Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
(от 05.03.2019 г. N 6382-СШ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/09-19/00088201).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в срок с 4 по 22 февраля 2019 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой указаны сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений. Общее количество поступивших замечаний и предложений - 1492, из которых 34 учтены/ частично учтены.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
По данным разработчика, проект акта подготовлен во исполнение пункта 2 раздела "Рыбохозяйственный комплекс" распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, предусматривающий разработку проекта федерального закона о "распределении 50 процентов объема квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по "историческому принципу", путем проведения аукциона в электронной форме".
По мнению разработчика, проект акта предусматривает внесение изменений в порядок закрепления и распределения квот добычи (вылова) крабов в целях повышения экономической эффективности для Российской Федерации от предоставления в пользование прав на добычу (вылов) крабов.
Проектом акта предлагается введение нового вида квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях), которые распределяются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в долевом соотношении по результатам проведения аукциона.
Доли квоты добычи (вылова) краба в инвестиционных целях закрепляются и предоставляются на 10 лет путем заключения договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) краба в инвестиционных целях (далее - договор о закреплении доли). При этом общий допустимый улов определенных видов крабов в определенных районах их добычи (вылова), распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, определяется в размере 50 процентов общих допустимых уловов таких водных биологических ресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Проектом акта также предусматривается, что при проведении аукционных торгов на победителя аукциона возлагается обязательство по реализации проектов по строительству на территории Российской Федерации объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, после заключения с ним договора о закреплении доли.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 25 февраля по 1 марта 2019 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования (справка о результатах проведения публичных консультаций прилагается).
Кроме того, 1 марта 2019 года в Минэкономразвития России состоялось открытое совещание в форме видеоконференции с участием представителей разработчика и субъектов предпринимательской деятельности.
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота, ООО "Русская Рыбопромышленная Компания" рисков и негативных последствий для бизнеса, которые могут возникнуть в случае принятия проекта акта, не усматривают.
Российский союз промышленников и предпринимателей, некоммерческая организация "ВАРПЭ", некоммерческая организация "Ассоциация краболовов Севера", некоммерческая организация "Ассоциация краболовов Севера", Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области, НКО "Ассоциация добытчиков минтая", Ассоциация рыбопромышленников "Северо-Запад", Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока, Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья, "Магаданская ассоциация рыбопромышленников", Союз "Ленинградская областная торгово-промышленная палата", НО СРПП "КАСПРЫБА", ГК ФЭСТ, АО "Рыболовецкий колхоз "Восток-1", АО "Архангельский траловый флот", АО "Феникс", АО "Североморский Альянс", ООО "Вирма", ООО "Северные промыслы", ООО "Норд Пилигрим", ООО "Северо-западная краболовная компания", ООО "Северо-западная краболовная компания - Мурманск", ООО "Каскад-Приморье", Правительство Архангельской области, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Общероссийское отраслевое объединение работодателей рыбной отрасли "Российский союз работодателей-рыбопромышленников" направили предложения и замечания.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия редакции проекта акта были определены следующие риски применения проекта акта в представленной редакции.
1. Согласно разделу 3 Сводного отчета проблемой, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, является текущее состояние рыболовного флота. Так, по данным разработчика, на промысле крабов было задействовано 155 единиц флота, при этом средний возраст указанных судов составляет 30 лет. В основном указанный рыбопромысловый флот представлен среднетоннажными судами советской или зарубежной постройки, переоборудованными под промысел крабов. Техническое состояние указанных судов с учетом их возраста, географические и климатические особенности осуществления добычи (вылова) крабов в совокупности создают повышенные риски безопасности экипажей на промысле. За период 2008-2018 годов пользователями квот добычи (вылова) крабов осуществлялись инвестиции по приобретению и/или переоборудованию для осуществления добычи (вылова) крабов бывших в эксплуатации рыбопромысловых судов, а также по приобретению иных рыбодобывающих организаций и/или непрофильных активов. За указанный период не зарегистрировано ввода в эксплуатацию ни одного построенного на территории Российской Федерации краболовного судна.
Таким образом, учитывая положения проекта акта и данные, приведенные в сводном отчете, в качестве основной цели разработчика указывается "стимулирование субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих рыболовство (а именно добычу (вылов) краба) и создание возможностей для входа на "рынок" под условием введения в эксплуатацию новых объектов".
1.1. Согласно перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", Минсельхозом России будет подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня объектов для строительства на территории Российской Федерации, предусмотренных проектами, реализуемыми в рамках договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства". Однако разработчиком в сводном отчете не представлено информации о том, какого рода объекты необходимо будет построить, а также об объемах финансирования для строительства таких объектов.
Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного комплекса, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере судостроительной промышленности. Учитывая, что положения проекта акта устанавливают необходимость строительства новых судов в случае приобретения новых квот, представляется необходимым дополнительно согласовать проект акта с Минпромторгом России.
1.2. Согласно разделу 6.2 сводного отчета, по мнению разработчика, иные способы решения существующей проблемы отсутствуют.
По данным участников публичных консультаций, с рядом отечественных верфей (такими как Хабаровский судостроительный завод, Ленинградская верфь "Пелла", Окский судостроительный завод") были заключены договоры о постройке крабодобывающих судов под условием вступления в силу проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления и закрепления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели", предусматривающего введение квот на инвестиционные цели на виды крабов, добываемые в Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах (краб камчатский, краб синий, краб равношипый, краб стригун-опилио, краб-стригун бэрди). Указанный проект постановления был подготовлен во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 764-р, однако до настоящего времени проект постановления не принят и не вступил в силу.
Кроме того, по данным участников публичных консультаций, краболовное судно возможно использовать только для ловли краба при условии смены ловушек в зависимости от вида краба.
Таким образом, разработчиком не проведен комплексный анализ существующей ситуации в рыбопромышленной отрасли и возможных альтернативных способов решения проблемы, описанной им как обоснование проектируемого регулирования.
2. Положениями проекта акта предлагается введение нового вида квот добычи (вылова) водных биоресурсов - квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, которые распределяются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в долевом соотношении по результатам проведения аукциона. Доли квоты добычи (вылова) краба в инвестиционных целях закрепляются и предоставляются на 10 лет путем заключения договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях.
При этом общий допустимый улов определенных видов крабов в определенных районах их добычи (вылова), распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, определяется в размере 50% общих допустимых уловов таких водных биологических ресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (пункт 5 и 8 проекта акта).
Согласно статье 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) общим допустимым уловом водных биоресурсов является научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида. Под квотой добычи (вылова) водных биоресурсов подразумевается часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства, а долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов является часть квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, закрепляемая за лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, и выраженная в процентах.
При этом в соответствии со статьей 31 Закона N 166-ФЗ квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах, международные квоты, предоставленные Российской Федерации, распределяются в долевом соотношении между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем заключения с ними договоров в следующих случаях:
1) в случае добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых ранее не осуществлялись промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, соответствующие квоты добычи (вылова) водных биоресурсов распределяются по результатам аукционов;
2) в случае включения вида водных биоресурсов в определенном районе их добычи (вылова) в перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, и определения соответствующей квоты путем распределения общего допустимого улова водных биоресурсов применительно к такой квоте при условии отсутствия действующих договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставляющих право на добычу (вылов) по такой квоте. Такая квота распределяется в долевом соотношении между лицами, осуществлявшими добычу (вылов) указанного вида водных биоресурсов в определенном районе, на основании договоров пользования водными биоресурсами, а объем доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов у этих лиц определяется на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) этими лицами водных биоресурсов за три года, предшествующих расчетному году;
3) в случае снятия ограничений рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов водных биоресурсов, и определения соответствующей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов путем распределения общего допустимого улова водных биоресурсов применительно к такой квоте при условии отсутствия действующих договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставляющих право на добычу (вылов) по такой квоте. Соответствующие квоты распределяются по результатам аукционов;
4) в случае предоставления Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых ранее осуществлялось промышленное и (или) прибрежное рыболовство в районах действия такого международного договора без заключения договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. Указанная квота распределяется в долевом соотношении между лицами, осуществлявшими добычу (вылов) указанного вида водных биоресурсов в определенном районе на основании договоров пользования водными биоресурсами, а объем доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов у таких лиц определяется на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за три года, предшествующих расчетному году;
5) в случае истечения срока действия договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, заключенных в отношении соответствующей квоты.
Таким образом, будет изъято 50% общего допустимого улова крабов, который в соответствии с действующей редакцией Закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" является общим допустимым уловом крабов и распределяется только применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства или по результатам проведения аукционов в случае, если произошло принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, например, в случае добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее семидесяти процентов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов.
Соответственно, при расчете долей квоты добычи (вылова) крабов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства будет количественно изменена величина расчета - общий допустимый улов крабов, что, в свою очередь, повлечет уменьшение количественного выражения (в тоннах) долей квоты добычи (вылова) крабов.
Таким образом, лица, с которыми заключены действующие в настоящее время договоры о закреплении доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, будут лишены 50% вылова крабов, на которые они имели бы право в соответствии с действующей редакцией Закона N 166-ФЗ.
Соответственно, для каждой организации, осуществляющей деятельность по добыче краба, произойдет существенное уменьшение объема вылова.
2.1. В настоящее время хозяйствующие субъекты - владельцы долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов финансово оказываются в менее выигрышных условиях по сравнению с новыми потенциальными участниками, так как они уже инвестировали средства в приобретение действующих квот, в осуществление текущей хозяйственной деятельности, получили и обслуживают долги по банковским кредитам, полученным на определенных условиях (в том числе условии неизменности деятельности по вылову краба).
В случае принятия проекта акта юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, желающим приобрести долю квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, придется дополнительно к существующим затратам осуществлять несколько первоначальных дополнительных существенных финансовых вложений, чтобы получить "новые квоты": равные стоимости лота, проданного через аукцион и стоимость объекта строительства.
Например, один из участников публичных консультаций сообщил, что в 2016 году участвовал в аукционе, проводимом Федеральным агентством по рыболовству, по приобретению квот на добычу краба стригуна-опилио в Восточно-Сахалинской промысловой зоне. Аукционный сбор на приобретение доли в 34% квот краба стригуна-опилио в этой зоне составил 2 202 777 тыс. рублей. Для оплаты этого сбора был взят банковский кредит и на текущий момент компания обслуживает этот долг и проценты по нему.
В случае принятия законопроекта чистой прибыли корреспондента, по его мнению, не хватит, чтобы обслуживать основной долг по этому кредиту в связи с тем, что окупаемость инвестиций рассчитывалась исходя из использования всей приобретенной квоты. Избыточная кредитная нагрузка, при снижении чистой прибыли, приведет к серьезному ухудшению финансового состояния компании и риску ее банкротства.
Обращаем внимание, что при приобретении в 2016 году на аукционе вышеуказанной квоты краба в Восточно-сахалинской зоне Росрыболовство заключило с компанией-участницей публичных консультаций договор о закреплении квоты на десять лет - до 31 декабря 2025 года. При этом на момент получения кредита для участия в указанном аукционе окупаемость квоты рассчитывалась исходя из прогнозируемой величины объема допустимого улова в условиях неизменности базовых принципов, заложенных в Законе N 166-ФЗ. Иными словами, оценивая целесообразность участия в аукционе и кредитования, компания полагала, что в течение срока действия договора размер принадлежащей пользователям квоты будет варьироваться в разумных пределах с учетом ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации общего допустимого улова.
По мнению участников публичных консультаций, если на тот момент они были проинформированы о том, что размер квоты в тоннаже с 2019 года может уменьшиться вдвое, то вероятно, отдельные участники аукционов предпочли бы не покупать квоты в текущем периоде.
Субъектами предпринимательской деятельности возможные совокупные финансовые потери по отрасли оцениваются приблизительно в 100 млрд. рублей, в том числе в связи с прогнозируемыми в случае реализации проектируемых норм неисполнением кредитных обязательств.
Одновременно следствием проектируемого регулирования может быть отвлечение средств компаний на аукционы вместо инвестиций в производство.
2.2. В случае принятия проекта акта юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, желающим приобрести долю квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, придется осуществлять несколько первоначальных существенных финансовых вложений, чтобы получить "новые квоты": стоимость лота, проданного через аукцион и стоимость объекта строительства.
В ходе аукционов в мае 2017 года было реализовано право на добычу 5 тысяч тонн крабов, участники аукционов заплатили за это право около 25 млрд. рублей (около 5 млн. за тонну краба). Как было отмечено участниками публичных консультаций, поведение участников аукционов (и их финансовые прогнозы) было основаны на базовой уверенности в том, что уже имеющиеся у них договоры на право добычи (вылова) крабов будут гарантированно перезаключены в 2018 году. Кроме того, участники аукционов были уверены в том, что им не понадобятся финансовые ресурсы для сохранения уже имеющегося у них производственного ресурса и поэтому были готовы идти на финансовый риск в целях приобретения дополнительного объема производственных ресурсов и были готовы к освоению таких объемов вылова.
По данным участников публичных консультаций, в 2017-2018 гг. общий допустимый улов краба составлял около 80 тыс. тонн.
Согласно пункту 9 Сводного отчета разработчик предполагает, что принятие проекта акта приведет к росту доходов федерального бюджета за счет реализации в 2019 -2020 годах на аукционах прав на добычу (вылов) крабов в общем размере около 82 млрд рублей (около 2 млн. за тонну краба).
2.3. Обращаем внимание, что инвестиционный подход, предусмотренный пунктом 7 статьи 29.3 Закона N 166-ФЗ, предусматривает лишь затраты на осуществление инвестиций на рыбопромысловый флот, построенный на российских судостроительных верфях и (или) предприятиях как имущественный комплекс, предусмотренный статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации, предназначенный для производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов и построенный на территории Российской Федерации. В то же время проектируемые проектом акта "новые" владельцы долей квот добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях будут оказываются в менее выгодных условиях по сравнению с участниками по добыче других видов, предусмотренных пунктом 7 статьи 29.3 Закона N 166-ФЗ.
2.4. По данным участников публичных консультаций, с учетом последних изменений Закона 166-ФЗ, закрепляющего на следующие 15 лет квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, позволили получить отрасли высокий рейтинг доверия со стороны финансовых институтов. Такие банки, как Сбербанк, Альфабанк, Россельхозбанк, в настоящий момент имеют крупные кредитные портфели в рыбной отрасли.
Как отмечают участники публичных консультаций, в отрасли практически нет моноресурсных компаний (добывающих только один вид водного биоресурса). Большая часть компаний добывает широкий спектр водных биоресурсов, в том числе и крабовые объекты, которых, например, на Дальнем Востоке 9 видов в 11 районах промысла (более 30 единиц запаса). В зависимости от вида и района промысла крабы имеют разную рыночную ценность и рентабельность.
Так как многие кредитные портфели сформированы с учетом крабового сегмента, по мнению представителей отрасли, отказ в 2019 году от принципа долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) в отношении крабовых объектов приведет к немедленному отказу финансовых институтов от перспективного и действующего финансирования многих инвестиционных проектов в отрасли. Как следствие, это может привести к дефолту по обязательствам и возможному банкротству ряда рыболовных компаний.
3. Сокращение доли квот на вылов краба для отдельных организаций, занимающихся в настоящее время выловом краба, может привести к существенным социальным и экономическим последствиям для регионов Дальневосточного и Северного рыбохозяйственных бассейнов.
Участники публичных консультаций - представители 80% крабодобывающей отрасли - оценивают вероятность своего участия в "новых" аукционах как низкую. Таким образом, при существенном сокращении доли вылова последуют соответствующие изменения экономической деятельности добывающих организаций, что, в свою очередь, может привести к отрицательным последствиям для территорий, на которых осуществляется деятельность.
Так, участники публичных консультаций, осуществляющих деятельность в Магаданской области, ожидают следующие негативные последствия:
- сокращение персонала рыбодобывающих компаний до 35%;
- снижение доходов регионального бюджета по сборам за пользование объектами водных биоресурсов, налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций;
- сворачивание низколиквидных производств и объектов: закрытие двух действующих рыбоперерабатывающих заводов, ликвидация торговой сети, через которую готовая продукция заводов реализуется на местном рынке и поступает в другие российские регионы, закрытие производственных баз и холодильных мощностей;
- образование рыбопродуктового дефицита, рост потребительских цен, замещение высвобожденной ниши местной продукции импортной продукцией;
- деградация портового хозяйства рыбного терминала Магаданского морского порта, упадок вспомогательных береговых служб;
- остановка проектов по строительству трех среднетоннажных судов (двух краболовов и одного трубачелова), одного крупнотоннажного траулера, запуску нового рыбоперерабатывающего цеха в национальном селе;
- снижение уровня заработной платы в отрасли;
- остановка социальных проектов, реализуемых в г. Магадан, в том числе прекращение социального проекта по обеспечению местного населения охлажденной рыбой по доступным на Дальнем Востоке ценам.
Так, в г. Магадане реализуется направление по добыче окуня, трески, минтая и камбалы в прибрежной зоне с целью доставки их населению в охлажденном виде по низким ценам. Указанное направление, по данным представителей бизнес-сообщества, было заведомо убыточно, так как исходя из незначительных объемов реализации, малой емкости местного потребительского рынка, оно не покрывало всех расходов, связанных и доставкой рыбы на берег. Например, в г. Магадане малорентабельное направление финансируется за счет выручки от реализации добытых крабов. Если финансово-экономические результаты крабового промысла ухудшатся, в частности, из-за перенаправления 50% общего допустимого улова крабов на аукционы, в первую очередь пострадают такие социально значимые проекты.
В Сахалинской области проектируемое регулирование, по экспертной оценке, повлечёт потерю не менее 2 000 рабочих мест (из них 800 человек прямого плавсостава, со сменным экипажем судов еще 800 человек и 400 человек обслуживающего персонала: порт, грузчики, стивидоры, экипажи транспортных судов, работники и обслуживающий персонал холодильников, офисные менеджеры) (без учета потери рабочих мест в смежных отраслях).
При потере 2 000 рабочих мест в том числе произойдет снижение сборов НДФЛ. Средняя заработная плата работников в рыбной отрасли составляет 70 000 рублей. При 80% сборов в бюджет Сахалинской области от НДФЛ неуплата составит 218 400 тыс. рублей.
Кроме того, предприятиями, ведущими добычу (вылов) краба на территории Сахалинской области, ведется активная инвестиционная деятельность по строительству объектов инфраструктуры, развитию туристического, гостиничного и спортивного комплексов. За прошедшие 3 года вложено порядка 9 млрд. рублей и планировалось вложить еще не менее 7 млрд. рублей. Изъятие половины квот добычи (вылов) краба приведет к приостановке реализации отдельных проектов и, соответственно, в область не будут вложены заявленные 7 млрд. рублей.
Прогнозируемые сокращение персонала, снижение уровня заработных плат, приостановление деятельности местных рыбодобывающих предприятий, снижение либо прекращение вложений в социальную инфраструктуру территорий могут привести к росту миграции населения из дальневосточных, северных регионов страны.
Участники публичных консультаций указали как на одно из самых опасных последствий реализации проекта акта уменьшение численности населения в прибрежных территориях России.
4. Согласно пункту 8 проекта акта право на долю квоты добычи (вылова) крабов закрепляется на десять лет и предоставляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в случае проведения аукциона до 1 июля года, в котором проводится аукцион, - с 1 января следующего года или в случае проведения аукциона после 1 июля года, в котором проводится аукцион, - с 1 января второго года, следующего за годом проведения аукциона.
Таким образом, право пользования долей квоты добычи (вылова) краба приобретается до введения в эксплуатацию объекта, строительство которого предусматривается при получении указанной квоты.
Представляется возможным, что при реализации проектируемых норм может начаться вылов и реализация краба до завершения строительства объектов или, в случае отсутствия у субъекта соответствующих судов, он не сможет реализовать право на добычу в течение периода строительства объекта.
5. Проектом акта не предусматривается переходного периода. Между тем новое регулирование требует достаточного периода как для возможности адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию, так и для подготовки и принятия нормативных правовых актов, отсылочные нормы на которые предусмотрены проектом акта.
6. Одновременно обращаем внимание, что разделы 10, 11 сводного отчета не содержат сведений и расчетов о предполагаемых рисках и негативных последствиях для субъектов предпринимательской деятельности, которые могут возникнуть в случае принятия проекта акта. Не представлены также данные о количестве субъектов предпринимательской деятельности, которых коснется проектируемое регулирование. Отсутствие соответствующей информации может свидетельствовать о недостаточном анализе разработчиком последствий принятия проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 129 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.