Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в часть вторую статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен МВД России 18.02.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в часть 2 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Законопроект) разработан в рамках поручения Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. N ЮБ-П4-8622 о целесообразности выведения из сферы действия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отношений, связанных с медицинским обеспечением соответствующих категорий лиц в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Реализация права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица) на охрану здоровья в рамках статьи 41 Конституции Российской Федерации, обеспечивается статьей 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", статьей 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 25 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьей 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 28 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
В силу вышеуказанных законодательных актов военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на такую социальную гарантию, как бесплатное получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях. В случае отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения военнослужащих и приравненных к ним лиц ведомственных медицинских организаций либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования, военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием такой медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральными органами исполнительной власти, в которых представлена военная и приравненная к ней служба.
Соответствующий порядок возмещения расходов медицинским организациям государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" и от 15 декабря 2018 г. N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" (далее - постановления).
Постановления предусматривают, что расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам,в установленных случаях возмещаются медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти (его территориальными органами или медицинскими организациями) по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, а за изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций.
Военнослужащие и приравненные к ним лица обладают особым правовым статусом в части реализации права на медицинскую помощь. Осуществляемые публично значимые функции зачастую связаны с ограничением возможности реализации гарантируемых законом прав, обусловленных особыми условиями прохождения службы, в том числе в отдаленных регионах, местах, где оказание гарантируемых законом услуг (медицинских) невозможно или затруднено, в частности, по причине отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения военнослужащего и приравненного к ним лица медицинских организаций федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования.
В целях обеспечения реализации прав военнослужащих и приравненных к ним лиц на медицинскую помощь в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации и предоставления им дополнительных гарантий Правительством Российской Федерации утверждены Правила, предусматривающие возмещение затрат (компенсация расходов) медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения за оказанные услуги, которые не могут быть оговорены заранее, так как заболевания сотрудников, виды медицинских услуг, оказываемых им в связи с обращением в указанные медицинские организации, и продолжительность лечения предопределить заранее невозможно. Установленный порядок возмещения расходов носит компенсационный характер оплаты расходов за оказанную медицинскую помощь, в связи с чем федеральными органами исполнительной власти (его территориальными органами или медицинскими организациями) не приобретается услуга на обеспечение государственных нужд, а возмещаются затраты (компенсируются расходы) за медицинскую помощь его военнослужащим и приравненным к ним лицам,в рамках предоставления им конституционных обязательных гарантий.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Компенсационный характер оплаты за оказанную медицинскую помощь не позволяет расценить приобретение услуги медицинской организации федеральными органами исполнительной власти, как оказание услуг на обеспечение государственных нужд, в том числе и в случаях, когда медицинская помощь оказывается военнослужащим и приравненным к ним лицам (находящимся в отпусках, в командировках и иных местах) в медицинских организациях, не имеющих договорных отношений с федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами или медицинскими организациями). Кроме того, возмещение затрат (компенсация расходов) медицинским организациям осуществляется по ценам (тарифам), порядок установления которых определен Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанные положения не позволяют применять Закон о контрактной системе для целей регулирования правоотношений между федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами или медицинскими организациями) и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.