Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности высоковольтного оборудования" (далее - проект технического регламента), направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в сроки с 10 мая по 21 июня 2018 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/10/05-18/00080632).
В соответствии с пунктом 44 Правил Минэкономразвития России в период с 23 по 31 января 2019 года были проведены публичные консультации по проекту технического регламента. По итогам проведения публичных консультаций по проекту технического регламента в Минэкономразвития России поступили позиции от ООО "ЭЛЬМАШ (УЭТМ)", ООО "Сибирская генерирующая компания", Россети,ПАО "ФСК ЕЭС", АО "Теплокоммунэнерго", АО "Черниговец", ООО "СГК" (Новосибирский филиал обособленных подразделений АО "СИБЭКО" ТЭЦ-2,3,4,5 и БТЭЦ), ПАО "РусГидро", ПАО "МОЭК", которые были частично учтены в настоящем заключении. Также поступили отдельные предложения и замечания, рекомендуемые для рассмотрения разработчику в целях их учета при доработке проекта технического регламента (прилагаются.)
По результатам рассмотрения проекта технического регламента Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих рисков его принятия в представленной редакции.
1. Проектом технического регламента устанавливаются положения, в отдельных случаях несущие риски невозможности выполнения устанавливаемых требований, что требует доработки проекта технического регламента, в том числе в части установления соответствующих переходных положений.
1.1. Следует отметить, что пунктом 34 проекта технического регламента предусмотрено, что высоковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз), подлежит оценке соответствия требованиям указанного технического регламента. Одновременно пунктом 35 проекта технического регламента проектируется, что подтверждение соответствия высоковольтного оборудования указанным требованиям предполагается осуществлять в форме декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 39 проекта технического регламента комплект документов, являющихся основанием для принятия декларации о соответствии, в зависимости от применяемой заявителем схемы декларирования соответствия включает в себя заключение органа по сертификации.
Согласно представленным в ходе проведения публичных консультаций по проекту технического регламента замечаниям в настоящее время органы по сертификации оборудования, относящегося к сфере регулирования проекта технического регламента, на территории Союза не созданы. Учитывая изложенное, в целях исключения рисков правоприменительной практики представляется целесообразным проведение дополнительного обсуждения необходимости установления достаточного переходного периода вступления в силу требований раздела VIII проекта технического регламента.
1.2. Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 36 проекта технического регламента устанавливается положение, согласно которому декларирование соответствия высоковольтного оборудования осуществляется на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
По информации, представленной в ходе проведения публичных консультаций, в настоящее время на территории Российской Федерации и других стран Союза отсутствуют технические возможности для проведения отдельных видов обязательных испытаний, обеспечивающих подтверждение соответствия установленным техническим требованиям (в частности, отсутствуют испытательные лаборатории, способные провести испытания на коммутационную способность высоковольтных выключателей на классы напряжения 220, 330, 500 и 750 кВ).
Учитывая указанный риск, представляется целесообразным проработать вопрос установления достаточного переходного периода для вступления в силу указанного положения проекта технического регламента с участием заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности.
2. Пунктом 49 проекта технического регламента проектируется норма, предусматривающая проведение периодической оценки сертифицированного высоковольтного оборудования (для схем 1с и 2с) органом по сертификации продукции в течение срока действия сертификата соответствия продукции один раз в год, посредством исследований (испытаний) и измерений образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) посредством анализа состояния производства.
Кроме того, предусматривается возможность принятия органом по сертификации решения по приостановке действия сертификата соответствия продукции либо прекращению действия сертификата соответствия продукции в случае получения отрицательных результатов периодической оценки сертифицированного высоковольтного оборудования.
2.1. Необходимо обратить внимание, что разработчиком проекта технического регламента не предусмотрен порядок принятия соответствующего решения, что влечет риски возникновения избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Следует учитывать, что, по оценкам экспертного сообщества, проведение испытания одного типа высоковольтного оборудования повлечет затраты не менее 30-40 миллионов рублей. Учитывая изложенное, указанная неопределенность в критериях принятия решения о приостановке действия сертификата или прекращении действия сертификата соответствия продукции может привести к избыточным и необоснованным расходам соответствующих субъектов.
Кроме того, положениями проекта технического регламента не определен порядок и случаи возобновления действия ранее приостановленных сертификатов соответствия продукции.
Таким образом, представляется целесообразным доработать редакцию проекта технического регламента в части установления соответствующего порядка и критериев принятия решения о прекращении действия сертификата соответствия продукции, а также определить процедуру возобновления действия ранее приостановленных сертификатов соответствия продукции.
2.2 Согласно предлагаемому регулированию устанавливается ежегодная периодическая оценка сертифицированного оборудования, при которой предусматривается необходимость повторения испытаний образцов выпускаемой продукции в аккредитованных испытательных центрах.
Согласно представленной в ходе проведения публичных консультаций позиции повторение испытаний, проведенных при разработке и при запуске продукции высоковольтной аппаратуры в производство, потребует значительных расходов от субъектов предпринимательской деятельности, а также организационно-временных затрат (от 6 до 8 месяцев) на проведение таких испытаний.
Учитывая изложенное, в целях исключения рисков возникновения избыточных расходов указанных субъектов представляется целесообразным рассмотреть возможность установления проведения периодической оценки сертифицированного высоковольтного оборудования (для схемы 1с и 2с) органом по сертификации продукции в течение срока действия сертификата соответствия продукции один раз в год, посредством анализа производства и/или проведения приемо-сдаточных испытаний с отбором образцов продукции с участием представителя органа по сертификации.
3. Дополнительно Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на наличие следующих замечаний, требующих дополнительного обсуждения либо носящих юридико-технический характер.
3.1. Представляется целесообразным исключить пункт 1.2 ГОСТ 11677-85 "Трансформаторы силовые. Общие технические условия" (с Изменениями N 1,2, 3,4, далее - ГОСТ 11677-85) из пункта 49 Перечня стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС "О безопасности высоковольтного оборудования" (далее - перечень стандартов), поскольку указанный пункт ГОСТ 11677-85 устанавливает, что нормальные условия работы трансформатора характеризуют следующими данными:
- высота установки над уровнем моря - не более 1000 м, кроме трансформаторов класса напряжения 750 - 1150 кВ, для которых высота установки над уровнем моря - не более 500 м;
- климатическое исполнение - У по ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" и ГОСТ 15543.1-89 "Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам".
При этом среднесуточная температура воздуха должна быть не более 30 °C и среднегодовая температура воздуха не более 20 °C, температура охлаждающей воды -не более 25 °C у входа в охладитель.
В то же время пунктом 18 проекта технического регламента, корреспондирующим с указанным положением ГОСТ 11677-85, установлено, что температура нагрева элементов высоковольтного оборудования (кроме заменяемого элемента предохранителей) не должна превышать максимально допустимых для них значений во всех предусмотренных режимах работы оборудования (номинальном режиме, режиме перегрузок, при протекании токов короткого замыкания).
Таким образом, представляется необходимым проработать с экспертным сообществом целесообразность подтверждения указанной статьи проекта технического регламента требованиями положения пункта 1.2 ГОСТ 11677-85, а также рассмотреть возможность изменения указанного требования на положения пункта 3.2.1 ГОСТ 11677-85.
Аналогичные замечания применимы к другим положениям проекта технического регламента.
Так, в перечне стандартов в пункте 49 полагаем целесообразным исключить пункты 3.4, 3.2.1.1- 3.2.1.6 ГОСТ 11677-85 "Трансформаторы силовые. Общие технические условия" (с Изменениями N 1,2, 3,4, далее - ГОСТ 11677-85), дополнив пунктами 3.7.4, 3.7.5 ГОСТ 11677-85, корреспондирующим с пунктом 15 проекта технического регламента.
Исключить пункты пункт 2.25 ГОСТ 2585-81 "Выключатели автоматические быстродействующие постоянного тока. Общие технические условия" (с Изменением N1) в перечне стандартов.
3.2. В настоящее время требования для высоковольтного оборудования определены в том числе техническими регламентами Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" и "О безопасности машин и оборудования".
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дополнить абзац 2 пункта 2 и 9 проекта технического регламента словами ", Таможенного союза" после слов "Союза".
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта технического регламента с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.