Проект Приказа Следственного комитета Российской Федерации "Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 27.02.2019 г.)
В целях совершенствования правового регулирования вопросов организации и осуществления в Следственном комитете Российской Федерации внутреннего финансового аудита, в соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52 (ч. I), ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632; 2018, N 14, ст. 1975), руководствуясь пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 4, ст. 471; 2014, N 21, ст. 2683; N 36, ст. 4834; 2015, N 10, ст. 1510), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Положение).
2. Руководителям подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет), главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов, а также организаций Следственного комитета организовать изучение Положения, утвержденного настоящим приказом, во всех заинтересованных подразделениях и обеспечить его безусловное выполнение.
3. Признать утратившим силу приказ Следственного комитета Российской Федерации от 20.02.2017 N 36 "Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2017, регистрационный N 46114).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Следственного комитета |
А.И. Бастрыкин |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Следственного комитета
Российской Федерации
от________ 2019 г. N
Положение
об осуществлении внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации
I. Общие положения
1. Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Положение) разработано в целях организации внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Следственный комитет).
Положение определяет основные цели, принципы, требования к организации, проведению и структуре внутреннего финансового аудита в системе Следственного комитета.
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в Следственном комитете в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила), с учетом требований Положения.
3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Следственного комитета, главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов, организаций Следственного комитета (далее - объекты аудита), направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
4. Целями осуществления внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств подразделениями Следственного комитета.
II. Организация внутреннего финансового аудита
5. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в Следственном комитете возлагается на Председателя Следственного комитета Российской Федерации (далее - Председатель Следственного комитета).
6. Организация внутреннего финансового аудита в Следственном комитете возлагается на управление аудита и ведомственного финансового контроля (далее - управление), которое подчиняется непосредственно Председателю Следственного комитета.
7. Управление при организации внутреннего финансового аудита осуществляет организационно-методическое обеспечение внутреннего финансового аудита в Следственном комитете, участвует в формировании основных направлений государственной политики в области совершенствования внутреннего финансового аудита.
8. Внутренний финансовый аудит осуществляется сотрудниками управления, наделенными полномочиями в соответствии с должностными инструкциями и на основе функциональной независимости (далее - субъект аудита), посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Председатель Следственного комитета при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
9. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:
а) оценивается надежность внутреннего финансового контроля;
б) подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;
в) подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
г) оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;
д) подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
е) подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
ж) подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.
10. Аудиторские проверки проводятся аудиторской группой под руководством должностного лица субъекта аудита, в состав которой при необходимости включаются сотрудники центрального аппарата Следственного комитета, главных следственных управлений, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов, организаций Следственного комитета (далее - следственные органы, организации Следственного комитета), обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, выполняющие обязанности и пользующиеся правами субъекта аудита (далее - проверяющий).
При формировании аудиторской группы не допускается возникновение конфликта интересов.
Включение в состав аудиторской группы сотрудников следственных органов и организаций Следственного комитета осуществляется с согласия руководителей подразделений, в которых они проходят службу (работают).
11. Деятельность субъекта аудита (проверяющего) основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
12. Должностные лица субъекта аудита (проверяющие) обязаны:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правовых актов Следственного комитета в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств с применением в соответствии с пунктом 47 (1) Правил основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении их методов аудита, а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторской проверки;
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и (или) выполняли внутренние бюджетные процедуры.
13. Должностные лица субъекта аудита (проверяющие) при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
14. Руководитель объекта аудита обеспечивает:
а) предоставление служебного помещения (помещений), оборудованного организационно-техническими средствами, средствами связи, канцелярскими принадлежностями, предоставление служебного транспорта и сохранность документов;
б) установку соответствующих программных продуктов (бухгалтерских, справочно-информационных) в зависимости от функциональных потребностей и решаемых задач при проведении аудиторской проверки;
в) назначение ответственного лица для обеспечения оперативного взаимодействия аудиторской группы (проверяющих) с должностными лицами объекта аудита;
г) содействие в проведении аудиторской проверки, предоставление документов и сведений, необходимых для проверки, а также справок и объяснений в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к проверочному мероприятию.
15. Независимые эксперты для участия в аудиторской проверке на платной основе привлекаются субъектом аудита по согласованию с Председателем Следственного комитета либо лицом, уполномоченным Председателем Следственного комитета на утверждение организационно-распорядительных документов по вопросам организации внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо).
16. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные, которые проводятся по местонахождению субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные, которые проводятся по местонахождению объекта аудита;
комбинированные, которые проводятся как по местонахождению субъекта аудита, так и по местонахождению объекта аудита.
17. В целях расчета необходимого времени проведения аудиторских проверок по степени охвата данных финансово-хозяйственных операций и методу проведения проверки подразделяются на сплошные и выборочные.
Сплошная проверка предусматривает проверку всех документов и регистров бюджетного учета объекта аудита, в которых отражена финансовая и хозяйственная деятельность.
При выборочной проверке аудиту подвергается какой-либо один вид операций или период деятельности объекта аудита.
При выявлении в ходе выборочной проверки нарушений, злоупотреблений и недостатков осуществляется переход к сплошному методу проверки участка деятельности объекта внутреннего финансового аудита.
18. Аудиторская проверка проводится на основании программы проведения аудиторской проверки, которая разрабатывается руководителем аудиторской (приложение N 1 к настоящему Положению) (далее - Программа) и утверждается не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проверки руководителем управления.
В соответствии с пунктом 45 Правил Программа должна содержать информацию о теме аудиторской проверки, наименовании объекта аудита, перечне вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, и сроках ее проведения, а также о виде проверки (камеральная, выездная, комбинированная), составе ответственных исполнителей и сроке представления отчета о результатах аудиторской проверки.
19. Программа может содержать общие вопросы в части:
а) организации внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;
б) применения автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
в) наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.
20. При проведении аудита достоверности и полноты бюджетной отчетности Следственного комитета также могут изучаться:
а) формирование показателей сводной бюджетной отчетности Следственного комитета;
б) состояние процедур формирования в подразделениях Следственного комитета и подведомственных ему администраторах бюджетных средств финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) вопросы, по которым принимаются решения исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
г) обоснованность и актуальность учетной политики, принятой подведомственными казенными учреждениями;
д) организация и осуществление в подведомственных получателях бюджетных средств внутреннего контроля совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
21. На основании утвержденной Программы руководитель аудиторской группы составляет Рабочий план проведения аудиторской проверки (приложение N 2 к настоящему Положению) (далее - Рабочий план).
22. Рабочий план утверждается руководителем управления не позднее чем за 3 рабочих дня до начала аудиторской проверки, после чего доводится руководителем аудиторской группы под роспись каждому члену аудиторской группы, ответственному за проверку вопроса (вопросов) Программы и оформление соответствующих разделов акта по результатам выполнения контрольных процедур.
23. Руководитель аудиторской группы по прибытии на объект аудита обязан ознакомить руководителя объекта аудита с Программой, представить членов аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения выездной проверки.
III. Планирование аудиторских проверок
24. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с Планом осуществления внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации (далее - План) (P407приложение N 3 к настоящему Положению).
План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются тема аудиторской проверки (проверяемые внутренние бюджетные процедуры), объект аудита, вид аудиторской проверки, срок проведения проверки, проверяемый период и ответственные исполнители.
25. Не позднее 25 декабря текущего календарного года руководитель управления составляет и представляет на утверждение Председателю Следственного комитета (уполномоченному должностному лицу) проект плана на следующий календарный год.
26. В целях составления Плана субъектами аудита проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
27. При планировании аудиторских проверок управлением учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Следственного комитета в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности субъекта аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.
28. По мере необходимости в План вносятся изменения.
Решение о внесении изменений в План принимается Председателем Следственного комитета (уполномоченным должностным лицом) на основании мотивированной докладной записки руководителя управления.
Внесение изменений в План осуществляется в порядке, установленном для утверждения Плана.
29. Внеплановые аудиторские проверки проводятся по решению Председателя Следственного комитета (уполномоченного должностного лица).
30. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением Председателя Следственного комитета (уполномоченного должностного лица), в котором указываются тема аудиторской проверки, наименование объекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, руководитель и состав аудиторской группы (должность, фамилия и инициалы).
IV. Проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов
31. Руководителю объекта аудита не позднее чем за 10 рабочих дней до начала аудиторской проверки направляются копия проверки и программы аудиторской проверки, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта аудита должны подготовить до начала проверки, а также специально разработанные для данной проверки формы документов (таблицы, справки, расчеты), необходимые для систематизации представляемой информации.
32. Аудиторская проверка проводится в соответствии с Программой с применением следующих возможных методов аудита:
а) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;
б) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
в) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) операций с материальными активами;
г) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работника подразделения внутреннего финансового аудита;
е) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета.
33. Для достижения целей аудиторской проверки применяются различные методы аудита, а также их комбинации в зависимости от целей аудиторской проверки, временных ограничений и ограничений в ресурсах.
34. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, субъект аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении их методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
35. Запрос, предусмотренный подпунктом "б" пункта 32 настоящего Положения, формируется руководителем аудиторской группы (проверяющим) в пределах или за пределами объекта аудита и направляется объекту аудита (вручается руководителю объекта аудита под роспись).
Ответ на запрос в письменной форме с приложением необходимых копий документов составляется объектом аудита и направляется руководителю аудиторской группы (проверяющему) в срок не позднее 5 рабочих дней после его получения объектом аудита.
36. Привлечение независимых экспертов производится по решению руководителя, назначившего аудиторскую проверку, на основании рапорта должностного лица субъекта аудита (проверяющего), в котором указываются причины необходимости получения сведений (заключений) от независимых экспертов.
37. Жалобы на действия субъекта аудита (проверяющего) направляются объектом аудита руководителю управления (руководителю, в непосредственном подчинении которого находится проверяющий).
38. Обжалование действий субъекта аудита (проверяющего) не приостанавливает выполнение их законных требований.
39. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие и надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
40. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объекта аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
з) акт аудиторской проверки.
Документы (копии документов), подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения, заверяются подписью руководителя финансово-экономического подразделения или иного уполномоченного лица объекта аудита.
41. Срок аудиторской проверки устанавливается исходя из объема проверочных действий и не может превышать 40 календарных дней.
42. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторской проверки) или продления аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы направляет руководителю управления докладную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.
Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки, но не может превышать 60 календарных дней.
43. Проведение проверки может быть приостановлено на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы:
а) при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения проверки, а также приведения в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) в случае непредставления объектом аудита информации, документов и материалов, представления неполного комплекта требуемой информации, документов и материалов, воспрепятствования проведению проверки, уклонения от проведения аудиторской проверки;
в) при необходимости обследования имущества и (или) документов, находящихся не по местонахождению объекта аудита.
44. Решение о приостановлении (продлении) аудиторской проверки принимается Председателем Следственного комитета (уполномоченным должностным лицом) на основании мотивированной докладной записки руководителя управления и оформляется распоряжением Председателя Следственного комитета (уполномоченного должностного лица) (далее - распоряжение Следственного комитета), которое доводится до сведения руководителя аудиторской группы, руководителя объекта аудита, а также руководителей подразделений центрального аппарата, следственных органов, организаций Следственного комитета, сотрудники которых включены в состав аудиторской группы.
45. Управление в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении проведения аудиторской проверки:
а) письменно уведомляет объект аудита о приостановлении проведения проверки и о причинах приостановления;
б) устанавливает срок для принятия необходимых мер по устранению препятствий в проведении проверки.
46. После устранения причин приостановления аудиторской проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, установленные распоряжением Следственного комитета.
47. Результаты аудиторской проверки оформляются актом по результатам аудиторской проверки согласно приложению N 4 к настоящему Положению, который подписывается руководителем и членами аудиторской группы.
48. В акте при описании каждого нарушения, выявленного в ходе аудиторской проверки, должны быть указаны:
а) положения законодательных и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Следственного комитета, которые были нарушены;
б) период, к которому относится выявленное нарушение;
в) содержание и сумма выявленного нарушения.
49. Акт камеральной аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем и членами аудиторской группы. При этом один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня его подписания руководителем аудиторской группы направляется объекту аудита.
50. Акт выездной (комбинированной) аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем и членами аудиторской группы в зависимости от характера, объема и сложности выездной проверки:
а) в пределах объекта аудита - в сроки, установленные для проведения выездной аудиторской проверки;
б) за пределами объекта аудита - не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания выездной (комбинированной) аудиторской проверки, указанным в распоряжении Следственного комитета о назначении выездной (комбинированной) проверки.
51. В первом случае один экземпляр акта выездной (комбинированной) аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита (должностному лицу, исполняющему его обязанности) для ознакомления под роспись.
В случае отказа руководителя объекта аудита (должностного лица, исполняющего его обязанности) от подписи об ознакомлении руководителем аудиторской группы в акте делается соответствующая запись.
Во втором случае акт выездной (комбинированной) аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания руководителем аудиторской группы направляется объекту аудита.
В обоих случаях один экземпляр акта выездной (комбинированной) аудиторской проверки приобщается к материалам данной проверки.
52. Внесение в подписанный руководителем и членами аудиторской группы акт каких-либо изменений на основании возражений руководителя и (или) иного ответственного должностного лица объекта аудита и вновь представляемых ими материалов не допускается.
В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта аудита с фактами, изложенными в акте, данные лица имеют право указать в акте на наличие возражений или пояснений.
53. Возражения (пояснения) излагаются в письменном виде сразу в ходе ознакомления с содержанием акта или направляются в управление в течение 5 рабочих дней после представления акта для ознакомления.
54. Управление в срок до 5 рабочих дней со дня получения письменных возражений (пояснений) рассматривает их обоснованность и дает по ним письменное заключение, один экземпляр которого направляется объекту аудита, а второй приобщается к материалам аудиторской проверки.
55. Содержание акта по результатам аудиторской проверки должно предоставлять исчерпывающие ответы на вопросы, подлежащие изучению в ходе аудиторской проверки.
56. При выявлении в ходе аудиторской проверки нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий, руководитель аудиторской группы осуществляет следующие действия:
а) незамедлительно оформляет в двух экземплярах акт о выявленных нарушениях, один экземпляр которого под роспись вручает руководителю или иным ответственным должностным лицам объекта аудита;
б) требует от руководителя или иных ответственных должностных лиц объекта аудита письменного объяснения по выявленным нарушениям;
в) в письменной форме доводит информацию о выявленных фактах до Председателя Следственного комитета (уполномоченного должностного лица) в целях принятия срочных мер по пресечению противоправных действий.
V. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность
57. На основании акта аудиторской проверки руководитель аудиторской группы составляет отчет о результатах аудиторской проверки (приложение N 5 к настоящему Положению). Данный отчет содержит информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
б) информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности (о соответствии порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином России, включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета), а также о соблюдении главным администратором бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
58. Выводы в отчете должны в сжатой форме отражать основные результаты аудиторской проверки, причины выявленных нарушений и недостатков, последствия, которые они могут повлечь за собой.
В выводах дается оценка ущерба (при его наличии), нанесенного федеральному бюджету и федеральной собственности с указанием конкретных должностных лиц, допустивших эти нарушения. Кроме того, если по результатам проведенных на данном объекте аудита предыдущих проверок были выявлены нарушения, в выводах необходимо отразить информацию о принятых мерах по их устранению, а также указать рекомендации и предложения, которые не были выполнены.
59. Предложения, формулируемые в отчете, должны основываться на выводах и быть направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков, возмещение ущерба (при наличии), причиненного федеральному бюджету и федеральной собственности. Вопрос о конкретных практических мерах по их устранению должен решаться непосредственно руководством объекта аудита.
Кроме того, при необходимости в отчете даются предложения:
по предъявлению санкций (не уголовных) в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;
по устранению существенных недостатков системы внутреннего контроля, отмеченных в ходе аудиторской проверки.
Предложения должны быть:
конкретными, сжатыми и простыми по форме, а также достаточно подробными по содержанию для их понимания в случае, если они рассматриваются отдельно;
практическими, то есть выполнимыми в разумный срок и в рамках действующего законодательства;
ориентированными на принятие мер, выполнение которых можно оценить или измерить;
адресованы должностным лицам, отвечающим за принятие соответствующих мер;
сформулированы таким образом, чтобы можно было проверить их исполнение.
60. При подготовке отчета следует руководствоваться следующими требованиями:
результаты аудиторской проверки, изложенные в отчете, должны соответствовать поставленным целям, сформулированные выводы - быть аргументированными;
отчет должен включать только ту информацию, заключения и выводы, которые подтверждаются надлежащими и соответствующими доказательствами, зафиксированными в акте и иных документах, оформленных в ходе проведения аудиторской проверки;
сведения, представленные в отчете, должны излагаться в беспристрастной форме, без преувеличения и излишнего подчеркивания.
61. Отчет о результатах аудиторской проверки, подписанный руководителем управления, с приложением акта аудиторской проверки в течение 15 рабочих дней с даты его подписания представляется Председателю Следственного комитета (уполномоченному должностному лицу).
62. По результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки Председатель Следственного комитета (уполномоченное должностное лицо) принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
д) о проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 25 Правил.
При принятии Председателем Следственного комитета решения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 62, руководитель объекта аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями субъекта аудита и осуществляет контроль за его выполнением.
63. Решения Председателя Следственного комитета (уполномоченного должностного лица), принятые по результатам аудиторской проверки, в форме информационного письма направляются объекту аудита в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.
64. Управление обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в Следственном комитете c пояснительной запиской.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации за очередной финансовый год составляется на основании отчетов о результатах аудиторских проверок и решений, принятых Председателем Следственного комитета (уполномоченным должностным лицом), до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом (приложение N 6 к настоящему Положению).
65. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля и достоверности бюджетной отчетности объектов аудита.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального бюджета.
66. В пояснительной записке к годовому отчету должна содержаться следующая информация:
а) краткая характеристика результатов осуществления внутреннего финансового аудита в отчетном периоде;
б) причины, повлекшие невыполнение Плана, увеличение фактических сроков проведения аудиторских проверок по отношению к плановым срокам и принятые меры по их устранению;
в) суммы и виды выявленных в отчетном периоде нарушений;
г) возмещение причиненного ущерба в отчетном периоде (в случае его выявления, в том числе и по результатам ранее проводившихся аудиторских проверок);
д) имеющиеся случаи передачи материалов внутреннего финансового аудита в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения;
е) иные решения, связанные с привлечением к ответственности за выявленные нарушения;
ж) наличие признанных обоснованными возражений со стороны объектов аудита;
з) иная необходимая информация.
67. Управление до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет Председателю Следственного комитета (уполномоченному должностному лицу) годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита и пояснительную записку к нему.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете
Российской Федерации
Рекомендуемый образец
|
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель управления аудита и ведомственного финансового контроля Следственного комитета Российской Федерации
__________ (расшифровка подписи) (подпись)
"____" __________ 20__ г. |
ПРОГРАММА
проведения аудиторской проверки
"____________________________________________________________________" (наименование аудиторской проверки)
1. Объект аудита: _________________________________________________
(наименование объекта аудита)
2. Основание для проведения аудиторской проверки:_________________
____________________________________________________________________ __
(реквизиты распоряжения или иного организационно-распорядительного документа о проведении аудиторской проверки, пункт годового плана внутреннего финансового аудита)
3. Вид аудиторской проверки:______________________________________
(камеральная, выездная, комбинированная)
4. Срок проведения аудиторской проверки: с "____"__________20__г. по "____" ___________20__г.
5. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской поверки:
5.1. ______________________________________________________________
5.2. ______________________________________________________________
5.3. ______________________________________________________________
6. Состав ответственных исполнителей: (определяется согласно распоряжению Председателя Следственного комитета Российской Федерации (уполномоченного должностного лица)
Должность, фамилия, имя отчество субъекта внутреннего аудита (руководитель аудиторской группы)
Должность, фамилия, имя отчество субъекта внутреннего аудита
Должность, фамилия, имя отчество субъекта внутреннего аудита.
7. Срок представления отчета о результатах аудиторской проверки Председателю Следственного комитета Российской Федерации (уполномоченному должностному лицу): (определяется исходя из временных параметров, установленных п. 61 Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации).
Руководитель аудиторской группы -
должность субъекта аудита (подпись) (расшифровка подписи)
"____" ___________ 20___ г.
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете
Российской Федерации
Рекомендуемый образец
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель управления аудита и ведомственного финансового контроля Следственного комитета Российской Федерации
подпись (расшифровка подписи)
"____" _______________ 20__ г. |
РАБОЧИЙ ПЛАН
проведения аудиторской проверки
"________________________________________________________________________ _______________" (наименование аудиторской проверки)
Вопросы, подлежащие изучению в ходе аудиторской поверки (из Программы проведения аудиторской проверки) |
Содержание работы (перечень контрольных процедур) |
Исполнители (Фамилия И.О.) |
Сроки выполнения работ |
||
начало |
окончание |
представление материалов для подготовки акта |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5.1. |
|
|
|
|
|
5.2. |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5.3. |
|
|
|
|
|
5.4. |
|
|
|
|
|
С рабочим планом ознакомлены:
Руководитель аудиторской группы |
(должность) |
(подпись) |
(расшифровка подписи) |
|
|
|
|
Члены аудиторской группы: |
|
|
|
|
________________________ (должность) |
______________________ (подпись) |
(расшифровка подписи) |
|
________________________ (должность) |
______________________ (подпись) |
(расшифровка подписи) |
"____" ___________ 20 ____ г.
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете
Российской Федерации
Рекомендуемый образец
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Следственного комитета Российской Федерации (уполномоченное должностное лицо)
подпись (расшифровка подписи)
"____" _______________ 20__ г. |
ПЛАН
осуществления внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете Российской Федерации
на 20__ год
N п/п |
Тема аудиторской проверки |
Объект аудита |
Вид аудиторской проверки |
Срок проведения |
Проверяемый период |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Руководитель управления
аудита и ведомственного
финансового контроля
Следственного комитета
Российской Федерации
подпись (расшифровка подписи)
"____" ____________ 20___г.
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете
Российской Федерации
Рекомендуемый образец
АКТ
по результатам аудиторской проверки
"____________________________________________________________________" (тема аудиторской проверки)
_______________________ |
"____" ___________20___ г. |
(место составления Акта)
Во исполнение п. ___ Плана проведения внутреннего финансового аудита в Следственном комитете Российской Федерации на 20 ___ год; распоряжения Следственного комитета от " ___ " ___________ 20 ___ г. N ____ в соответствии с Программой проведения аудиторской проверки от " ___ " ___________ 20 ___ г. аудиторской группой в составе:
руководителя - должность руководителя аудиторской группы, его фамилия и инициалы;
должность участника аудиторской группы, его фамилия и инициалы;
должность участника аудиторской группы, его фамилия и инициалы;
проведена аудиторская проверка " ______________________________________ ".
(тема аудиторской проверки)
Проверяемый период:
Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность в ______________________________________________________________________
(наименование объекта аудита)
в проверяемом периоде являлись ______________________________________________________________________
(ФИО руководителя и главного бухгалтера объекта аудита или лиц, исполнявших в проверенном периоде их обязанности)
Вид аудиторской проверки:
Срок проведения аудиторской проверки: с " ___ " _________ 20 ___г. по " ____ " _____________ 20 ___ г.
Методы проведения аудиторской проверки:
Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Краткая информация об объекте аудита.
В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее.
По вопросу N 1.___________________________________________________
По вопросу N 2.___________________________________________________
По вопросу N 3.___________________________________________________
(Краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы)
Приложение: на ____ л. в ____ экз.
Руководитель аудиторской группы -
должность субъекта аудита подпись (расшифровка подписи)
Участники аудиторской группы:
должность субъекта аудита подпись (расшифровка подписи)
должность субъекта аудита подпись (расшифровка подписи)
Один экземпляр Акта получен для ознакомления:
должность руководителя объекта аудита
(иного уполномоченного лица) подпись (расшифровка подписи)
"____" ___________ 20___ г.
Заполняется в случае отказа руководителя (иного уполномоченного лица) объекта аудита от подписи
От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта)
______________________________________________________________отказа лся.
(должность руководителя объекта аудита (иного уполномоченного лица)
Руководитель аудиторской группы -
должность субъекта аудита подпись (расшифровка подписи)
"____" ___________ 20___ г.
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете
Российской Федерации
Рекомендуемый образец
ОТЧЕТ
о результатах аудиторской проверки
____________________________________________________________________ __
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки:_______________
(реквизиты распоряжения или иного организационно-распорядительного документа о проведении аудиторской проверки, пункт годового плана внутреннего финансового аудита)
2. Тема аудиторской проверки: "__________________________________"
3. Проверяемый период: ___________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: с " ___ " ________ 20 __ г. по " ___ " ________ 20 __ г.
5. Цель аудиторской проверки: ____________________________________
6. Вид аудиторской проверки: ______________________________________
(камеральная, выездная, комбинированная)
7. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
7.1. ______________________________________________________________
7.2. ______________________________________________________________
8. По результатам аудиторской проверки установлено следующее:
_________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов Программы проверки)
9. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта проверки, изложенные по результатам проверки:
____________________________________________________________________ __
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений; при наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений) (номер, дата, количество листов, приложенных к Отчету, возражений)
10. Выводы:
10.1._____________________________________________________________ (излагаются выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и (или) достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности)
10.2._____________________________________________________________ (излагаются выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России (финансовым органом)
11. Предложения и рекомендации:
11.1. _____________________________________________________________
11.2. _____________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств)
Приложения: 1. Акт проверки __________________________________________________ (полное наименование объекта аудиторской проверки) на ____ листах в 1 экз. 2. Возражения к Акту проверки _____________________________________ (полное наименование объекта аудиторской проверки) на ____ листах в 1 экз. |
Руководитель управления
аудита и ведомственного
финансового контроля
Следственного комитета
Российской Федерации подпись (расшифровка подписи)
"____" ____________ 20 ____ г.
Приложение N 6
к Положению об осуществлении
внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете
Российской Федерации
Рекомендуемый образец
ОТЧЕТ
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
в Следственном комитете Российской Федерации
за 20 ___ год
N п/п |
Наименование аудиторской проверки, наименование объекта аудита |
Количество членов аудиторской группы |
Срок проведения аудиторской проверки (количество дней) |
Выявлено нарушений и недостатков по результатам аудиторской проверки |
Наличие (отсутствие) возражений со стороны объекта аудита |
Выводы |
|||
о степени надежнос-ти внутреннего финансового контроля и достовер-ности бюджетной отчетности |
о соответствии ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России |
||||||||
плановый |
факти-ческий |
количество |
сумма (руб.) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Руководитель управления
аудита и ведомственного
финансового контроля
Следственного комитета
Российской Федерации подпись (расшифровка подписи)
"_____" _____________ 20 ___ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.