Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 01.03.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизма администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
1. Законопроектом предлагается установить возможность финансовым органам субъектов Российской Федерации, финансовым органам муниципальных образований получать от органов Федерального казначейства информацию из расчетных документов о поступивших не только от юридических лиц, но и от индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением) для проведения финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований анализа эффективности государственной поддержки оказываемой за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе, предприятиям агропромышленного комплекса.
2. Законопроектом предлагается урегулировать вопрос по уточнению невыясненных поступлений (далее - НВС), неуточненных в течение трех и более лет со дня их поступления, в целях устранения условий, способствующих росту невостребованной кредиторской задолженности по доходам бюджета.
Территориальными органами Федерального казначейства регулярно проводится работа с администраторами доходов федерального бюджета по уточнению НВС. Однако, при отсутствии у администраторов доходов данных, подтверждающих принадлежность платежа, произвести уточнение платежей зачастую не представляется возможным.
Таким образом, ежегодно сумма НВС увеличивается, в связи с чем предлагается использовать механизм уточнения в целях минимизации невостребованных платежей, отражающихся в качестве НВС.
При этом учитывая, что в настоящее время срок уточнения (возврата) НВС законодательством Российской Федерации не установлен, законопроектом предусмотрен трехлетний срок возможного осуществления возврата, зачета и уточнения НВС, по истечение которого НВС учитывается администратором доходов бюджета в составе прочих неналоговых доходов соответствующего бюджета.
3. С целью урегулирования вопроса возврата (уточнения) невостребованных платежей, в том числе неналоговых доходов бюджета, законопроектом предлагается также введение новой статьи, предусматривающей нормы по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет с указанием срока, в течение которого осуществляется такой возврат.
Стоит отметить, что налоговым и таможенным законодательством также установлен запрет на осуществление возврата (уточнения) платежей по истечении трех лет с даты уплаты платежа (даты последнего распоряжения об использовании платежа), в связи с чем считаем необходимым урегулировать вопрос по возврату (уточнению) неохваченных законодательством, в том числе невостребованных платежей.
4. Во исполнение пункта 1.2 Плана мероприятий ("дорожной карты") по порядку организации работы в целях наделения и исполнения Федеральной службой судебных приставов (ее территориальными органами) бюджетных полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным взысканиям (штрафам), назначаемым судами, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 ноября 2018 г. N 8993п-П13, законопроектом предлагается установить, что бюджетные полномочия по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным взысканиям (штрафам), назначаемых судами по результатам рассмотрения гражданских и административных дел (в случае отсутствия органа или учреждения от имени которых соответствующее должностное лицо направило дело на рассмотрение в суд (мировому судье), обратилось в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав), дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях, за исключением штрафов, выносимых в рамках налогового и таможенного законодательства, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Законопроект направлен на решение ряда проблемных вопросов, связанных с реализацией норм бюджетного законодательства Российской Федерации в части принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет. Так, пунктами 1 и 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определен закрытый перечень случаев, при которых платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию.
Возможность признания безнадежной к взысканию задолженности по исполнительскому сбору, вынесенному судебным приставом-исполнителем к не уплаченному административному штрафу, положениями статьи 47.2 Бюджетного кодекса не предусмотрены, в связи с чем введен новый случай, допускающий возможность признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в части исполнительского сбора, вынесенного судебным приставом-исполнителем к не уплаченному административному штрафу, по истечении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом обязательным условием в данном случае определено отсутствие частичной уплаты (взыскания) административного штрафа. Тем самым исключаются риски необоснованного признания безнадежной к взысканию и последующего списания задолженности, потенциально возможной к поступлению в бюджетную систему Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта позволит повысить эффективность принимаемых мер, направленных на снятие отдельных проблем в деятельности главных администраторов (администраторов) доходов бюджета при исполнении ими бюджетных полномочий по администрированию доходов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.