественного или трудового участия граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций), осуществляется на региональном уровне и характеризуется значительным разнообразием применяемых подходов ("Программа поддержки местных инициатив", "Народный бюджет", "партиципаторное бюджетирование", "Решаем вместе!" и другие).
По данным ответов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на запрос Минфина России о предоставлении сведений об опыте реализации инициативного бюджетирования в 2017 году в 57 субъектах Российской Федерации на проекты, отобранные с участием граждан или с учетом их мнения, было направлено в общей сложности 14,5 млрд рублей. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в объеме 7,7 млрд рублей (2016 год - 5,1 млрд рублей), софинансирование населением и бизнесом - 1,1 млрд рублей (2016 год - 0,7 млрд рублей). Общее количество проектов (включая, те, реализация которых была продолжена в 2018 году) достигло 15 942 единиц.
Законодательство Российской Федерации не ограничивает органы власти субъектов Российской Федерации в принятии нормативных правовых актов по вопросам инициативного бюджетирования. За последние четыре года в ряде субъектов Российской Федерации приняты следующие законы: Закон Пермского края от 2 июня 2016 г. N 654-ПК "О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае", областной закон Ленинградской области от 15 января 2018 г. N 3-оз "О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области", Закон Московской области от 19 октября 2018 г. 170/2018-оз "О развитии инициативного бюджетирования в Московской области".
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации сложилось правовое регулирование инициативного бюджетирования на основе правил предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в том числе:
постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2017 г. N 168 "О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах";
постановление Правительства Пермского края от 10 января 2017 г. N 6-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае";
постановление Правительства Ульяновской области от 12 января 2018 г. N 7-П "О реализации на территории Ульяновской области проектов развития поселений и городских округов Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан".
Отдельные субъекты Российской Федерации выделяют практики инициативного бюджетирования в приоритетные проекты и государственные программы субъектов Российской Федерации. Например, указом Губернатора Ярославской области от 20 февраля 2017 г. N 50 "О губернаторском проекте "Решаем вместе!" регулируется практика инициативного бюджетирования в Ярославской области.
Однако из-за отсутствия комплексного нормативного правового регулирования в Российской Федерации понятие "инициативное бюджетирование" используется для иных процессов, также задействующих процедуры сбора мнения населения при отборе объектов (мероприятий), реализуемых впоследствии с использованием средств местных бюджетов: например, голосование граждан за проекты благоустройства территорий муниципальных образований, предлагаемые органами местного самоуправления.
В этой связи в целях определения единых подходов к инициативному бюджетированию предлагается внести изменения в главу 8 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), предусматривающие законодательное закрепление понятий "инициативные проекты" и "инициативные платежи".
Под инициативным проектом понимается мероприятие (комплекс мероприятий) по решению вопросов местного значения на территории (части территории) муниципального образования, инициированное и отобранное жителями муниципального образования (его части) через установленные законодательством Российской Федерации организованные формы осуществления местного самоуправления, финансовое обеспечение реализации которого осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Представительный орган (сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа) муниципального образования предлагается наделить правом принять нормативный правовой акт, содержащий порядок проведения инициативного бюджетирования на территории муниципального образования.
Одновременно статью 25.1 Федерального закона N 131-ФЗ о порядке проведения сходов граждан в части поселения, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, необходимо дополнить случаем проведения схода граждан по вопросу определения порядка проведения инициативного бюджетирования на территории поселения.
Наряду с этим предлагается ввести определение инициативных платежей, под которыми понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации инициативных проектов.
Вместе с тем отдельным проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предлагается включить в указанные статьи Бюджетного кодекса следующие положения об инициативных платежах:
исключение инициативных платежей из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, которое позволит обеспечить направление указанных средств исключительно на реализацию инициатив жителей по решению конкретных вопросов местного значения;
введение нормы о зачислении инициативных платежей в доходы муниципальных образований в качестве неналоговых доходов бюджетов.
Предлагаемая нормативная правовая основа сможет действовать наряду с практикой самообложения граждан, применяемой для решения конкретных вопросов местного значения.
Принятие законопроекта приведет к ряду положительных социально-экономических последствий, в том числе: укреплению роли местных сообществ в принятии бюджетных решений и развитии общественной инфраструктуры, повышению эффективности решения проблем местного значения за счет вовлечения граждан в принятие решений о социально-экономическом развитии своей территории.
С помощью реализации инициативного бюджетирования происходит изменение структуры местных бюджетов на основе приоритетов населения; повышение эффективности использования бюджетных средств, в частности, за счет более эффективного общественного контроля; наблюдается рост удовлетворенности населения качеством решения местных проблем.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Вступление в силу рассматриваемого федерального закона 1 января 2020 года обусловлено рисками нарушения процесса реализации проектов инициативного бюджетирования, отобранных, а также подлежащих реализации в 2019 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.